>Что настораживает: некоторая тенденциозность. С одной стороны, интеллигент-интеллектуал на службе у большевиков, имел покровителей среди сильных мира сего, пользовался материальными возможностями ГПУ и даже одно время сам был «чекистом»-контролером. С другой стороны, отмечены случаи, когда Макаренко резко и зло отзывался о большевиках и лично т. Сталине, за что на него писали доносы и т. д. Сам метод воспитания, в котором важное место занимает физическая и «начальная военная подготовка», жесткая дисциплина, занятие трудом (дети и подростки работали!), марши по Харькову, горны и барабаны, может быть отнесен, при желании, к тоталитарным (ругали ведь нацистов за молодежные военно-трудовые организации).
Тяжелые болезни требуют сильнодействующих лекарств. А вверенные ему беспризорники все в той или иной степени нарушали закон. И выбор у него был невелик:
0. Отказ от какого-либо действия, в надежде, что если не дать им умереть с голоду, то все образуется (см. Куряж до его приезда).
1. Жесткое силовое принуждение к дисциплине (реформатории, работные дома и т.п. передовой западный опыт). С ненавистью в его адрес и возвратом большей части из них, по взрослении, в преступный мир.
2. Формирование дисциплины внутри самих их. И ничего лучше армии, в качестве образца, у него не было.
>Исподволь внушается мысль: Макаренко был не советским педагогом, а просто педагогом, «делал человеков». Мне же известно, что он адресовал свой опыт советским учителям, воспитателям, родителям и т. д., т. е. был непосредственным участником строительства советской культуры.
Он был педагогом, получавшим зарплату от СССР и за эту зарплату приносивший по своей специальности пользу для СССР. Если это не "советский педагог", то кого же тогда можно так назвать? Разве что мошенника, который вместо дела продуцирует лозунги?
>(Правда, фильм до конца не досмотрел и выводы не слышал.)
>Примечательный факт: в 1935 г. к Макаренко приезжал премьер-министр Франции! Наверное, лицезреть успехи перевоспитания трудных детей.
Ну, тут могут быть разные мотивы:
1. Дети - традиционный предмет показа иностранным гостям, в знак мира и дружбы.
2. Демонстрация способности СССР решить такую тяжкую проблему, как детская преступность.
3. Демонстрация военной составляющей его системы, ввиду перспективы военного союза с Францией.