От Кирасир
К NMD
Дата 23.11.2004 03:34:14
Рубрики Современность; Спецслужбы; Локальные конфликты; Искусство и творчество;

К этому моменту руководство операцией было полностью отдано США (+)

Приветствую всех!

Из официальной справки ООН:

Укрепление ЮНОСОМ I

В резолюции 767 (1992) от 27 июля 1992 года Совет Безопасности одобрил предложение о создании четырех оперативных зон - Бербера, Босасо, Могадишо и Кисмайо - и решительно поддержал решение о направлении в Сомали технической группы. 24 августа 1992 года Генеральный секретарь просил увеличить санкционированный численный состав ЮНОСОМ для создания четырех оперативных зон. В каждой зоне ЮНОСОМ будет придано армейское подразделение в составе 750 военнослужащих всех чинов. Он предложил разместить подразделения не только в двух согласованных районах, но и в Бербере и Кисмайо, как только консультации с местными лидерами позволят это сделать. Таким образом, общая численность сотрудников безопасности Организации Объединенных Наций для направления в Сомали возросла до 3500 человек. 28 августа Совет Безопасности в своей резолюции 775 (1992) санкционировал такое увеличение. 8 сентября он дал согласие на дополнительное развертывание трех частей тылового обеспечения, в результате чего общая санкционированная численность ЮНОСОМ составила 4219 военнослужащих и 50 военных наблюдателей. Первая группа сотрудников безопасности прибыла в Могадишо 14 сентября 1992 года.


100-дневный план действий

Наряду с этими подготовительными мероприятиями Генеральный секретарь стремился повысить эффективность планирования и координации гуманитарной деятельности в рамках 100-дневной программы действий по ускорению оказания гуманитарной помощи. Этот план имел восемь основных задач: 1) массовые поставки продовольствия; 2) энергичные действия по расширению программ дополнительного питания; 3) обеспечение основных медицинских услуг и проведение повсеместной кампании прививок против кори; 4) срочное обеспечение питьевой водой, надлежащих санитарных условий и гигиены; 5) обеспечение материалов для убежищ, одеял и одежды; 6) поставка семян, орудий труда и вакцин для животных одновременно с продовольственными пайками; 7) предупреждение дальнейшего оттока беженцев и содействие осуществлению программ их возвращения; 8) организационное строительство и возрождение гражданского общества. Из 82,7 млн. долл. США, запрошенных на осуществление программы, было получено в общей сложности 67,3 млн. долл. США.


Обострение проблем

Осуществление программы оказалось сложной задачей. В результате продолжающихся разногласий между сомалийскими группировками в отношении роли Организации Объединенных Наций повышение эффективности размещения ЮНОСОМ по всей стране стало невозможным. Г-н Сахнун подал в отставку с должности Специального представителя Генерального секретаря; на этой должности его сменил 8 ноября 1992 года г-н Исмат Киттани из Ирака. 28 октября генерал Мохамед Фарах Айдид заявил о запрете дальнейшего пребывания пакистанского батальона ЮНОСОМ в Могадишо. Он распорядился также, чтобы координатор ЮНОСОМ по гуманитарной помощи покинул город в течение 48 часов. Позднее войска генерала Мохамеда Фараха Айдида открыли артиллерийский огонь по силам ЮНОСОМ, контролирующим аэропорт, а войска г-на Али Мохамеда Махди обстреляли корабли с продовольствием на борту, которые пытались войти в порт Могадишо. Генерал Айдид выступил против контролирования аэропорта Организацией Объединенных Наций; г-н Али Мохамед Махди пожелал, чтобы ЮНОСОМ взяла под полный контроль порт. 13 ноября после пулеметного, ружейного и минометного обстрела пакистанские войска, контролировавшие аэропорт, начали ответный огонь. Из-за отсутствия правительства, способного поддерживать правопорядок, организации по оказанию чрезвычайной помощи столкнулись с проблемой увеличения числа случаев похищения транспортных средств, ограбления автоколонн и складов и насильственного захвата иностранных сотрудников.


Объединенная оперативная группировка (ЮНИТАФ)

3 декабря 1992 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 794 (1992). Совет приветствовал предложение Соединенных Штатов Америки оказать помощь в создании безопасных условий для оказания гуманитарной помощи в Сомали и уполномочил на основании главы VII Устава использовать «все необходимые средства» в этих целях. В резолюции 794 государствам было предложено предоставить вооруженные силы и внести взносы, наличными или натурой, на цели операции. Генеральный секретарь и государства, участвующие в операции, должны были также создать надлежащие механизмы для обеспечения координации между Организацией Объединенных Наций и этими вооруженными силами.


Операция «Возрождение надежды»

Президент Соединенных Штатов Америки Джордж Буш отреагировал на резолюцию 794 (1992) Совета Безопасности принятием 4 декабря решения о начале операции «Возрождение надежды», в рамках которой в соответствии с резолюцией 794 (1992) единое командование новой операцией возлагалось на Соединенные Штаты Америки. Генеральный секретарь сообщил президенту Бушу 8 декабря свою концепцию распределения обязанностей между Организацией Объединенных Наций и Соединенными Штатами Америки следующим образом: «Соединенные Штаты Америки обязались выполнять роль лидера в создании безопасной обстановки, которая является необходимым условием выполнения Организацией Объединенных Наций задач по обеспечению гуманитарной чрезвычайной помощи и содействию национальному примирению и экономическому восстановлению, которые изначально включались в различные резолюции Совета Безопасности по Сомали».

Первые подразделения Объединенной оперативной группировки (ЮНИТАФ) беспрепятственно высадились на побережье около Могадишо 9 декабря 1992 года. 13 декабря войска Соединенных Штатов Америки овладели аэродромом в Беледуэйне, а к 16 декабря захватили Байдабо. Центральное командование Соединенных Штатов Америки осуществляло четырехэтапную программу в целях выполнения задач по захвату основных аэродромов и морских портов, ключевых объектов и пунктов распределения продовольствия и обеспечению открытой и свободной доставки товаров первой необходимости, а также безопасности автоколонн и организаций по оказанию чрезвычайной помощи, а также организаций, доставляющих гуманитарную помощь. Предполагалось, что численность войск Соединенных Штатов будет увеличена приблизительно до 28 000 человек, которые будут оказывать поддержку порядка 17 000 военнослужащих ЮНИТАФ из более чем 20 стран. Помимо вооруженных сил Соединенных Штатов Америки ЮНИТАФ включала воинские подразделения из Австралии, Бельгии, Ботсваны, Германии, Греции, Египта, Зимбабве, Индии, Италии, Канады, Кувейта, Марокко, Нигерии, Новой Зеландии, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Саудовской Аравии, Соединенного Королевства, Туниса, Турции, Франции и Швеции.


Национальное примирение

Поскольку Специальный представитель Генерального секретаря по-прежнему поддерживал контакты с сомалийскими сторонами, Генеральный секретарь выступил инициатором процесса национального примирения в ходе первого этапа действий ЮНИТАФ. В этих целях он созвал с 4 по 15 января 1993 года совещание по подготовке к конференции по национальному примирению и единству. В нем приняли участие 14 сомалийских политических движений, которые заключили три соглашения: общее соглашение от 8 января 1993 года; соглашение о прекращении огня и возможных путях разоружения; соглашение о создании специального комитета для конференции по национальному примирению.


Переход от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ II

3 марта 1993 года Генеральный секретарь представил Совету Безопасности свои рекомендации в отношении осуществления перехода от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ II. Он отметил, что с момента принятия резолюции 794 (1992) Совета в декабре 1992 года ЮНИТАФ разместила приблизительно 37 000 военнослужащих в южной и центральной частях Сомали, занимающих около 40 процентов территории страны. Присутствие и операции ЮНИТАФ имели позитивное воздействие на положение в области безопасности в Сомали и эффективное оказание гуманитарной помощи. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс, безопасные условия не были созданы и по-прежнему имели место случаи насилия. В стране все еще не было эффективно функционирующего правительства, не было организованной гражданской полиции и дисциплинированной национальной армии. В некоторых районах Могадишо и других районах Сомали по-прежнему сохранялась серьезная угроза для безопасности сотрудников Организации Объединенных Наций и ее учреждений, ЮНИТАФ, МККК и НПО. Кроме того, военнослужащие ЮНИТАФ и ЮНОСОМ по-прежнему не размещались на северо-востоке и северо-западе и вдоль кенийско-сомалийской границы, где безопасность все еще вызывала серьезную обеспокоенность.

Поэтому Генеральный секретарь пришел к выводу, что, если Совет Безопасности решит, что наступило время для перехода от ЮНИТАФ к ЮНОСОМ II, последняя должна быть наделена в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций полномочиями, позволяющими принимать принудительные меры в целях создания безопасных условий в Сомали. Таким образом, для восстановления мира и стабильности в Сомали ЮНОСОМ II будет добиваться завершения выполнения задач, которые начинала решать ЮНИТАФ. В соответствии с новым мандатом ЮНОСОМ II будет также уполномочена оказывать помощь народу Сомали в укреплении экономических, политических и социальных основ жизни путем обеспечения национального примирения, с тем чтобы воссоздать демократическое государство Сомали.

ЮНОСОМ II была учреждена в соответствии с резолюцией 814 (1993) Совета Безопасности от 26 марта 1993 года. ЮНОСОМ II сменила ЮНИТАФ в мае 1993 года.

http://voenavto.almanacwhf.ru WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

От NMD
К Кирасир (23.11.2004 03:34:14)
Дата 23.11.2004 04:47:29

В документе не обозначена орг. преемственность ЮНОСОМ II от ЮНИТАФ (-)