От АНГЕЛ ЧАРЛИ
К АНГЕЛ ЧАРЛИ
Дата 13.05.2005 09:39:38
Рубрики WWII; Армия;

Выкладываю обещанное

С ангельским приветом!
Петров М.И. В дни войны и мира М.Воениздат,1982
Стр 83-85
«…И как же не вяжутся с его именем такие, например, «детали», которые приведены в романе и одноименной кинокартине «Блока-да». Там К. Е. Ворошилов показан в маршальской форме мирного времени и с пистолетом в руке, держащим про-странную речь перед шеренгой моряков. Ну а затем... затем, подав команду: «Пошли», он якобы идет в атаку впереди цепи. Утверждаю со всей ответственностью: это голый вымысел, ничего подобного не было и быть не могло!
Этот вымысел сродни небылице англичанина Верта, который в своей книге «Россия в войне 1941 — 1945 го-дов» пишет: «Драматическая история, которую рассказа-ли мне в 1943 году несколько человек в Ленинграде, гла-сит, что приблизительно 10 сентября (1941 года. — М.П.) Ворошилов, считая, что все потеряно, отправился на пере-довую в надежде быть убитым немцами».
К великому сожалению, этот надуманный факт упо-минается и в некоторых других изданиях. Так, в книге «Город-фронт», посвященпой героической обороне Ле-нинграда, мы снова читаем о К. Е. Ворошилове: «Коман-дующий фронтом стоял перед головным батальоном... на мгновение умолк, потом взмахнул фуражкой: — А ну, по-шли! — И первым молодо зашагал в сторону грохотавшего боя...»
Здесь, как видим, он уже не с пистолетом в руке, как в «Блокаде», а с фуражкой.
А в романе «Крещение» — новое «открытие». Здесь на странице 345 автор пишет: «На прошлой неделе к нам в полк прибыла группа командиров, и среди них старший лейтенант из морской пехоты Нижник. Из госпиталя. Так вот Нижник рассказал нам забавную и печальную исто-рию. Командующий Ленинградским фронтом сам водил в атаку на Красное Село бригаду морской пехоты. Саблю наголо — и айда на «ура». Метод испытанный и когда-то верный... Сам командующий, конечно, на первой же сотне шагов выдохся и упал, а потом бил себя по седой голове, понял, стало быть, что по-другому следует воевать. Так ведь и верно, всем этим старым, испытанным методам грош цена нынче. Как и тем хваленым тачанкам, от ко-торых остались конские шкуры да изломанные оглобли...»
Вот как! Теперь уже с саблей наголо! И впереди не батальона, а целой бригады морской пехоты!
Учитывая необходимость внесения исторической прав-ды в материалы о деятельности К. Е. Ворошилова нафронте, мы, его ближайшие помощники (генерал-май-ор в отставке Леонид Андреевич Щербаков, в прошлом — секретарь Военного совета Ленинградского фронта и старший адъютант Климента Ефремовича, и я, бывший младший адъютант маршала), вынуждены были в 1975 году официально доложить о проходящих в книгах нелепостях в Министерство обороны.
А теперь о том, как все было на самом деле. С утра 11 сентября 1941 года противник силами до четырех ди-визий, поддержанных более чем двумя сотнями танков, продолжил наступление в полосе обороны 42-й армии в общем направлении на Красное Село. В 14 часов К. Е. Во-рошилов и я с Л. А. Щербаковым, тогда еще полковни-ком, выехали из Смольного в Пулково на КП этой армии. Там пробыли недолго, отправились осматривать Красно-гвардейский УР. И наконец прибыли в район деревни Кемпелево. Здесь командующий 42-й армией генерал Ф. С. Иванов доложил маршалу, что морская бригада с шестью танками KB уже перешла в атаку с задачей пере-резать шоссе Ропша — Красное Село.
К. Е. Ворошилов с небольшой возвышенности стал наблюдать за действиями этой бригады. Обратил внима-ние командарма на скученность боевых порядков моря-ков, а также на то, что второй эшелон бригады располо-жен слишком близко, в зоне досягаемости артогня про-тивника.
Эти замечания маршала были тут же учтены, что сыграло положительную роль. Бригада выполнила боевую задачу без неоправданных потерь.
Вот как все было на самом деле. Попутно замечу, что Климент Ефремович маршальскую форму мирного време-ни на фронте никогда не надевал, пистолета и даже саб-ли не имел. И уж конечно, никого в атаку не водил.»

С УВАЖЕНИЕМ , АНГЕЛ ЧАРЛИ