От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 09.03.2004 23:58:54 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Начало советского автопрома или Заводы в обмен на реквизированные ценности (*+)

http://gazeta.ru/2004/03/04/oa_113886.shtml


Рождение российского Детройта

Текст: Лев Шугуров Фото из архива Газеты.Ru


75 лет назад власти Советского Союза решили поднимать отечественное автомобилестроение. В результате этих хлопот возникли два
автогиганта - ГАЗ и ЗИЛ. В те годы Страна Советов не задумываясь променяла на автомобили произведения искусства.


В конце 20-х годов автомобильная промышленность страны была не способна покрыть резко возросшие запросы народного хозяйства. Выпуск
грузовых и легковых машин даже по тем временам был жалким. Три маломощных завода - АМО, ЯГАЗ и <Спартак> - могли дать за год не
более 4 тыс. автомобилей. Покрыть спрос благодаря импорту у СССР возможностей не было - валюты не хватало даже на более насущные
потребности.

Тогда Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) поставил задачу построить в стране собственные крупные автозаводы, оснащенные самой
передовой технологией для массового производства. ВСНХ (он сочетал в себе функции Госплана и Министерства экономики), планировал в
сжатые сроки добиться ежегодного выпуска 125-150 тыс. автомобилей - такими цифрами тогда считался минимальный спрос на грузовики.

75 лет назад - 4 марта 1929 года - ВСНХ издал приказ ?498, в котором предусматривалось сооружение гигантского автомобильного завода
на Волге, в районе Нижнего Новгорода. Почему именно там? Во-первых, в Нижнем Новгороде располагались несколько крупных
машиностроительных заводов, например <Красное Сормово> и <Двигатель>. То есть не так остро стояла бы проблема с квалифицированными
рабочими кадрами, которые могли прийти с других заводов на строящийся. Во-вторых, Нижний Новгород стоит на Волге, важнейшей
транспортной артерии страны.
Доставка сырья и комплектующих изделий водным путем обходилась дешевле, чем любыми другими. Именно по этой же причине столицей
американского автомобилестроения стал Детройт, стоящий на берегу Великих озер.

Третьими, а для того времени скорее даже первыми, стояли соображения безопасности - Нижний Новгород находится в центре России,
далеко от границ, на которых могли вспыхнуть вооруженные конфликты.

Представители ВСНХ выбрали на окраине города наиболее удобную площадку, где находилась деревня Монастырка. Сроки строительства были
определены в три года. Для возведения громадного завода за такое короткое время наша страна не имела ни опыта, ни специалистов, ни
промышленного оборудования. Поэтому пришлось прибегнуть к помощи зарубежного партнера. Им стала американская фирма <Форд мотор
кампани>.

В то время американская промышленность терпела громадные убытки. На Западе продолжалась Великая депрессия, которая не обошла и фирму
Генри Форда. Но расторопный предприниматель быстро смекнул, что сотрудничество со Страной Советов может спасти его от разорения.
Условия сделки были такими: СССР покупал за 72 млн золотых рублей 72 тыс. комплектов деталей для моделей <Форд-А> и <Форд-АА>. То
есть по тысяче за комплект. За это Форд взялся построить и оборудовать современный автомобильный завод, наладить производство
автомобилей и передать право (продать лицензию) на выпуск двух своих моделей. Кроме того, <Форд> взял на себя обязательства оказать
техническую помощь в постройке еще двух автосборочных заводов: в Нижнем Новгороде - на 12 тыс. машин и в Москве - на 24 тыс. в год.
Эти предприятия в течение двух лет должны были собирать автомобили из 72 тысяч машинокомплектов. В дальнейшем производство
фордовских моделей должен был начать основной завод в Нижнем Новгороде.

Договор о технической помощи между ВСНХ и <Форд мотор кампани> был подписан 31 мая 1929 года в городе Дирборн, в штаб-квартире
американской компании.
Причем советское правительство, не располагая нужной суммой валюты, рассчиталось с <Фордом> художественными ценностями,
эквивалентными по стоимости автосборочным комплектам.

Это были картины, скульптуры, различные изделия из драгоценных материалов и камней, реквизированные после революции у российской
знати. Генри Форд не был глубоким ценителем искусства и все культурные ценности были распроданы. Большинство из них сейчас находится
в американских музеях. %%Результат сделки оказался обоюдовыгодным. Предприятие Форда сразу вышло из кризиса. К тому же, в отличие от
многих других американских автомобильных заводов, <Форд> не только сумел удержался на плаву, но и сделал инвестиции в разработку
новых моделей автомобилей.%%% Советская же сторона получила большой современный завод, несколько предприятий-смежников и еще два
автосборочных завода, которые вместо проектных 100 тыс. машин в год смогли изготавливать в общей сложности 120 тыс. Автосборочный
завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) в Москве с середины 30-х годов собирал из нижегородских деталей грузовики
ГАЗ-АА. Впоследствии он стал автозаводом <Москвич>. Другое производство в нижегородском районе Канавино стало филиалом основного
предприятия. Там шло мелкосерийное производство пикапов, трехосных грузовиков, автобусов на базе машин ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Сегодня это
предприятие называется заводом специализированных автомобилей и делает фургоны на шасси грузовиков ГАЗ.

Сначала построенный в Нижнем Новгороде при технической помощи <Форда> завод назывался НАЗ. Когда в 1933 году Нижний Новгород
переименовали в Горький, предприятие получило название ГАЗ - Горьковский автомобильный завод. Производство на нем развивалось очень
быстро - в апреле 1935 года с конвейера сошел стотысячный автомобиль.

05 МАРТА 20:15