От mpolikar
К All
Дата 20.12.2004 14:12:17
Рубрики 11-19 век; Искусство и творчество;

Новый военно-историчесмкий:) мульфильм

Газета 20.12.2004
CЕРГЕЙ КАПКОВ ПРИМЕНИЛИ СИЛУШКУ БОГАТЫРСКУЮ

"Алеша Попович и Тугарин Змей" выходит в прокат
Вот и ворвалась пресловутая национальная идея в отечественную анимацию.
"Нам есть чем гордиться, у нас свои герои и своя история", - так решили питерские аниматоры и сняли полнометражный мультфильм "Алеша Попович и
Тугарин Змей". Правда, кино получилось не навязчиво назидательным, а очень даже смешным. Потому что снял его известный во всем мире остряк Константин
Бронзит.
"А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!" - старательно выводит чья-то рука
на пергаменте под диктовку пафосного закадрового голоса. Кто пишет - не
видно: эта интрига разрешится в финале фильма. Но былинный пафос проходит
быстро, как только древнерусский писарь сталкивается с первым грамматическим
затруднением:
"Век стоит Русь - не шатается! И века простоит - не шолох... не шилох..."
Перо раздраженно зачеркивает трудное слово, свиток сворачивается, краски
пачкают уже написанный текст, раздается вопль крайнего раздражения, и
пергамент разрывается в клочья. Таково начало этой стремительной анимационной
истории, насыщенной трюками, гэгами и непредсказуемыми комическими поворотами.
Со времен "Заколдованного мальчика" (а это, между прочим, 1955 год) в
нашей стране с полнометражными мультфильмами было ой как плохо. Правда, выходили на экраны и "Сказка о царе Салтане" патриарха Иванова-Вано, и советско-японские "Приключения пингвиненка Лоло", но шумного зрительского
успеха они не имели, хотя в профессиональном плане были выполнены почти безупречно.
А больше и вспомнить нечего. Но в последние годы отечественные кинопродюсеры
решили возродить полнометражную анимацию. Можно долго спорить, кто стал нашей "первой ласточкой" - "Незнайка на Луне" или "Карлик Нос", но, так или иначе, конвейер заработал.
Что представляет собой "Алеша Попович"? Прежде всего 75 минут чистого здорового смеха. Это пародия на героический эпос. Пародия не злая, а сделанная
с любовью, что почти не характерно для этого жанра. Авторы искренне любят всех своих непутевых героев, начиная с былинного богатыря Алеши Поповича,
в котором - как водится на Руси - силушки хоть отбавляй, а вот с умом явный недостаток, и заканчивая бессловесным осликом Моисеем, который весь
фильм только и делает, что жует. Интрига фильма проста, в отличие от навороченных
сюжетов многих полнометражных лент, чем и хороша. Упустив злодеев тугарских
с данью жителей Ростова, богатырь Алеша Попович должен восстановить свое доброе имя, вернуть золото и прогнать с земли русской Тугарина Змея. Помогают
Алеше красна девица Любава и кучка чудаковато-придурковатых людей-зверей:
это Любавина бабка, Алешин воспитатель - старик Тихон, говорящий конь Юлий Цезарь и ослик Моисей. Каждый персонаж по-своему великолепен и, что
самое важное, смешон.
Алеша Попович вызывает гомерический хохот уже с первых секунд появления
на экране. Со словами сказителя "рос Алеша не по дням, а по часам" обаятельный
карапуз вырывается из рук родителей и бежит к столу. Пока вскарабкивается
на стул, у него вырастает попа, укрупняются ступни, а ложкой малыш орудует за десятерых. С малых лет он активно участвует в кулачных боях, лихо разбрасывая
коромыслом ростовских мальчишек по кустам и канавам. При этом парнишка не замечает, что от коромысла не успела оторваться толстая старуха. Все
эти "картинки юности" проносятся так стремительно, что зритель не успевает перевести дух и набрать в легкие воздуха для нового приступа смеха. Когда
Попович в ударе, выражается он исключительно "эпосным" языком: "Ах ты, супостат лютый, отведай-ка силушки богатырской!" Но в схватке с басурманами,
понимая, что не рассчитал силы, богатырь скисает. Обвешанный вопящими врагами, он ползет к огромному перевернутому чану, куда с трудом утрамбовались
его хилые товарищи, и с надеждой спрашивает: "Место есть?"
Окружение главного героя не менее комично. Романтичная Любава с надрывным
голосом и торчащими ушами всю дорогу пытается достучаться до сердца Поповича.
В минуту отчаяния она восклицает: "Мне уже шестнадцать лет, а я еще в
девках хожу!" Ее заботливая бабуля, которая отправилась на битву с захватчиками
исключительно из-за внучки, поначалу ненавидит Алешу, ведь от него в Ростове
одни неприятности. Но к концу путешествия она не только не возражает,
но даже поощряет Любавины чувства. Несмотря на синяки и шишки, кои сыплются
на горе-компанию бесконечно. Особенно достается деду Тихону. Он отвечает
за своего воспитанника головой и в прямом, и в переносном смысле. Тихон
уверен, что без него "малыш" пропадет, и суется во все передряги с уверенностью
богатыря. Правда, обижается, когда в минуту опасности конь Юлий предлагает:
"А пусть первым пойдет Тихон, он старый - его не жалко..."
Конь - особая статья. Его создавали по образу и подобию Ослика из "Шрека", но немного переборщили. Он тоже не закрывает рта, но иногда его становится
слишком много (особенно учитывая, что шрековский друг был в своих помыслах и поступках искренним, а конь Юлий - трус и обманщик). К сожалению, таковым
он остается до конца, а его природная алчность не притупляется даже тогда, когда, казалось бы, он был наказан за нее сполна. Конечно, конь проходит
все приключения и испытания наравне с другими персонажами, с ним связано наибольшее количество удачных острот и гэгов, но полюбить его довольно-таки
сложно.
Есть в фильме еще один любопытный персонаж - киевский князь. За него говорит Сергей Маковецкий, чей голос напоминает интонации нашего президента.
Да и сама сцена во дворце весьма символична, особенно эпизод, где князь перелезает через стол, чтобы поближе рассмотреть спасенное героями золото.
Следом за князем через стол (и именно через княжеское место) лезут по очереди все бояре. Кстати, на золоте, которое Тугарин Змей отобрал у ростовчан
и переплавил, красуется высеченная "проба" - 2GARIN. Впрочем, в мультфильме
столько неожиданностей, что предсказать дальнейший ход событий в каждом
эпизоде невозможно. За каждым поворотом дороги и каждым поступком персонажей кроется очередной гэг, пересказывать которые на страницах газеты - дело неблагодарное.
"Алеша Попович и Тугарин Змей" - кино о добрых людях и благородных поступках.
Оно учит старой истине: не ошибается тот, кто ничего не делает. Это история о вечных ценностях; это кино наше, созданное в лучших традициях советской
анимации, лишенное надоевших голливудских клише, наконец озвученное по-человечески,
а не визжаще-дребезжащими голосами неудавшихся артистов. Снят "Алеша Попович"
за сравнительно небольшие деньги - всего за один миллион шестьсот тысяч долларов. Для сравнения: "Щелкунчик" потребовал вложить три с половиной миллиона евро, "Незнайка и Баррабасс" - три с половиной миллиона долларов.
Интересно, каким бы получился "Алеша", если бы у него был такой же бюджет...
***
Для детей и про детей
Первый показ фильма "Алеша Попович и Тугарин Змей" состоится за день
до его выхода в широкий прокат в рамках проходящего в Москве XXI Международного
фестиваля фильмов для детей и юношества. Фильм Константина Бронзита включен
в программу "Панорама", где его соседями станут двенадцать детских картин
- игровых и анимационных, - снятых режиссерами разных стран мира, от Японии
и Армении до Швеции и Сингапура. Другие двенадцать фильмов составляют
конкурсную программу фестиваля, причем за главный приз вместе с другими
претендентами борется еще один полнометражный отечественный мультфильм
"Незнайка и Баррабас". Среди его конкурентов - чилийская рисованная лента
"Волшебный остров", испанская "Легенда о рыцаре" и французский "Остров
Блэка Мора"; спортивные комедии "Победа с Мики" (Израиль, баскетбол),
"Вперед, пройдохи!" (Япония, футбол) и "Солнечный сезон" (Южная Корея,
футбол); волшебные сказки "Собака - мой братик" (Германия - Великобритания
- Нидерланды) и "Лето с привидениями" (Австрия - Канада); серьезные и
забавные истории о семейных проблемах "Объявлена посадка" (Швеция), "Свиньи
и жемчуг" (Финляндия) и "Фиа" (Норвегия). Названия фильмов-победителей, которые определят члены взрослого и двух детских жюри, прозвучат на закрытии, вечером 28 декабря, но фестивальные картины еще целых десять дней после этого будут идти в кинотеатрах "Пять звезд" и "Пять звезд - Бирюлево".

От Никита
К mpolikar (20.12.2004 14:12:17)
Дата 21.12.2004 13:37:13

Этот остряк не пробовал снимать подобное про своих национальных героев? (-)


От Nachtwolf
К mpolikar (20.12.2004 14:12:17)
Дата 20.12.2004 21:25:08

Re: Новый военно-историчесмкий:)...

>Газета 20.12.2004
>Со времен "Заколдованного мальчика" (а это, между прочим, 1955 год) в
>нашей стране с полнометражными мультфильмами было ой как плохо. Правда, выходили на экраны и "Сказка о царе Салтане" патриарха Иванова-Вано, и советско-японские "Приключения пингвиненка Лоло", но шумного зрительского
>успеха они не имели, хотя в профессиональном плане были выполнены почти безупречно.
>А больше и вспомнить нечего.
Да? А мне вспомнилось какой шумный успех имел Киевнаучфильмовский "Остров сокровищ" И ведь отнють не в 54 году снят :-)

От Белаш
К Nachtwolf (20.12.2004 21:25:08)
Дата 20.12.2004 23:46:51

Да и два упомянутых - еще какой :) (-)


От Добрыня
К Белаш (20.12.2004 23:46:51)
Дата 21.12.2004 00:05:30

Напомню ещё капитана Врунгеля :-) (-)


От Эвок Грызли
К Добрыня (21.12.2004 00:05:30)
Дата 21.12.2004 15:03:59

+Тайна Третьей Планеты (-)


От Эвок Грызли
К Эвок Грызли (21.12.2004 15:03:59)
Дата 21.12.2004 15:08:20

А еще полуполнометражка 'Поселок' по Булычеву к которой Фоменко пейзажи рисовал.

...именно тот который Хроноложец.

От Белаш
К Эвок Грызли (21.12.2004 15:08:20)
Дата 22.12.2004 10:22:55

В "полуполнометражка" чуть было вместо н - р не прочитал :) (-)


От Белаш
К Добрыня (21.12.2004 00:05:30)
Дата 21.12.2004 12:29:18

Он порезанный на серии :) (-)


От Белаш
К mpolikar (20.12.2004 14:12:17)
Дата 20.12.2004 20:34:29

Видел в метро рекламу, уже стошнило :) (-)