|
От
|
Pout
|
|
К
|
Владимир К.
|
|
Дата
|
27.07.2004 14:05:09
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Zeitgeist
Владимир К. сообщил в новостях
следующее:119524@kmf...
> В кабинетах, где принимаются решения о том, что выпустить в свет,
сидят конкретные люди с конкретными идеалами
в каких "кабинетах принимают решения", Вы что. И Галина и я о западном
масскульте говорили
(не по поводу того,
> что именно им нравится уродство, а по поводу того, что МОЖНО и нужно
делать с людьми для того, чтобы достичь целей, проистекающих из
> СВОИХ идеалов). В крайнем случае, идеалы этих людей позволяют
применять такие методы (в случае, если цели задают не они).
>
Все социальные явления по форме рукотворные и внешне выглядят как
результат субъективных действий людей. Поэтому остается не много ни мало
понять почему ан масс "культурели"( произодители ведущих "культурем" и
"идеологем") действовали так, а не иначе. Действия культурелей,мнящих
себя "свободными творцами" в условиях "господствующего умонастроения
эпохи" или по немецки - Zeitgeist , Дух эпохи)являются той самой "
осознанной необходимостью". Это и есть культурный мейнстрим . Он
безличен и от отдельных производителей независим. Не было бы Сальвадора
Дали - был бы другой сюр, не было бы Тарантино - нашелся бы другой
производитель модного острого кушанья, "калиф на час".
Какие лично у их , культурелей-производителей-"творцов", "идеалы" -
дело десятое, а цели - те же что у Церкви в прежние времена . Как
говорил Маршал МакЛюэн -"превратить народ в послушную задницу". Их
производство опирается на "коллективный запрос" ,который порождается
безличной "общественной необходимостью". "Вздох угнетенной твари" или
там "мечта о красивой авнтюре",
в основе которых (Цайтгейст , у немцев"объективный дух")-"чрезмерная
ненадежность существования, в сочетании с убеждением, что бороться с
этой ненадежностью один человек не в состоянии"
(цитаты)
(критика)
Деятельность большей части человечества постоянно "тейлоризировалась" и
вводилась в рамки железной дисциплины и она пыталась выйти за пределы
тесных и давящих рамок существующей жизни при помощи фантазии и мечты. А
разве религия - самая большая авантюра, самая большая "утопия", какую
человечество когда-либо создавало коллективно, - не есть средство бежать
от "земного мира"? И не в этом ли смысле говорит Бальзак о лотерее как
об опиуме нищеты (эту фразу повторяли потом и другие)? Но наиболее
знаменательным является тот факт, что рядом с Дон-Кихотом существует
Санчо Панса, который не хочет "авантюр", а хочет быть уверенным в жизни,
и еще то обстоятельство, что большинство людей страдает именно от того,
что человечество одержимо навязчивой идеей о "неизвестности завтрашнего
дня", страдает от ненадежности своей обыденной жизни, то есть от
чрезмерно широких возможностей для "авантюр".
В современном мире этот вопрос принимает не ту окраску, что в прошлом,
по той причине, что принудительная рационализация существования,
принимающая неслыханный размах, все в большей степени затрагивает
средние классы и интеллигенцию. Но даже и в этом случае речь идет не об
"упадке" авантюрного духа, а о слишком большой авантюрности обыденной
жизни, то есть о чрезмерной ненадежности существования, в сочетании с
убеждением, что бороться с этой ненадежностью один человек не в
состоянии. Отсюда мечта о "красивой" и интересной авантюре, к которой
должна привести свободная инициатива, в противовес авантюре "гадкой" и
отвратительной, поскольку эта последняя вызвана условиями, навязанными
извне, а не предложенными на основе добровольности.
...
Нужно было бы провести и другое исследование: о "сверхчеловеке" в
народной литературе и о его влиянии на реальную жизнь и обычаи. Особое
влияние этот романтический образ оказывает на мелкую буржуазия и
мелкобуржуазную интеллигенцию; это их "опиум", их "искусственный рай" по
контрасту с убожеством и узостью их личной жизни; отсюда популярность
некоторых поговорок - например, "лучше быть один день львом, чем сто лет
овцой", - поговорка имеет особо большой успех у того, кто является самой
настоящей, "безнадежной" овцой. Сколько таких "овец" повторяют: "О, если
бы мне иметь власть хотя бы один только день" и т.п.; быть "неумолимым
судьей" - мечта тех, кто испытывает на себе влияние Монте-Кристо.
Грамши
О детективном романе
Народное происхождение идеи о "сверхчеловеке"
(позитив)
Следует говорить о борьбе за новую культуру, то есть за новую
нравственную жизнь, которая не может не быть внутренне связана с новым
мировосприятием, - о борьбе до тех пор, пока она не станет новым
способом чувственного восприятия и видения реального мира, пока она не
станет, следовательно, культурой, внутренне присущей новым, будущим
художникам и будущим произведением искусства.
Невозможно искусственно создавать отдельных художников не означает,
следовательно, того, что новый круг культурных интересов за который идет
борьба, пробуждая гуманные пристрастия и увлечения, не пробудит
неизбежно новых художников....А почему бы рабочие не могли упражняться в
стихосложении? Разве это не делало бы их слух более восприимчивым и
музыкальным?
(критика)
Последний и наиболее новый тип популярной книги - романизированная
биография. Эта литература представляет собой бессознательную попытку
удовлетворить культурные запросы некоторых слоев народа, наиболее
притязательных в культурном отношении - тех, кого не удовлетворяют
истории Дюма. Но и эта литература не представлена в Италии многими .
Итальянских писателей нельзя сравнить с французами, немцами, англичанами
не только по числу, плодовитости и таланту, но - что особенно
показательно - и еще в одном отношении. Они выбирают свои сюжеты за
пределами Италии (Маццуккелли и Джардини - во Франции, Эукардио
Момильяно - в Англии), приспосабливаясь тем самым к итальянскому
народному вкусу, сложившемуся на исторических романах, в особенности
французских.
Верно, что успех романизированных биографий заставил многих наших
издателей открыть биографические серии. Но изданные в этих сериях книги
находятся в таком же отношению к романизированной биографии, как
"Монахиня из Монцы" к "Графу Монтекристо". Биографическая схема, часто
выверенная филологически, положенная в основу этих книг, может привлечь
самое большое какую-нибудь тысячу читателей. Популярной она стать не
может.
Нужно заметить, что некоторые типы популярных романов имеют свое подобие
в театре, а теперь и в кино. Своим значительным успехом в театре Дарио
Никкодеми в общем обязан тому, что он сумел драматизировать сюжеты и
мотивы, явно связанные с народной идеологией ("Остаток", "Гребень",
"Полет" и т.д.).
Многие талантливые драматурги могут нравиться широким массам народа.
"Кукольный дом" Ибсена очень нравиться горожанам, поскольку чувства и
моральная тенденция автора этой пьесы находят глубокий отклик в народной
психологии.
(позитив)
А что же еще должна делать так называемая "драма идей", если не
изображать страсти, связанные с нравами, с драматическими решениями,
ведущими к катарсису?! Такая драма адресована наиболее прогрессивной (в
духовном и нравственном отношении) части общества и выражает дух
исторического развития, кроющийся в существующих нравах. Но эти страсти
и эта драма должны быть представлены, а не развернуты как тезис, как
пропагандистское выступление, то есть автор должен жить в реальном мире
со всеми его противоречивыми требованиями, а не выражать чувства
почерпнутые только из книг.
Грамши
Различные типы популярного романа
>
>
>
>
>
>
>
>