От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Iva Ответить по почте
Дата 27.02.2004 06:50:11 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Манипуляция; Версия для печати

О железных дорогах

"До 1894 г. русские железные дороги давали почти постоянный убыток, но с 1894 по 1900 г.г. включительно доходность от них настолько возросла, что она с избытком покрывала ежегодные платежи процентов и погашение затраченных на сооружение дорог капиталов. С 1901 г. вновь произошла перемена в неблагоприятную сторону, причем общая сумма убытков простиралась в 1901 г. до 29,52 млн. руб., в 1902 г. до 36 млн. руб., в 1903 г. до 14 млн. руб., в 1904 г. до 23 млн. руб. и в 1905 до 85 млн. руб. или всего за указанное пятилетие 187,52 млн. руб. Между тем, железнодорожные сети почти всех культурных государств дали за это же время хорошую чистую прибыль".

(Ежегодник России. 1908 г. (год пятый). СПб., 1909. С.338–339).

Рассмотрим подробнее 1906 год:
Валовая прибыль от русских ж.-д. 812.801,7 тыс. руб.
Расходы по эксплуатации 667.046,5 тыс. руб.
Чистая прибыль 145.755.217 руб.

(Там же. С.336)

Однако:

1) Из этой чистой прибыли 56.221.450 руб. приходится на долю частных железных дорог (Там же. С.356-359). Соответственно, на долю казенных 89.533.767 руб.

2) Если рассматривать только доходы и эксплуатационные расходы, то железные дороги оказываются за 1906 год "в плюсе". Однако если учесть еще и выплату процентов по железнодорожному долгу, то они залезают в "минус" (Там же. С.339). Размер "минуса" пока не выписал, потому что он дан в относительных показателях (в пересчете на версту), однако это можно уточнить.

Таким образом, по крайней мере с 1901 по 1906 год включительно дохода российских ж.-д. не хватало даже на выплату процентов по железнодорожному долгу, не говоря уже о погашении основного капитала.

Если рассматривать роспись государственных доходов и расходов, то там можно обнаружить дополнительные операции, связанные с ж.-д. Так, частные железнодорожные общества отстегивали часть прибыли казне. В свою очередь, казна выдавала этим обществам субсидии (на порядок большие). Также финансировалось строительство новых дорог.