От Александр Ответить на сообщение
К Михаил Едошин Ответить по почте
Дата 27.06.2004 21:09:56 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Катастрофа; Версия для печати

Re: Разверните тезис...

> Символы (или знаки) представляют собой (не знаю что, подскажите).

Связь обозначающего с обозначаемым. При том обозначаемым является не предмет материального мира, а мысленный образ. Символ "кошка" - это связь звука этого слова с тем образом который оно вызывает в сознании.

> Среди них есть связанные с материальным миром, но с развитием мышления они отходят на второй план, а решающими оказываются символы высших уровней --- те, что основаны на свойствах самих символов. Эти символы уже никак не связаны с реальностью и иногда даже прямо ей противоречат. К ним относится, в частности, мировоззрение.

Связь символа с реальностью не вытекает из реальности, как звук слова "кошка" не вытекает из предмета, который Вы назвали бы кошкой. Эта связь вытекает из других символов, так смысл символа "кошка" определяется не кошками, а другими символами "лев", "тигр", "рысь", "пантера" и наоборот. Еак что "кошка" не "тигр" и "тигр" не "кошка". Так же как смысл слова "зеленый" определяется символом слова "синий" и наоборот. Символические классификации обусловлены культурой, а не объективной реальностью. Для англичанина "река" большая, а "поток" маленький. Для француза "река" впадает в море, а "поток" нет, для русского "река" - постоянна, а "поток" временный. Ни одна из этих классификаций на поток и реку не является "объективной" или вытекающей из реальности. В реальности имеются и большие и малые, и впадающие в море и не впадающие, и временные и постоянные проточные водоемы. Как они символически классифицируются - дело культуры.

>Я с этим не согласен. Я утверждаю, что во всей иерархии того, что вы называете символами, нет ни одного символа, полностью лишенного материального содержания. Разумеется, символ "курение" более "предметен", чем "процесс", а "сигарета", особенно "докуренная до половины "Прима" более предметна, чем просто "вещь", но принципиально это ничего не меняет --- каждый "символ" неразрывными узами привязан к материальному миру и воплощает в себе его законы.

И какими же такими законами материального мира определен ГОСТ, который и решает что есть сигарета, а что есть брак? Или закон об авторском праве, определяющий что есть сигарета "прима", а что подделка? Какими такими материальными связями "прима" связана с завернутой в бумагу табачной крошкой?

Смысл символа "сигарета" определяется смыслом других символов - "папироса", "сигара", "брак табачной фабрики". Не говоря уж о смысле "примы".

>То, что вы называете символами, я понимаю, как нематериальные предметы человеческой культуры, отличающиеся от материальных только неосязаемостью. За вычетом этого принципиальной разницы между лопатой и "лопатой" нет.

А принципиальное сходство между словом "лопата" и предметом который Вы так назвали бы есть? Если есть то какое?

>Соответственно не существует "символов", не зависящих от материального мира;

Ну конечно. "Пегас" страшно зависим от материального мира. А еще страшно зависима от материального мира была атомная бомба когда Курчатов взялся ее делать.

> существуют, конечно, символы, предназначенные главным образом для оперирования другими символами, но так как свойства последних определяются в конечном счете материальным миром, то и эти символы высших уровней также подчиняются этим законам.

Как же это свойство связи слова "кошка" с мысленым образом вызываемым им в сознании, атакже все комбинации этого символа с прочими, вроде "красная кошка" или "механическая кошка" "определяются материальным миром".

> Например, законы такой тонкой части человеческой культуры, как брак и семья, определяются, как ни крути, способом общественного производства

Напротив, способ общественного производства, как ни крути, определяется такими символическими структурами как брак и семья. Не те кого ты кормишь называются твоими детьми, а тех кто называются твоими детьми ты кормишь.

> и семья первобытная будь здоров как отличается от семьи феодальной или буржуазной.

Ну конечно, первобытные семьи у нас все одинаковые, что у бушменов, что у австралийских аборигенов. Да и феодальные, что у арабов, что у французов - одинаковые. А уж бурдуазные японские да шведские...

>"Символы" не оказывают никакого иного влияния на реальность за исключением того очевидного эффекта, которое дает более точная модель явления --- возможности продуктивнее использовать собственные силы.

Не "более точная", а вообще хоть какая-то. При том символы определяют и как производить (через технологии) и что (через спрос). Производить в Индии говядину, в Израиле свинину или в США конину непродуктивно потому что эти мяса там не едят. Из символических соображений.

>Во-первых, сама эта система воплощает некоторые законы системы «человек-природа» и, кстати, с изменением способа функционирования этой системы неминуемо изменится; а, во-вторых, влияние, которое мировоззрение оказывает на все прочие системы прямо пропорционально его «достоверности», т. е. точности воплощения этих законов. Т. е. влиять-то оно влияет. Но сила воздействия у него существенно ниже, чем, например, у способа, коим человек добывает себе средства к существованию.
Хотя есть отдельные флуктуации.

Это не флуктуации, а норма. Какая связь "достоверности мировоззрения" с отказом от коровьего или лошадиного мяса? И почему же воздействие культурных норм, запрещающих есть конину "существенно ниже, например, чем способа коим человек" ее выращивает? Американцы конину не едят, и никакая технология ее выращивания этого положения не изменит и не сможет стать "способом коим человек добывает средства к существованию".