|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
25.07.2004 17:32:50
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
После смерти Н. И. Путилова. А. И. Путилов и новый взлет предприятия (+)
(Продолжение. стр. 272)
После смерти Н. И. Путилова Государственный банк продал Путиловские акции синдикату Брянского и Варшавского сталелитейных заводов.
Предприятие перешло в руки новых хозяев, но по-прежнему называлось Путиловским заводом. Синдикат прибрал к рукам русский рельсовый
рынок, на котором до этого лидировал Путиловский завод. Через два года ведущим на рынке по продаже железнодорожных рельсов стал
Брянский сталелитейный завод. Путиловский завод как конкурент теперь не представлял опасности, и синдикат продал его акции.
Покупателем знаменитого предприятия стал Н. Н. Анцыфоров, председатель Международного банка и управляющий имуществом графа
Строганова. При нем начался период нового возрождения Путиловского завода. К этому времени в двенадцати цехах предприятия работало
около трех тысяч человек. Многочисленные и довольно убогие заводские постройки были тогда беспорядочно разбросаны на обширной
территории. Действовали мартеновская, литейная, кузнечная и прокатная мастерские, построенные еще при Н. И. Путилове. Позже
выстроили вагонную и механическую мастерские. Деревья, росшие во дворе вблизи мастерских, придавали заводу необычный вид. Позади
вагонного цеха, до самого залива, тянулась болотистая пустошь. В стороне, слева от Петергофского шоссе, еще сохранилась заповедная
роща.
Расширение завода началось с вырубки деревьев между цехами и уничтожения старой рощи. Завод расчищали от зелени, поднимали низины и
осушали болота под будущие производственные объекты: лафетно-снарядную, паровозно-механическую, пушечную, прессовую и сборочную
мастерские. Это были не арочные строения системы Путилова, а каменные производственные корпуса, крытые железом, с прочными колоннами
внутри и подкрановыми путями. В последующие десять лет при поддержке правительства завод вновь вошел в число крупнейших предприятий
России, выпускающих паровозы и железнодорожные вагоны, новейшие артиллерийские орудия и даже корабли. Предприятие постепенно
превращалось в лидера отечественного машиностроения.
Выпуская разнообразную промышленную продукцию, являясь крупнейшим центром конструкторской мысли в России, Путиловский завод много
сделал для развития отечественного флота. С 1883 года на заводе началась прокатка корабельной стали и балок, причем именно здесь
впервые в России изготовили из литой стали форштевень и ахтерштевень одного из первых русских броненосцев. Спустя три года
Путиловский завод первым в стране освоил выпуск гидравлических тормозов отката для корабельных орудий, установленных затем на
крейсере <Адмирал Корнилов> и на канонерских лодках <Кореец> и <Манджур>. Одновременно путиловцы начали поставлять флоту первые
торпедные аппараты для номерных миноносцев.
Опыт, накопленный при изготовлении сложных артиллерийских корабельных систем, позволил предприятию разработать для броненосца
береговой обороны <Генерал-адмирал Апраксин> проект первой башенной установки с электрическим силовым приводом. В течение пяти лет,
с 1889 но 1894 год, пути-ловцы выпустили 28 подобных установок, которыми были вооружены пять отечественных броненосцев. Перед Первой
мировой войной на Путиловском заводе изготовили орудийные башни для новейших русских дредноутов - линкоров <Севастополь>, <Гангут>,
<Полтава> и <Петропавловск>.
Начало собственно судостроительного дела на Путиловском заводе следует отнести к 1887 году, когда в устье реки Екатерингофки
соорудили первые стапели для строительства небольших судов. В те же годы возвели первые корпуса судостроительных мастерских и
значительно углубили водный бассейн, в нем предполагалось производить достроечные работы на спущенных на воду судах. Развитию
судостроительного направления на верфях Путиловского завода во многом способствовало его выгодное местоположение. Юго-западная
территория предприятия располагалась в непосредственной близости от Финского залива и Морского канала. Немаловажное значение имела и
близость территории путиловской судостроительной мастерской от Морского торгового порта и возможность в случае войны обеспечить
надежную защиту со стороны моря.
===================
Башенная мастерская Путиловского завода. Фото 1915 г.
===================
В 1887 году на Путиловской судоверфи заложили первые военные корабли - миноносцы <Биорке> и <Рогенсальм> - водоизмещением 81 тонна.
В 1890 году здесь произошел торжественный спуск на воду миноносцев <Гапсаль> и <Моонзунд>, а в 1894 году - <Тосно> и <Домеснес>.
Скорость первых русских миноносцев тогда составляла 20 узлов. Начиная с 1905 года Путиловский завод приступил к строительству более
крупных кораблей - - эскадренных миноносцев <Москвитянин> и <Доброволец> водоизмещением 570 тонн и скоростью 25 узлов. Но особую
известность в области судостроения Путиловский завод получил 21 июня 1911 года после спуска на воду эскадренного миноносца <Новик> -
головного корабля многочисленной серии быстроходных турбинных эсминцев русского флота. Создание этого миноносца в путиловской
судостроительной мастерской - одна из самых ярких и важных страниц в истории отечественного военного судостроения.
В 1880-1890-х годах территория Путиловского завода значительно расширилась за счет присоединения к ней участков двух старинных
приморских усадеб. С востока завод граничил с дачным участком, пожалованным еще в 1762 году генерал-майору А. П. Мельгунову. Затем
эту дачу приобрел адмирал граф С. И. Мордвинов, а 1810 году ею владел И. П. Пущин. Именно у его наследников и купила дачу
администрация Путиловского завода. На ее территории возвели заводские корпуса: в 1897 году обустроили сталепрокатный и мартеновский
цех, большой многопролетный производственный корпус, выходящий своим фасадом на Петергофское шоссе.
Приобретенный западный участок земли являлся приморской усадьбой бригадира Михаила Александровича Яковлева, пожалованной ему в 1762
году. Во второй половине 1770-х годов ею владел князь А. А. Вяземский. В начале XIX столетия имение, разделенное на два участка,
наследники князя продали надворному советнику Е. А. Чебликову и М. А. Кусовникову. Далее эти два участка разделили на четыре части и
продали купцу 2-й гильдии Ниссену и коллежскому секретарю Яну. Эти участки и были присоединены к Путиловскому заводу. В домах,
оставшихся от приморской усадьбы Вяземского, поселили служащих. Ее сад использовался как заводской парк, в нем построили
административный корпус и особняк для директора завода. Лицевую сторону участка коллежского секретаря Яна, выходящую на Петергофскую
дорогу, обустроили новыми производственными корпусами. На приобретенном участке купца Ниссена в одном из цехов разместили школу для
детей рабочих.
За короткий срок Путиловский завод стал поставщиком продукции для ведущих частных железнодорожных компаний. Только в 1890-х годах он
изготовил 673 паровоза и вновь стал монополистом в производстве рельсов.
Половина всех средств, затраченных в последнее десятилетие XIX века, вкладывалась в строительство и техническое оснащение
артиллерийских мастерских, действительно выпускавших отличные орудия, особенно пушки для легкой полевой артиллерии. На предприятии
возникло артиллерийско-техническое конструкторское бюро, его специалисты в короткий срок разработали совершенные образцы пушек и
лафетов к орудиям. Ими был спроектирован непревзойденный по тому времени образец легкого трехдюймового полевого орудия.
К началу XX столетия техническая мощность завода выросла в четыре раза и он вышел на первое место среди промышленных предприятий
России. На нем уже работало 12 000 человек, основу этой армии труда составляли опытные кадровые путиловцы-металлисты. Целые
поколения слесарей, токарей, прокатчиков, кузнецов - коренных жителей На-рвской заставы трудились на этом старейшем производстве.
Благодаря им о Путиловском заводе всегда говорили с уважением: <О, Путиловский завод - он все может...>
В 1910 году фактическим владельцем предприятия стал однофамилец Н. И. Путилова - чиновник Министерства финансов, директор
Русско-Азиатского банка и акционер различных компаний Алексей Иванович Путилов. Пользуясь своими деловыми связями в финансовом мире,
он выгодно размещал на заводе наиболее актуальные и дорогостоящие военные и гражданские заказы. Интересно, что банкир возглавил
акционерное общество Путиловских заводов, даже не побывав на нем. Биржевые круги с ликованием встретили смену состава старого
правления, руководимого ставленником Международного банка Данилевским. Журнал <Банки и биржа> (? 40, 1913 г.) так писал об этом:
<Акционеры-путиловцы воспрянули духом. Злая сила, приносившая обществу Путиловских заводов лишь вред, ушла. Международный банк
должен был уступить энергичным требованиям акционеров-французов, и господа Данилевский, Бишлегер ушли... За ними уйдет, наверно, и
Хрулев... Попутный ветер!.. Здесь сказывается твердая и настойчивая рука А. И. Путилова...>
Кроме фамилии, новый руководитель завода Алексей Иванович Путилов не имел ничего общего с основателем предприятия Николаем
Ивановичем Путиловым. Их разделял основательный промежуток времени в 30 лет. Н. И. Путилов принадлежал к эпохе молодого русского
капитализма. В те времена хозяин завода был, прежде всего, промышленником и технически грамотным специалистом. На своем предприятии
он являлся единственным полновластным хозяином и отвечал за его рентабельность. С банками он имел дела только как с посредниками
торгового оборота.
Алексей Иванович Путилов, наоборот, пришел к руководству заводом, будучи крупным финансовым деятелем. За 30 лет положение дел
изменилось. Теперь не техническая грамотность и волевые решения хозяина определяли рентабельное ведение дел на заводе, а реальная
помощь монополий и банков.
Новый Путилов, являвшийся представителем международного финансового капитала, заинтересованного в прибылях, хозяйствовал уже
по-новому. Завод являлся для него одной из многих точек приложения капитала. Теперь, в условиях гонки вооружений, банки особенно
охотно поддерживали предприятия, производившие оружие, и пушки в том числе. Это было весьма прибыльным делом.
Путиловский завод с его цехами и разветвленным хозяйством нового директора интересовал мало. Заводскими делами теперь распоряжался
технический штаб, созданный при правлении, поэтому Алексей Иванович в технические вопросы, как правило, детально не вникал. Техника
начинала его интересовать лишь в тех случаях, когда надо было самому ехать в правительственную комиссию и отстаивать какой-либо
выгодный коммерческий проект. В этом случае заводские специалисты спешно информировали директора о необходимых технических
сведениях, касающихся проектов новых орудий, их калибров, дальнобойности и т. д. Зато в оценке рентабельности возможных заказов,
калькуляции затрат на изготовление продукции лучшего специалиста в правлении Путиловских заводов не было. Часто прямо на совещании
Алексей Иванович Путилов карандашиком на листке блокнота подсчитывал суть сделки, умножал, вычитал, получал результат: выгодно или
не выгодно. Иногда раздумье занимало у него не больше времени, чем нужно для того, чтобы вынуть из заднего кармана сюртука платок и
протереть очки. Он протирал очки часто, и особенно в те минуты, когда участники совещания ждали от него ответа. Казалось, директор
забыл об их присутствии. Путилов смотрел на них беспомощными слезящимися глазами - жалкий, маленький, худенький, с
маловыразительным, растерянным лицом. Но вот очки оказывались на месте, взгляд делался осмысленным и жестким, и почти сейчас же
следовало окончательное решение директора завода: <Так вот - это дело нам не подойдет>.
Заводскими делами Путилов интересовался не каждый день - он имел слишком много других обязанностей и коммерческих интересов. Если
Путилову некогда было зайти на Большую Конюшенную в правление акционерного общества Путиловских заводов, то правление в полном
составе приходило к нему в Русско-Азиатский банк. Приходили авторитетные специалисты, представляющие в правлении интересы крупных
промышленных зарубежных компаний и фирм, международных банков. Обсуждали острые и важные вопросы. Но последнее слово всегда
принадлежало невзрачному, плохо одетому человеку, при виде которого случайные посетители банка с удивлением спрашивали: <- Это и
есть Путилов? - Да, да. Это Путилов>.
Путилов успешно проводил свою хорошо продуманную и экономически просчитанную линию в правлении, куда входили люди, ориентированные
на немецкий, австрийский, английский и французский капиталы. Путилов знал об этом и даже поощрял подобное тяготение. Он сам являлся
руководителем банка с французскими капиталами. Но у него была своя навязчивая идея: <Сделаем в России своего собственного Крупна>.
Алексей Иванович ждал лишь благоприятного момента. Он прекрасно понимал: Пу-тиловский, единственный российский завод, способный
выпускать тяжелую артиллерию, обладающий достаточными конструкторскими силами и связанный с передовыми заводами Европы, сможет
приспособить лучшие иностранные образцы и технические разработки в области вооружения к отечественным условиям. Зарубежные оружейные
фирмы тогда боролись за то, чтобы продвинуть свои разработки на вооружение русской армии. В соответствии С новой военной программой
Путиловский завод вместе с Крупном готов был освоить большую часть средств, отпущенных российским правительством на артиллерийское
вооружение армии.
Путилов имел личные паи в десятках других предприятий. Он владел собственными нефтяными промыслами. Работал в банке, получал оклады,
проценты, без проигрыша играл на бирже. Зарабатывал больше миллиона рублей в год, но тратил на себя ничтожные суммы. За ним не
числилось причуд. Вино, карты, скаковые лошади, коллекционирование его не интересовали. В мелочах он был скуповат: вечно торговался
с извозчиками, занашивал одежду. Лацканы на его сюртуке был всегда засалены и затерты табачным пеплом, но он не обращал на это
внимания. По внешнему виду он походил скорее на конторщика, чем на директора банка и руководителя крупнейшего столичного завода.
Однажды курьер, снаряжая его на важное заседание, почтительно напомнил: <Вы забыли переодеться, ваше превосходительство>. - <Ничего
я не забыл, - сухо сказал Путилов, - русский ты человек, а не знаешь русских пословиц. По платью меня только встретят, а провожать
меня будут... Сам знаешь по чему...>
А. И. Путилов был очень работоспособен и исполнителен. Мысль о <своем большом Круппе> никогда не оставляла его. Неоднократно он
предлагал правительству проект постройки орудийного завода, способного выпускать 14- и 16-дюймовые орудия. Для достижения своей цели
он использовал все возможности и связи. Для победы в конкурсе требовалось заручиться содействием и поддержкой многих ведомственных
чиновников. Уверенный в успехе, Алексей Иванович лично ездил во все высокие инстанции, сам вел переговоры, убеждал, выдвигал
заманчивые проекты, чтобы получить правительственный заказ на выпуск 14-дюймовых пушек. Путилов даже купил за границей мощные
броневой и листовой прокатные станы, оборудование для новой башенной мастерской и мартенов.
Его главным соперником в получении государственного заказа оказался Базиль Захаров - банкир с русской фамилией и французским
именем - акционер английского пушечного треста Виккерса. Грек по происхождению, исповедующий православную веру, Захаров умело
завязал дружеские связи со скандально известным военным министром генералом Сухомлиновым, ловко дал ему взятку и склонил на свою
сторону великого князя. В итоге Совет министров по докладу генерала Сухомлинова вынес постановление о передаче государственного
заказа на изготовление тяжелых орудии представителям английского пушечного треста Виккерса, которые вскоре приступили к возведению
нового орудийного завода в Царицыне.
Путилов потерпел поражение, но не прекратил борьбы и, заключив деловой союз с гамбургской фирмой <Блом и Фосс>, задумал новую
финансовую комбинацию с участием немецких банков. С их помощью он намеревался опередить фирму Виккерса и все же встать во главе
нового мирового треста вооружений.
Таков был однофамилец основателя завода - предприятия, являвшегося по своему оборудованию и техническим возможностям одним из
наиболее мощных заводов России. Его продукция в начале XX века, перед началом Первой мировой войны, отличалась чрезвычайным
разнообразием по сравнению с другими металлургическими заводами. Путилов-ский завод один выпускал столько орудий, сколько все
остальные заводы, вместе взятые.
(продолжение следует...)