Ген. директор "Просвещения": "Профессиональное образование тормозит развитие экономики" (*+)
http://www.prosv.ru/forum111.shtml
Профессиональное образование тормозит развитие экономики
В прошедшее десятилетие темпы и направления развития рынка образовательных услуг существенно отличаются от темпов и направлений
развития рынка труда.
В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась несоответствующей потребностям рынка
труда, а качество специалистов в большинстве отраслей продолжает оставаться не соответствующим уровню мировых потребностей. То ли к
счастью, то ли к сожалению, в настоящее время сложилось определенное равновесие - российская экономика, кроме небольшого числа сфер,
не требует высокой квалификации. Но это сегодня!
Особое положение - менеджмент и экономика, где уровень подготовки был изначально крайне низок. В то же время для страны характерна
крайне высокая доля неэффективной занятости (т.е. работник, занимающий рабочее место, где уровень требований к его квалификацииниже
формального образования).
Перекос в структуре подготовки кадров не только сохраняется, но усугубляется. Россия превращается в страну всеобщего высшего
образования (в 2002 году в вузы поступило 1,5 млн. человек, а школы окончило 1,33 млн.).
В результате немалое количество людей, имеющих высшее образование, трудоустроены по рабочим специальностям. А это значит, что время
и деньги, затраченные на изучение многих теоретических курсов, не востребованы на данном рабочем месте и не повышают
производительность и качество труда. Но такой работник в то же время не обладает знаниями, необходимыми для высококвалифицированного
выполнения работына данном рабочем месте. Кроме того, имея высшее образование, человек готовился к иному социальному статусу, и его
отношение к своему положению и статусу негативное. Кроме того, сохраняющаяся у него мотивация трудоустройства в соответствии с
дипломом также не способствует повышению качества его труда на данном рабочем месте.
Можно перечислить еще ряд причин того, почему высокий уровень образования не переходит в высокий уровень квалификации,
производительности и качества труда работников.
Есть два варианта выхода из этой ситуации:
Государство принимает тяжелое и непопулярное решение о реструктуризации профессионального образования по планам приема в вузы, ссузы
и ПТУ в пользу двух последних (а значит, в ущерб вузам) в соответствии с прогнозом развития рынка труда.
Если по социально-политическим мотивам этот путь неприемлем, то, возможно, надо пересмотреть структуру, стандарты и программы
высшего профессионального образования на уровне бакалавриата для включения специальностей, традиционно относящихся к системе НПО и
СПО. При этом квалификация выпускников такого бакалавриата, и формальная, и реальная, должна соответствовать высшему рабочему
разряду. Использование таких выпускников строго по полученной специальности было бы интересно и выгодно для работодателя, морально и
психологически комфортно для работника, сказалось бы на повышении производительности и качества труда.
Современный работодатель требует от работника новой культуры труда, способов организации, ответственности, коммуникативных навыков,
исполнительной культуры, дисциплины труда, умения ориентироваться в реальной профессиональной ситуации.
В настоящее время этим элементам образования уделяется мало внимания. Следствие - Россия тяжело воспринимает новые технологии и
медленно растет ее инвестиционная привлекательность, оценка которой рассматривает уровень управленческой и технологической культуры
наряду сполитической и экономической стабильностью.
Опубликовано 6 января 2004 года