Калуга - город остановившегося времени? (*+)
http://www.globalrus.ru/travel/136278/
Спящая купчиха
Калуга - город остановившегося времени
До Москвы каких-то двести километров. И все же, приехав в Калугу, я как будто переместилась в другой мир - довольно знакомый, но
давно уже отошедший в глубокую тень. Из постдемократической столицы с рекламными перетяжками на всевозможных языках я попала в
недокоммунистический город с транспарантами "СЛАВА КПСС!" и даже "НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЫКЛЮЧИТЬ ГАЗ!", с обязательной соцреалистической
иллюстрацией. Красные как вошли в город, так, видимо, в нем и задержались - навсегда. Несмотря на недавнюю моду на <переименования
обратно>, центральная улица по-прежнему носит имя Кирова - никогда здесь не бывавшего азербайджанско-ленинградского вождя. Улица
Ленина - беспричинная провинциальная вольность! - только ее пересекает. Остальные улицы отданы поровну соратникам (Луначарскому, в
молодости жившему в Калуге, непременному Дзержинскому, Бауману и так далее) и космонавтам. Особенно мне понравилась улица Революций.
Единственная родившаяся у меня версия по поводу столь необычного имени - названа она так в честь всех бывших и будущих "переломов
истории", вместе взятых. Впрочем, заподозрить жителей Калуги в любви к историческим встряскам трудно.
Время тут и вправду остановилось. Смесь деревянных мещанских домиков XIX столетия, "благоустроенных" бараков раннесоветских времен и
разнообразных "хрущевок", казавшаяся анахронизмом уже в поздние советские годы, до сих пор определяет архитектурный облик города.
Тридцатилетней давности кирпичные девятиэтажки тут смотрятся едва уместным буржуйством. Домов выше девяти этажей в Калуге нет - да и
не надо. В ее степенном холмистом пейзаже небоскребистые силуэты совсем ни к чему. Душа города, кажется, осталась такой же, какой и
была - ленивой да неповоротливой, спокойной, как река Ока. Это впечатление разрушают разве что памятники неумеренной советской
мегаломании, разбросанные в стороне от тихого центра: Обнинская ГЭС, громадный Музей космонавтики, здоровенный мост <а-ля
Сан-Франциско> через Оку.
О возникновении моста в истории Калуги существует целая трогательная легенда. Как-то, выступая на очередном Съезде, Хрущев,
расчувствовавшись, вспомнил свою первую школьную учительницу: она-де была мудрой женщиной, вложила в его голову истинные знания,
только где же ее сейчас найдешь, и прочее. Учительница, услыша сей проникновенный спич, решила Никите Сергеевичу написать - мол,
жива еще твоя старушка. Когда наш генсек в ответ пригласил ее в гости, она не только приехала, а еще и жаловаться стала - вот, мол,
все в Калуге хорошо, все вполне по-советски, только мост через Оку - понтонный, вода весной его заливает, и на другую сторону ну
никак не перебраться...
Сентиментальный генсек тут же решил проблему своей учительницы и выделил деньги на постройку нового большого моста. Одновременно,
однако, он ввел и другое новшество, тоже вроде бы полезное: повелел поставить на Оке дамбу и вырыть стоячий водоем, который позже
окрестили Калужским морем. На водоеме этом теперь проходят соревнования по гребле, по выходным купаются калужане. Единственное <но>:
полноводная до тех пор речка при этом настолько обмелела, что старого моста стало вполне довольно, а вот новый оказался не нужен.
Другая легенда Калуги - живший и умерший здесь Константин Эдуардович Циолковский, главный русский зачинатель космонавтики, глухой
гениальный ученый, мастеривший себе огромные алюминиевые слуховые трубы и в любую погоду прогуливавшийся по улицам с огромным черным
зонтом. Он нисколько не сомневался, что <скоро в космос полетят наши корабли. Из Москвы - на Луну. Из Калуги - на Марс.>
На Марс действительно вот-вот полетят, но не из Калуги, а с мыса Канаверал. Однако калужанам сейчас явно не до безумных проектов
вашингтонских мечтателей. Им милее их телескоп, первые корявые рисунки космических кораблей (похожие на так любимые Циолковским
дирижабли, с летающими вверх тормашками внутри маленькими <пляшущими> человечками), многочисленные рукописи, спасенные от весенних
разливов Оки, и прочие артефакты принадлежности к великой мечте человечества. К тому же в музее Истории космонавтики - настоящий,
весь обгорелый корабль <Восток> (на бывшем ВДНХ - всего лишь хороший муляж) и тренажерный макет станции <Мир>, покоящейся ныне на
дне морском. Макет со всей начинкой, включая устрашающий всасывающий умывальник для невесомости и брикеты вареной, а затем
высушенной гречневой каши.
Рядом - не влезли даже в гигантское здание музея - стоят ракеты, некоторые - похожие на рисунки Циолковского, другие не очень. Самая
большая некоторое время пребывала в "стоячем", устремленном в небо, положении, так что ее было видно отовсюду. Но, видимо, подобный
фаллический символ не подходил городу женского рода, так что ракету положили.
В спокойной, неторопливой Калуге очень хорошо гулять: здесь совсем немного машин, да и людей на улицах несравненно меньше, чем в
ночной столице. Я долго бродила в старом центре города, полном облупленных купеческих особняков, и пыталась себе представить Калугу
символом советских космических амбиций или грозной пограничной крепостью с двенадцатью башнями, какой она возникла в четырнадцатом
веке. Не получалось.
Калуга - купеческий город, коим и пребывала до самой революции. Купцы ее отстраивали на свой вкус и размах, пытаясь превратить в
среднерусский Петербург: рыли каналы "для свежести", выписывали архитекторов из "самой столицы", дабы те возводили каменные дома и
создали "целенаправленный план города". Собственно, этот план сохранился и до сих пор. В городе при всем желании невозможно
заблудиться - улицы расположены "по-петербургски" перпендикулярно-параллельно.
По счастью, имперского размаха в Калугу так и не привнесли ни столичные архитекторы, ни хрущевские инженеры, ни даже громоздкие
останки космического флота. Время здесь остановилось, ожидая возвращения купцов. А пока, до срока, здесь царит безмятежная
сонливость, о которой забежавшие в новые времена москвичи вроде меня могут только мечтать.
10.02.2004
Ольга Гришина