От
|
СанитарЖеня
|
К
|
Вулкан
|
Дата
|
13.05.2005 15:02:55
|
Рубрики
|
WWI; WWII; Флот;
|
Re: Вопрос флотофилам...
>Приветствую!
>Часто встречал такое мнение, что крейсер как боевая единица избыточен и ненужен.
>Например, соединение из 2-3 крейсеров вполне может заменить линкор с 4-5 эсминцами.
>Очень так же ругали крейсера за их довольно большую стоимость.
>Хотелось бы узнать ваше мнение.
0. Слово "Крейсер" меняло свое значение неоднократно. Первоначально это именно рейдер, "крест-накрест" гоняющий по морю, и истребляющий торговлю. Постепенно это стало общее обозначение корабля большого, но не самого большого размера. Поэтому вопрос имеет разные ответы - для разных времен и стран.
1. Роль рейдера и контррейдера с крейсеров никто не снимал и до сего времени, просто задачи новые появились. Его бОльшая пригодность для этой цели связана с бОльшей мореходностью и автономностью, чем ЭМ, при этом меньшем стоимостью и бОльшей скоростью, чем ЛК. Полностью пресечь перевозки морем так нельзя, но увеличить затраты резко, притом сократив объем - весьма возможно. Противодействие активное - контррейдерство, заставляющее оппонента строить крейсера такого же (но много!) или бОльшего класса или использовать ЛК - экономически весьма напряжно и отвлекает силы от действий на основном театре. Противодействие пассивное - конвои с мощным корабельным и авиаприкрытием - также отвлекает силы и замедляет перевозки (суда ждут формирования конвоя и идут со скоростью самого тихоходного в караване).
Оптимальный крейсер тут - с высокой автономностью и скоростью, но относительно слабой броней и вооружением (противник - торговые суда с 76-102мм пушками и безбронные; от сильного противника можно убежать).
Рейдерство может прекратить или даже предотвратить малую войну, сделав ее нерентабельной, но чем мастштабнее война, тем менее от него эффект.
2. Разведчик при эскадре и охранение эскадры. Преимущество перед ЭМ - мореходность и способность отбиться от неприятельского охранения, перед ЛК - скорость и относительно малая стоимость. Здесь требования к броне и вооружению выше, чем в (1), за счет автономности (противник - ЭМ и легкие крейсера), важно мощное ПВО и ПЛО.
3. "Вспомогательный линкор" - в эскадренном бою составляет подвижный резерв, добивает пораженные неприятельские ЛК, используется для завязки боя и т.п.
Требования по скорости ниже, вооружение и броня должны приблизиться к линкорным.
4. "Корабль престижа". Заходит с визитами дружбы и недружбы. Должен иметь высокую мореходность, внушительные (хотя бы на бумаге) характеристики брони и вооружения, комфорт для команды и особенно для "пассажиров" (при официальных визитах и т.п.)
5. В довоенный период вполне ясны только характеристики (4) типа и их потребное (1-2 шт.) количество. С остальными потребность неясна, а строить все возможные типы по максимальной потребности крайне накладно. Поэтому пытаются совместить все задачи в одном корабле, отчего он получается весьма дорогой для своего водоизмещения и вооружения.