> А вот интересно - почему для штурмового вертолета экипаж в два человека (пилот и оператор) с частично взаимозаменяемыми функциями - это норма жизни, а танкисты от такого расклада отказываются?
Имеется в виду вопрос с наличием третьего члена экипажа, командира?
На мой взгляд тут дело во-первых в обзорности. Наводчик в силу особенностей своих приборов наблюдения и прицеливания не может видеть всего что нужно, в отличие от оператора в "стекляшке" вертолета. Поэтому нужен человек, который обнаруживает цели и указывает их наводчику. Во-вторых играет роль особенность боевого применения танков и вертолетов. Танки применяются так, что бОльшую роль играет "командная игра", действия подразделения на поле боя. В ВВС роль направляющей руки командира подразделения меньше, часто эту роль берет на себя ДРЛО с толпой мужиков у экранов.
>На мой взгляд тут дело во-первых в обзорности. Наводчик в силу особенностей своих приборов наблюдения и прицеливания не может видеть всего что нужно, в отличие от оператора в "стекляшке" вертолета. Поэтому нужен человек, который обнаруживает цели и указывает их наводчику. Во-вторых играет роль особенность боевого применения танков и вертолетов. Танки применяются так, что бОльшую роль играет "командная игра", действия подразделения на поле боя. В ВВС роль направляющей руки командира подразделения меньше, часто эту роль берет на себя ДРЛО с толпой мужиков у экранов.
Отсюда вопрос: в современных танках командир подразделения (взвод, рота) выполняет также функцию командира танка, равно как радиста (на ком. танки ставят по 2 р-станции) и пожалуй еще кого-нибудь. Не имеет ли смысл разделить функции командира командирского танка (пардон за тавталогию) и командира взвоза (роты), те предусмотреть еще одно место, которое на некомандирских машинах могут занимать разведчики, коррректировщики и иже???