От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 04.08.2004 22:40:16 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Модная ныне <дифференциация> - безнравственна и порождена педагогическим бессилием" (*+)

http://www.lgz.ru/1112

СПОРНОЕ МНЕНИЕ

Все дети - гении
А школа выпускает недоучек. Почему?

Вопрос редакции: А не в том ли ещё дело, что выпускники нашей школы учатся по усечённой гуманитарной программе? Известно же, что
литература, русский язык, история оттеснены на обочину учебного процесса. Может ли оснащённая специальными знаниями личность быть
полноценной и гармоничной без гуманитарной составляющей? <ЛГ> планирует вести эту тему в наступающем учебном году, и мнения
читателей по этому вопросу нам очень важны. Пишите нам по электронным адресам: gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru, svburt@mail.ru

Ещё просветители XVIII века предупреждали, что без образования, сами собой, люди не придут к самоусовершенствованию. Спустя почти
300 лет приходится признать их правоту. Как, возразят мне, разве нет во всех цивилизованных странах всеобщего образования? Разве не
сбылись мечты Руссо и Монтескьё? И я отвечу: не сбылись. Ни в школах США, Англии или Германии, например, ни также, к несчастью, и в
наших школах не происходит того, к чему призывали просветители, - образования. Не спасают положения ни подвижничество нищих русских
педагогов, ни высокие заработки учителей в США. Всюду одно и то же: школа выпускает недоучек, не имеющих подлинных духовных
запросов.
Значит, начинать нужно со школы. Но разве мало сейчас для неё делается? Как будто многое. Проводятся олимпиады, конкурсы,
организуются летние школы и так далее. Но всё это - для сильных учителей и учеников. А для слабых, как в насмешку, Министерством
образования уже издана ослабленная программа по математике (для учеников <с недостаточной математической подготовкой>). То есть не
то чтобы министерство требует исправить знания этих учеников. Нет! Оно разрешает хуже их учить. И в то же время нынешние мудрецы от
педагогики расширяют программу, вводя в курс математики новый раздел. Где логика?
Такая школа, какую мы имеем сейчас, вообще не нужна. В ней ругаются матом, дерутся, курят, пьют и колются. А главное - в ней
бездельничают. И что ещё страшнее - беспардонно лгут: учителя ставят тройки тем, кто вообще ничего не знает, а ученики списывают.
Как было замечательно придумано - метод проектов! Но часто это выглядит так. Даёт учитель задание подготовить доклад, скажем, о
творчестве Франсуа Виета. А ученик, вместо того чтобы заниматься самостоятельным исследованием, <скачивает> из Интернета биографию
великого француза и (даже не читая её) сдаёт в аккуратно напечатанном виде учителю. Учитель ставит за это пятёрку (а что ещё можно
поставить за такое деяние?), и тройка в четверти обеспечена, пусть контрольная по теореме Виета и написана на чистую двойку.
Учительская профессия массовая, и в ней нельзя рассчитывать на всеобщую незаурядность. Нельзя требовать от массового учителя решать
такие педагогические проблемы, которые он решить не может. Нельзя, чтобы плохой работник воспитывал будущего работника. Нельзя,
чтобы человек средней воспитанности занимался воспитанием.
Как, спросят меня, школа не должна воспитывать?
Театр и библиотеки тоже ведут колоссальную воспитательную работу. Но ни тот ни другая не ставят это своей непосредственной целью.
Цель театра - хорошие спектакли. Цель библиотеки - предоставить людям возможность читать книги. То, что в результате выполнения этих
задач получается воспитательный эффект, - очевидно. Но отчитываться в этом ни театр, ни библиотека не будут.
Поставим же и перед школой достижимую цель: у ч и т ь. А о воспитании как о задаче школы перестанем говорить, болтать, кричать.
Это - за скобками. Это - очевидный результат хорошего обучения.
Не верите? И вправду, смотря чему учить. Но в том-то и дело, что в России создана великая образовательная система. Усилиями
российских педагогов в течение трёх веков разработана такая учебная программа, которая сравнима с высочайшими достижениями
цивилизации. Здание построено. Отлажено в деталях. Каждый учебный предмет в нём выполняет не только чисто образовательную роль, но и
роль воспитывающую и развивающую.
Больше того, если налажено обучение хотя бы только по одному из предметов, которыми дети занимаются ежедневно: по математике или по
русскому языку, - то и это оказывает огромное воспитывающее воздействие на школьников. Дети начинают положительно относиться к
учебному труду как таковому и вообще исчезают неуспевающие. Ученики освобождаются от ярлыков <сильный>, <средний>, <слабый>, ибо
только Бог знает, какой ученик сильный и какой слабый. Модная ныне <дифференциация> - безнравственна и порождена педагогическим
бессилием. Все маленькие дети - гении. В возрасте <от двух до пяти> они проделывают громадную работу, усваивая родной язык. Школе
остаётся лишь помочь им продолжить своё интеллектуальное развитие.
Если школа решает задачи обучения, она может справиться и с воспитанием. А планируемой целью должно быть обучение. Только тогда все
выпускники будут выходить из её стен личностями.

Герман ЛЕВИТАС, профессор, доктор педагогических наук, учитель школы ?< 1199 г. Москвы