От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 27.02.2004 21:00:33 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Интервью с мин. образования Филипповым (*+)

http://www.izvestia.ru/community/article44532

ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ: "80 ПРОЦЕНТОВ МЕСТ РАСПРЕДЕЛЕНО ЕЩЕ ДО ЭКЗАМЕНА"


На минувшей неделе состоялось заседание Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ. Заседание было посвящено одной из
самых актуальных и болезненных проблем - кадровой. Мнения на этот счет высказали президент РФ В. Путин, видные российские ученые,
руководители ведущих вузов. Споры велись почти 3 часа. Естественно, большинство вопросов так или иначе было обращено к ведомству
министра образования РФ Владимира ФИЛИППОВА, которого обозреватель Сергей ЛЕСКОВ после заседания попросил прокомментировать самые
острые моменты дискуссии.

- Владимир Михайлович, особый всплеск эмоций вызвало обращение руководства Сибирского отделения РАН о передаче в академию
Новосибирского университета. В Москве аналогичный эксперимент предлагается поставить на физтехе.

- Смысл предложения понятен: сближение науки и образования. Но есть расхождения с законом. Академия наук по ее уставу - структура
общественная, а государственная организация, коей является вуз, не может подчиняться общественной, которая к тому же не вправе
распределять бюджетные средства. Но Академия наук в праве полностью курировать учебный процесс в этих вузах. Президент по поводу
этой дискуссии сказал: эксперимент перспективен, но закон нарушать нельзя, надо искать варианты.

- Еще один спор возник по поводу присоединения России к Болонскому процессу, которое означает стандартизацию образования и взаимное
признание дипломов. У некоторых это вызывает опасения: наши выпускники валом повалят на Запад.

- И здесь президент высказался категорично: интеллект всегда концентрируется там, где ему создаются лучшие условия, и сохранять
худшие условия только для того, чтобы из России не уезжали, непозволительно. Но интеграция не должна означать падения качества
нашего образования. Если российские стандарты выше европейских, как, например, в оборонных отраслях, то подстраиваться под эти нормы
мы не должны. Подчеркну, что Болонская конвенция вопреки тому, в чем убеждали Путина, вовсе не предусматривает присвоения именно
вузами степени доктора наук.

- Президент подчеркивал, что все реформы в образовании подчинены важнейшей цели - сделать его равнодоступным для всех слоев,
независимо от материальной состоятельности и места проживания. И это возвращает к вечной дискуссии вокруг Единого государственного
экзамена.

- В декабре 2003 года, выступая в прямом эфире, президент назвал цели ЕГЭ благородными: расширение доступности образования, борьба с
коррупцией, введение единых стандартов при поступлении в вуз. И, конечно, президент знает о противоречиях части ректорского корпуса
и Министерства образования. Но большинство ректоров склоняются к признанию ЕГЭ. Недавно на Совете ректоров Москвы ректор МГУ Виктор
Садовничий говорил о том, что ЕГЭ дает объективную оценку качества школьного образования и расширяет доступность высшего
образования. Спорить с этим, по словам В. Садовничего, не только бессмысленно, но и преступно. Кстати, при некоторых кафедрах МГУ
уже созданы курсы по подготовке абитуриентов к ЕГЭ. Это честный метод, в отличие от уроков по 50 долларов в час у вузовского
доцента, который конспиративно "ведет" молодого человека через экзамены. Вместе с тем при приеме в вузы помимо ЕГЭ необходимо
использовать и другие способы поиска талантливой молодежи, о чем неоднократно говорил президент. Министерством подготовлен
законопроект о повышении более чем в 100 раз вузовского приема абитуриентов по итогам Всероссийских и региональных олимпиад.

- ЕГЭ шагает по стране уже 4 года, в 2004 году в него войдут уже 64 региона. Столь длительных и масштабных экспериментов в России
нет. О достоинствах ЕГЭ уже стократно говорили все государственные руководители, но создается впечатление о неприятии эксперимента в
определенных кругах.

- По оценкам специалистов, занимающихся мониторингом экономики образования, за вузовскими репетиторами, платными курсами,
"договорными" школами стоят 300 тысяч абитуриентов. Ежегодный бесплатный прием в 600 государственных вузов - 360 тысяч человек. То
есть больше 80% студенческих мест так или иначе распределено еще до всяких экзаменов. Деньги крутятся гигантские - от 600 млн до 1
млрд долл. ежегодно. Но у многих одаренных ребят сегодня нет денег, чтобы добраться из дальних регионов до крупного города. ЕГЭ, как
просчитано в Высшей школе экономики, сэкономит российским семьям в год до 20 млрд рублей личных средств. Количество первокурсников
из сельских и отдаленных местностей уже выросло на 5-7%. Когда Россия окажется интегрированной в европейскую систему образования,
вырастет и количество студентов по международному обмену. Иногда звучат опасения: московские вузы будут заполонены натасканными на
ЕГЭ провинциалами. Но в московские вузы приходят выпускники с высоким уровнем знаний. И потом, будучи честными перед всей страной,
мы должны отдавать себе отчет, что МГУ, МГИМО, Бауманка создавались не для одной Москвы, надо создать систему равенства поступления
в эти вузы. А уж куда поедут учиться талантливые ребята, - их выбор. В других регионах, кстати, тоже есть такие же хорошие
университеты.
ЕГЭ не выгоден некоторым директорам школ - их уровень сразу станет ясен. ЕГЭ опасен и для слабых учителей: у учеников появится
возможность выбирать сильного педагога. Есть немало примеров, когда старшеклассники из областных центров ездят на уроки в близкие
села к прежде никому не известным учителям. ЕГЭ невыгоден и вузовским репетиторам, которые сидят на коррупционных потоках. Некоторые
ректоры любят повторять: как костюм надо самому примерить, так и в глаза будущему студенту надо посмотреть. На это в народе говорят:
чаще не в глаза смотрят, а в кошелек заглядывают.
Система образования - крупнейшая социальная отрасль. Организованно против ЕГЭ выступают те, кто делает деньги на поступлении детей в
вузы. Но мы обслуживаем население и проводим модернизацию образования в его интересах. Единый экзамен выгоден ученикам и родителям,
и мы должны идти на введение ЕГЭ, отработав в эксперименте все детали.

- Вы говорите о деньгах. Но ведь и сам эксперимент стоит немалых средств. Кто-нибудь их контролирует?

- Эксперимент по введению единого экзамена - часть комплексной госпрограммы по модернизации образования, он проводится по
постановлению правительства, финансируется за счет бюджетов всех уровней. В 2004 году бюджет выделил на ФПРО 3 млрд руб., из которых
на ЕГЭ поступает всего 14,7%. Каждый год нас проверяют финансовые органы, в том числе неоднократно Счетная палата.

- Рассматривались ли другие варианты? Оппоненты говорят, что Россия бездумно устремилась по западному пути, хотя ее образование было
лучшим в мире.

- Задача не в реформировании экзаменационной системы - необходимо повысить качество образования. А это качество, здесь мнение едино,
снижается, каким бы высоким оно ни было прежде. Пока школа сама учит и сама ставит себе оценку, ни о каких объективных критериях
качества образования говорить не приходится. ЕГЭ - лишь механизм оценки качества образования. И ни в одной западной стране такой
системы нет. А вот в Китае похожая система действует уже 40 лет. Но мы не идем ни по западному, ни по восточному пути. ЕГЭ не
копирует чужих схем, это чисто российская система, в основе которой лежат сотни исследований по сравнительной образовательной
политике, где крупнейшим специалистом является президент Российской академии образования Николай Никандров.
Переводились монографии, проводились международные конференции. В Институте общего и среднего образования проанализированы модели
проведения государственных экзаменов в 51 стране мира. Еще в 2000 году создан Совет по организации подготовки и проведения
эксперимента по внедрению ЕГЭ, который по-прежнему открыт для предложений. К сожалению, у нас нет данных по Москве, которая и в этом
году не вошла в эксперимент, предоставив ученикам право добровольно принимать решение, сдавать ЕГЭ или традиционные экзамены. Думаю,
большинство ребят запишутся на ЕГЭ. В 2004 году в эксперименте по всей России будет участвовать около 900 тысяч выпускников школ
(2003 год - 630 тысяч) из 1 млн 330 тысяч. В 2005 году эксперимент распространится на оставшиеся регионы. В 2006 году ожидается
100-процентный переход на ЕГЭ.

- Еще одна тема, поднятая на президентском совете, - религиозное образование в школах. Особенно яростно обличал такие планы
нобелевский лауреат Виталий Гинзбург.

- Президент ответил, что наше государство является светским и никто не собирается менять Конституцию. Но он также заметил, что
нравственное воспитание остается одной из обязанностей школы, а тысячелетиями сложилось так, что общечеловеческие ценности несли
обществу различные религиозные конфессии. Преподавание этих предметов должно быть факультативным и только на добровольной основе: по
желанию школы, учеников и их родителей (согласие родителей необходимо для детей, не достигших 16-летнего возраста).


 Сергей ЛЕСКОВ