"Росбалт": "<Холодный душ> для эстонских политиков" (*+)
http://www.rosbalt.ru/2004/04/26/157900.html
Росбалт, 26/04/2004, ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 15:02
<Холодный душ> для эстонских политиков
На прошлой неделе в Москве председатель Еврокомиссии Романо Проди и руководство России достигли договоренности о включении в
совместное заявление, предшествующее расширению действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС на новых
членов Евросоюза, пункта о положении русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии. Это стало <холодным душем> для эстонских
политиков. В Эстонии уже звучат слова о том, что случившееся - крупнейший провал эстонской дипломатии последнего десятилетия.
--------------------------------------------------------------------------------
Как заявил бывший министр иностранных дел Эстонии, а ныне депутат парламента от оппозиционной Социал-демократической партии Тоомас
Хендрик Ильвес, если Таллин позволит навязать себе дискриминационные спецусловия, связанные с положением нацменьшинств, это будет
означать неспособность правительства Эстонии защищать интересы своей страны в Европе. Комментируя выступление нынешнего министра
иностранных дел Эстонии Кристийны Оюланд, заявившей в интервью Эстонскому телевидению, что Эстония относится к общему заявлению
России и ЕС спокойнее, чем Латвия, Ильвес отметил, что в столь принципиальном вопросе это недопустимо. <Игнорирование основной линии
внешней политики Эстонии последнего десятилетия означает предательство национальных интересов Эстонии>, - заявил бывший глава
эстонского МИДа.
С мнением экс-министра солидарен и лидер другой оппозиционной партии Эстонии - <Союз Отечества> - Тунне Келам, сравнивший упоминание
темы национальных меньшинств в соглашении ЕС-Россия с... пактом Молотова-Риббентропа. <Недопустимо добавлять в договор ЕС-Россия
особые положения, касающиеся Эстонии и других вступающих в ЕС стран. Выдвигаемые Россией требования, касающиеся гражданства,
государственного языка и прав военных пенсионеров, служивших в оккупационной Красной армии, не имеют отношения к договору ЕС-Россия,
а относятся к компетенции независимой Эстонии>, - возмутился Келам, подчеркнув, что <Союз Отечества> не допустит повторного
появления соглашений, подобных пакту Молотова-Риббентропа. <Европейский Союз должен разъяснить руководителям России, что ко всем
странам ЕС - нынешним и новым - следует относиться как к суверенным государствам, по отношению к которым у Москвы не может быть
особых прав>, - добавил он.
В то же время, как пишет эстонская газета Postimees, наибольшая проблема состоит даже не в самом упоминании в совместном заявлении
России и ЕС проблемы нацменьшинств в Эстонии и Латвии, а том, что это даст Москве в будущем возможность продолжить нападки на страны
Балтии. Во многом, пишет газета, случившееся вызвано действиями МИД Эстонии, до самого последнего момента скрывавшего от
общественности факт включения в вышеупомянутое заявление <проблемного> пункта. В результате этого, за неделю до вступления Эстонии в
ЕС премьер-министру и министру иностранных дел, Юхану Партсу и Кристийне Оюланд, было прямо указано, что их внешнеполитический курс
провалился.
В свою очередь, пытаясь оправдаться, представители правящей коалиции Эстонии заявляют о том, что ничего страшного не произошло, и
что всё идет по плану. Выступая на дне открытых дверей в парламенте Юхан Партс заявил, что в интересах Эстонии добиться расширения
действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС с 1 мая. <Это в интересах и Европейского Союза, сильного,
расширяющегося Европейского Союза>, - добавил он. Партс сообщил, что Эстония принимала участие в подготовке и утверждении совместных
положений об интересах ЕС в отношениях с Россией. Премьер подчеркнул, что это был важный шаг, полностью отвечающий интересам
Эстонии.
Председатель комиссии парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсон попытался переложить всю вину за происходящее на
Брюссель. <Формулировки проекта недвусмысленно указывают на якобы имеющиеся проблемы меньшинств в Латвии и Эстонии, и этот текст
рассматривает ситуацию скорее с точки зрения России, чем Евросоюза>, - считает Михкельсон, констатируя, что <Европейский Союз в
отношениях с Россией загнал себя в тупик>. Парламентарий назвал неверным шагом то, что ЕС вообще согласился вести переговоры по так
называемому пункту нацменьшинств. <ЕС должен был остаться при своем первоначальном решении, что договор между ЕС и Россией
распространится автоматически на новых членов ЕС без дополнительных условий, и точка>, - заявил Михкельсон.
Еще более непримиримая позиция относительно вопроса о совместном заявлении ЕС и России была высказана вице-спикером парламента
Эстонии и наблюдателем Европарламента Тоомасом Сави, заявившим, что вместо включения в заявление пункта о нацменьшинствах, Россия
должна была бы публично покаяться перед мировой общественностью за то, что эти меньшинства вообще попали в страны Балтии.
<Россия переживает о положении русского населения в Балтии, но не выказывает никаких намерений извиниться за оккупацию Балтии>, -
сказал Сави. Он отметил, что, говоря о русском меньшинстве, никогда нельзя забывать то, как оно тут оказалось. <Речь идет о людях,
которые поселились в балтийских странах в результате проведения в жизнь агрессивной колониальной политики Советского Союза>.
Сави напомнил, что положение неграждан в Эстонии и Латвии неоднократно было исследовано как ЕС, так и организациями, занимающимися
правами человека, - и было признано соответствующим международным нормам. <С 1 мая мы должны говорить об отношениях единой Европы и
России, а не о Евросоюзе, Балтии и России>, - считает вице-спикер парламента Эстонии.
Однако, несмотря на недовольство эстонских политиков, пункт о положении нацменьшинств в Эстонии в совместное заявление России и ЕС
включен всё-таки будет. Как заявляют эстонские дипломаты, этот документ имеет определенное психологическое значение, но не имеет
практического выражения. В то же время, сам факт вступления стран Балтии в ЕС должен решить многие вопросы, поскольку заставит
балтийских политиков следовать правилам, с которыми они согласились, подписав договор о вступлении в ЕС, в т.ч. Копенгагенские
критерии о правах нацменьшинств.
Как заявил в Москве глава Еврокомиссии Романо Проди, лучшее определение Европейского Союза - <союз национальных меньшинств>,
поскольку никто в ЕС не является большинством. <Чтобы быть союзом национальных меньшинств, Европейский Союз не должен изменять
Копенгагенским критериям>, - подчеркнул Проди, отметив, что все проблемы нацменьшинств в странах, вступающих в ЕС 1 мая 2004 года,
будут решаться именно в соответствии с этими критериями. <Копенгагенские критерии - это не абстракция, а часть политики ЕС>, -
констатировал председатель Еврокомиссии. Вместе с тем Романо Проди напомнил, что требования Копенгагенских критериев относятся не
только к руководству государств Балтии, но и к самому русскому меньшинству в этих странах.
Родион Денисов, ИА <Росбалт>. Таллин