От Александр Ответить на сообщение
К Вячеслав Ответить по почте
Дата 13.05.2004 06:48:45 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Общинность; Модернизация; Идеология; Версия для печати

Re: Ne абсолютно.

>> Прежде всего надо разобраться откуда вообше в интеллигенции классовый подход взялся. От того что она такая умная или от того чем забивали головы будушей интеллигенции профессора "научного" коммунизма. У русских классового подхода не было:
>Не думаю что это марксистский классовый подход. Просто в силу различной трудовой деятельности в рабочих семьях и в семьях людей умственного труда (прежде всего управленцы, ИТР, работники образования) накапливались особенности которые делали различным их быт и мировоззрение (по сути, это ближе к сословным или даже этнографические особенностям, чем к классовым).

Именно. При этом надо иметь в виду что различия в трудовой деятельности начинались с учебы в институте, где шла индоктринация "людей умственного труда" в классовый подход. В частности им объяснялось что инстинктивная реакция на их будущую трудовую деятельность вообще и кульман в частности есть классовое самосознание. Дальше все шло по принципу "нового платья короля". Тот кто не чувствовал в себе классового отличия от "пролетария" очевидно не справляется со своими обязанностями.

> Я бы даже сказал что группа умственного труда осознала себя некоторой общиной, отличной от общины рабочих. В общем эти особенности позволяли появиться противопоставлению, ну а выражать это противопоставление люди стали в марксисткой терминологии (другой не знали, да и о смысле употребляемых понятий не задумывались).

Разумеется другой не знали. Вернее знали, от папы с мамой да от дедушки с бабушкой, но считали чес-то "отсталым" и "ненаучным". Опять же благодаря "научному" коммунизму. Потому и осознали себя "научно" классовой общиной. А их дети уже с пеленок в "научных" категориях мыслить учились. Наш форумский Скептик яркий пример.

> В советское время в социальную группу «умственного труда» переходило наиболее активное и трудоспособное население (помимо блатных). Заработки скажем у ИТР или школьных учителей (по поводу других не уверен, но думаю что ситуация была в целом подобна) не превышали зарплату рабочих средней квалификации, а социальных льгот было пожалуй поменьше.

Это не так. Как справедливо заметил serge, даже в торгово-управленческих кланах средней Азии пытались одного из сыновей "вывести в ученые". Для престижа. Другое дело что такие вещи как престиж, уважение, любовь, долг - не в чести у марксистов, преподававших "научный" коммунизм в институтах. Для них все это "отчуждение". Человек должен руководствоваться сугубо корыстными интересами. Тут и всплывает зарплата. Я бы охотно променял свою теперешнюю зарплату и полное равнодушие окружающих на зарплату моего отца и то отношение окружжающих которое окружало его когда он строил в отпуске телепередающие станции в районных центрах Азербайджана и местные чуть не дрались за право пригласить его на вечеринку. Или на зарплату и уважение которые имел мой тесть, инженер строитель, которому до сих пор кланяются старушки в поселке который он построил. Меня просто рвет от нынешнего моего состояния когда зарплата и есть уважение и когда именно зарплату я должен считать своей целью, а не служение людям.

> Возникла ситуация, когда в материальном плане более образованная и наделенная властью группа не имела преимуществ перед группой физического труда, и при этом эта группа осознавала свое отличие. Вот вам и противоречие без всякого марксизма. Но уже после этого действительно выступает идеология, которая вместо того чтобы погасить данное противоречие, его усугубила.

Это не "без марксизма", а именно благодаря марксизму. Почему бабушки знали что нужно быть благодарными человеку построившему для них дома, а их дети и особенно внуки считали что благодарность бабушек ничего не стоит, а главное деньги и собственность? Потому что их учили этому марксисты. Почему интеля решили обусловиться условиями своего труда? Да потому что их этому учили:

"Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов – не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т.е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя при наличии определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосылок и условий.

Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д. того или другого народа. Люди являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм {24}. Сознание [das Bewußtsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewußte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни."

"Впрочем, само собой разумеется, что "дух", "долг", "высшее существо", "понятие", "сомнение" являются лишь идеалистическим, духовным выражением, представлением мнимоизолированного индивида, представлением о весьма эмпирических путах и границах, внутри которых движется способ производства жизни и связанная с ним форма общения."
(Немецкая идеология)