"В Израиле тяжелая экономическая ситуация. Некоторые семьи решают пересидеть в России. Это не страшно". (*+)
http://inopressa.ru/csmonitor/2004/03/04/15:49:34/home
Евреи вновь обретают дом в России
Фред Вейр
Многие уезжают из Израиля в Москву, привлеченные новыми экономическими возможностями и спадом антисемитизма
Михаил Гуревич эмигрировал из СССР в 1991 году, ища в Израиле свободы и лучшей жизни. Сегодня он успешный интернет-издатель, ведущий
телешоу и консультант по информационным технологиям - в Москве.
"Я хотел найти хорошую работу, развиваться, делать то, что я делаю сегодня, но оказалось, что в Израиле это невозможно, - говорит
длинноволосый очкарик Гуревич. - И все-таки, если вам интересно, кто я, то я израильтянин".
По разным мотивам бывшие советские евреи, вырвавшиеся из СССР, возвращаются в Россию. В последние годы на этот шаг решились около 50
тысяч человек, и в эпоху Путина их количество резко возросло.
Некоторые говорят о разочаровании жизнью в Израиле, экономических трудностях и угрозе терроризма. Другие, как Гуревич, упоминают о
новых возможностях, открывшихся после того, как Россия стабилизировалась, объединилась с мировыми рынками и вступила в период
быстрого экономического роста.
"Я знал, каково быть евреем в СССР, - сказал Гуревич, который служил в израильской армии, работал диктором на русскоязычном радио, а
в 1999 году вернулся в Москву. - Но времена полностью изменились, это совсем другая страна".
Исход 1970-х
Около 1 млн советских евреев эмигрировали в Израиль за десятилетия, прошедшие после того, как в железном занавесе в начале 1970-х
годов появились первые трещины. Исход продолжался в бурные 1990-е, когда российское общество сползало в анархию и поднимал голову
антисемитизм. Между переписями 1989 и 2002 годов количество евреев в России уменьшилось с 540 до 230 тысяч. Наблюдатели высказывали
предположение, что Россия, подобно Польше и Германии, может стать страной, где давние еврейские традиции похоронены в прошлом.
"Столетие назад в Российской империи жило 10 млн евреев, и Россия была центром еврейского мира", - говорит Зиновий Коган, президент
Конгресса еврейских религиозных организаций России, главный раввин синагоги на Поклонной горе. Но многие эмигрировали в Америку, 3
млн советских евреев убили нацисты, и примерно 1 млн ассимилировался, чтобы избежать советского государственного антисемитизма,
говорит он.
"В 1980-е и 1990-е годы здесь не было перспектив, только страх, преступность и хаос, - продолжает Коган. - Но, приехав туда, они
обнаружили, что не знают языка, не могут найти работу, и их считают русскими, а не евреями. А тем временем жизнь в России
улучшилась".
По словам Когана, кое-кто из вернувшихся испытывает смешанные чувства: "Они хотят быть евреями, испытывают вину за то, что уехали из
Израиля. Наша задача - помочь им примириться со сделанным выбором. Эти люди прошли нелегкий путь. Они уехали из СССР как евреи, но
приехали в Израиль как русские. Теперь они должны привыкнуть к тому, что здесь их опять будут считать евреями, а не русскими".
Потоком это не назовешь, но рост обратной миграции вселяет в активистов общины надежду на то, что присутствие еврейства в России не
кончено. В 2002 году на встрече в Кремле главный раввин России Берл Лазар сказал президенту Путину, что "в России жизнь еврейства
находится на подъеме. Евреи начинают понимать, что могут остаться здесь и жить так же, как в любом другом месте".
По израильскому закону, любой, у кого хотя бы один дед или бабка евреи, может претендовать на гражданство. По этому критерию, в
бывшем СССР есть еще миллионы потенциальных эмигрантов. Израиль обхаживает российских евреев в надежде, что их приток в страну
остановит демографический кризис, создающий угрозу того, что через несколько десятилетий количество арабов в Израиле и на
оккупированных территориях может превысить количество евреев.
Замедление
Если в 1990-е годы Россию ежегодно покидало 100 тысяч евреев, то в прошлом году их количество упало до 10 тысяч, сообщает
израильское посольство в Москве.
Еврейское агентство, подразделение правительства Израиля, главная задача которого способствовать эмиграции, утверждает, что только
5% бывших советских евреев решили вернуться, и многие их них не навсегда.
"В Израиле тяжелая экономическая ситуация, уже три года продолжается интифада, - говорит пресс-секретарь Еврейского агентства в
Иерусалиме Семен Довжик. - Некоторые семьи решают пересидеть это время в России. Это не страшно".
Многих вернувшихся в Россию привлекли новые возможности в таких областях, где у россиян мало опыта, например в маркетинге и
интернете. Олег Ульянский уехал из Донецка в 1990 году и, как многие еврейские эмигранты, вынужден был отказаться от советского
гражданства. Уже два года он живет в Москве как израильтянин и говорит, что его привлекли главным образом возможности
трудоустройства.
"Здесь большой спрос на людей, имеющих западный опыт и говорящих по-русски, - отмечает он. Ульянский работает специалистом по
маркетингу в ведущей российской страховой компании. - В Израиле трудно конкурировать за такую работу с коренными израильтянами".
Некоторых, особенно представителей старшего поколения, беспокоит традиционный российский антисемитизм.
"В России больше нет государственного антисемитизма, но на бытовом уровне антисемитизм останется навсегда, - говорит Евгений
Арензон, литературовед из московского Института мировой литературы, который прожил в Израиле два года. - Страшно то, что в любой
момент он снова может стать государственной идеологией".
Коган говорит: "Может быть, через 10 лет еврейская община в России удвоится. Мы должны привыкнуть к тому, что люди перемещаются
между Россией и Израилем с такой же легкостью, как между двумя станциями метро. Неважно, где ты живешь, важно, как ты живешь. Где бы
мы ни были, мы должны оставаться евреями".