От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 27.02.2004 21:00:06 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Не споткнитесь о <художественные окаменелости> (*+)

http://www.ug.ru/?action=topic&toid=3540&i_id=44

Не споткнитесь о <художественные окаменелости>


В произведениях русской литературы ставились такие <вечные> вопросы и выдвигались такие смелые ответы на них, что они часто
опережали свое время, сохраняя актуальность и сегодня. Так, может быть, в этом - ключ к современному нам преподаванию литературы в
школе? Не чтят нынешние школьники поэзию Маяковского? Но вы прочтите им, что написал в своем дневнике Михаил Пришвин во второй
половине двадцатых годов: <Читаю взапой Маяковского. Считаю, что поэзия - не главное в его поэмах. Главное то, о чем я пишу каждый
день, чтобы день пришпилить к бумаге. Потомки, может быть, и будут ругаться, но дело сделано - день пришпилен. И это пришитое есть
правда, которой, оказалось, служил Маяковский>. Потомки действительно <ругаются>, но, может быть, только потому, что они пока что не
разглядели <правды>, которой <служил Маяковский>?
И ведь практически каждый русский писатель-классик несет в себе такую свою <проблему> или <задачку>, которая по рассмотрении
оказывается общезначимой и общечеловеческой. Не Достоевский, не Маяковский <виноваты> в том, что многие дети потеряли интерес к
чтению классики. Виноваты, во-первых, те учителя, которые недостаточно глубоко знают свой предмет и привыкли изъясняться штампами.
Во-вторых, школьные учебники, которые примитивизируют и личность классиков, и их творчество. В-третьих, устаревшая методика
преподавания.
Преподавание русской литературы в школе традиционно строилось с учетом ее <незыблемых основ>, ведущих к созданию <художественных
окаменелостей>. Уже сто пятьдесят лет вслед за Добролюбовым школьные учебники называют Екатерину <лучом света> в <темном царстве>
русского купечества. И учителя вынужденно повторяют эти цитаты. Другими <окаменелостями> стали штампы: <обломовщина>, <маниловщина>,
<лишний человек>, <миллион терзаний> Чацкого, <конфликт отцов и детей> и прочее, прочее. Однако некоторые учителя впадают в другую
крайность. На прошлогодней Всероссийской конференции <Педагогические идеи русской литературы>, что проходила в Коломне, один из
докладчиков - А. Фортунатова из Нижнего Новгорода рассказала об искаженном истолковании художественных образов литературных героев,
которое продиктовано конъюнктурой дня и ведет к пародийному и даже трагикомическому искажению литературного произведения. Она была
свидетельницей, как в первые годы <перестройки> одна преподавательница объясняла своим ученикам, что отныне подлинным героем
<Поднятой целины> надо считать не коммуниста Семена Давыдова, а... Якова Островнова, который <демонстрирует качества, необходимые
человеку в наши дни>.
Вывод такой: очевидно, воздействие художественного образа на школьников зависит не только от их собственного восприятия
произведения, но и от интерпретации его другими людьми, в том числе учителем. То есть от жизни литературного образа вне текста. От
того, что написано о нем в учебнике, что прибавляет к этой <официальной> оценке лично от себя учитель.
Но чтобы воспитать еще и ярких, творческих личностей, учителю нужен материал для примера, указав на который он мог сказать
школьникам: <Уникальная личность Льва Толстого сложилась так-то и под влиянием таких-то причин. Андрей Болконский - личность не
менее значительная. Вот ее истоки, жизненный путь, смысл, цель>. Иначе говоря, учебник по литературе должен представить нам
типологию ярких писательских личностей и личностей литературных героев. И в таком учебнике должна присутствовать, кроме этой
типологии, субъективная оценка одних гениев, данная им гениями другими. Например, о Льве Толстом и его книгах могли бы высказаться
не только авторы учебника, как сейчас, но и яркие люди, которые хорошо его знали: Софья Андреевна Берс, ее дети, современник
Толстого - известный критик Николай Страхов, философ Иван Ильин, Бунин, другие мыслители.
В новых учебниках по литературе необходим эмоциональный концептуализм, обоснованный психологами, филологами и педагогами,
направленный на борьбу с равнодушным восприятием... Но если учитель овладеет еще в совершенстве научным мышлением, творческим,
литературоведческим, он сможет почувствовать себя <не носителем взятых напрокат готовых истин, а участником - наравне со своими
учениками - увлекательного и ответственного совместного поиска авторской итоговой оценки человека и мира.


Ирина РЕПЬЕВА