От Dinamik
К All
Дата 27.03.2001 09:37:38
Рубрики ВВС;

Причины гибели В.Чкалова

Уважаемый форум!

Было бы интересно узнать, кто что думает или знает по поводу причин катастрофы 15 декабря 1938 года, когда погиб Валерий Чкалов.
Официальная версия такова - останов мотора из-за переохлаждения.
Есть масса версий, вплоть до вредительских, почему это произошло.
Хотелось бы узнать подробностей.
Основной вопрос: были или нет сняты жалюзи с двигателя? Если да, то почему и знал ли об этом летчик-испытатель.
Байдуков еще писал, что законтрили шасси, мол у Чкалова был бы шанс чуть приподнять самолет.

Книжку дочери Чкалова читал. Неубедительно.


С уважением к сообществу

От Дилетант
К Dinamik (27.03.2001 09:37:38)
Дата 27.03.2001 16:44:00

Re: Причины гибели...

Добавлю неофициальную - разгильдяйство ( по меркам того времени называлось "вредительством") аэродромных служб. Жалюзи не успели поставить, а вылет решили не переность...
С уважением, Дилетант

От stepan
К Dinamik (27.03.2001 09:37:38)
Дата 27.03.2001 10:27:29

Re: Причины гибели...

Полемика по этому поводу была в "Крыльях Родины", не помню точно номеров, где нибудь в конце восмидесятых. Там много чего понаписано, в том числе и знающими товарищами.

Степан

От Unicorn
К stepan (27.03.2001 10:27:29)
Дата 27.03.2001 12:12:30

Re: Причины гибели...


>Полемика по этому поводу была в "Крыльях Родины", не помню точно номеров, где нибудь в конце восмидесятых. Там много чего понаписано, в том числе и знающими товарищами.

Статья "Роковой И-180" и серия статей по последним истребителям Поликарпова, в т.ч. "Поиск облика самолета" - "Крылья Родины", 1988 год (чертежи И-180, ПЕРВАЯ публикация). Статья "Наследники И-16" в "Аэрохобби" в 1993 году.

Трудности с доводкой М-88 неоднократно разбирались, в том числе в цикле статей "Запрягайте, хлопцы, коней" - в "Крыльях Родины".

Unicorn

От FVL1~01
К Dinamik (27.03.2001 09:37:38)
Дата 27.03.2001 09:54:48

Отвечу как смогу

И снова здравствуйте
Дело в том что на это происшествие наложилось масса различных факторов, каждый из которых в принципе неопасен а вместе привели к роковому результату. Одно это заставляет меня предполагать что диверсии не было - была роковая цепь в общем то незначительных ошибок.

>Было бы интересно узнать, кто что думает или знает по поводу причин катастрофы 15 декабря 1938 года, когда погиб Валерий Чкалов.
>Официальная версия такова - останов мотора из-за переохлаждения.

Так оно и есть , моторы серии М-88 вообще на первых порах страшно чуствительны к переохлаждению были. Тонкий это мотор, деликатный, экономичный и капризный. ИМХО совсем не мотор для истребителей. Французы с МВ-152 нахлебались по полной, мы бы если приняли И-180 с М-88 то же бы имели массу проблем.
>Есть масса версий, вплоть до вредительских, почему это произошло.
>Хотелось бы узнать подробностей.
Коротко - задание полет по кругу, В.П.Чкалов вышел за рамки полетного задания, провел в воздухе на 12 минут дольше, вышел за границы аээродрома, что ему делать было не рекомендовано (но и категорически не запрещено). Останов двигателя. Попытка совершить аварийную посадку на пустырь, в последний момент В.П. увидел жилой барак и сделал горку с разворотом от дома на 30-35 град. Приземление на железнодорожной свалке, после короткого пробега самолет не погасив скорость капотирует в ямку в земле. Так как пилот был плохо пристегнут его выбросило из кабины вперед и он пробил себе череп о кусок рельса торчащий из земли. В.П.Чкалов скончался через неск часов в институте им Склифософского.
>Основной вопрос: были или нет сняты жалюзи с двигателя? Если да, то почему и знал ли об этом летчик-испытатель.
Знал, го жалюзи были не сняты а законтрены в одном положении, оптимум для -5 наружного воздуха. В тот день было холоднее. В любом случае гарантировалась не более чем 20минутная бесперебойная равбота двигателя, тот был еще сырой.
>Байдуков еще писал, что законтрили шасси, мол у Чкалова был бы шанс чуть приподнять самолет.
Может быть, здесь как бы Байдукову виднее. Имхо на пустырь было лучше садиться имеено на брюхо. Тогда был шанс остановки машины до роковой ямки с рельсом.

>Книжку дочери Чкалова читал. Неубедительно.
Аналогично. Она его ДОЧЬ. Мысль что во многом трагедия произошла из за нарушения полетного задания самим В.П. ей конечно претит.
С уважением ФВЛ

От Паша Олегович
К FVL1~01 (27.03.2001 09:54:48)
Дата 27.03.2001 10:45:58

Re: Место гибели....

Мое почтение!

>Приземление на железнодорожной свалке, после короткого пробега самолет не погасив скорость капотирует в ямку в земле. Так как пилот был плохо пристегнут его выбросило из кабины вперед и он пробил себе череп о кусок рельса торчащий из земли.

Памятник (каменная глыба)гибели Чкалова стоит почти на обочине Хорошевского шоссе, в считанных метрах.Я думаю, шоссе или грунтовка существовали и тогда, в таком случае - почему было не сесть туда? Или памятник просто перетащили с места на место и он не соответствует действительности?

с уважением.

От FVL1~01
К Паша Олегович (27.03.2001 10:45:58)
Дата 29.03.2001 02:37:04

По дороге бежала девочка, в красном платье

И снова здравствуйте

Так со слов очевидцев, Чкалов собирался сесть на грунтовку, но впоследний момент отвернул.
С уважением ФВЛ

От Dinamik
К FVL1~01 (27.03.2001 09:54:48)
Дата 27.03.2001 10:21:32

Еще пара вопросов

Большое спасибо за ответ.

>>Хотелось бы узнать подробностей.
>Коротко - задание полет по кругу, В.П.Чкалов вышел за рамки полетного задания, провел в воздухе на 12 минут дольше, вышел за границы аээродрома, что ему делать было не рекомендовано (но и категорически не запрещено)...

Очень интересно! А кто-нить пытался прочертить схему полета Чкалова?
Я хочу воспроизвести его последний полет.

>>Основной вопрос: были или нет сняты жалюзи с двигателя? Если да, то почему и знал ли об этом летчик-испытатель.
>Знал, го жалюзи были не сняты а законтрены в одном положении, оптимум для -5 наружного воздуха. В тот день было холоднее. В любом случае гарантировалась не более чем 20минутная бесперебойная равбота двигателя, тот был еще сырой.

Да уж холоднее, -25...

Там еще трабл с подачей газа обсуждается. У Вас есть мысли по этому поводу?

С уважением, Владимир



От FVL1~01
К Dinamik (27.03.2001 10:21:32)
Дата 29.03.2001 02:39:24

Re: Еще пара...

И снова здравствуйте

>Большое спасибо за ответ.


>Очень интересно! А кто-нить пытался прочертить схему полета Чкалова?
>Я хочу воспроизвести его последний полет.

Увы нет, свидетели СИЛЬНО противоречат друг другу.

>Там еще трабл с подачей газа обсуждается. У Вас есть мысли по этому поводу?


Вроде не слышал про это (тяга газа) ничего плохого, как показало обследование карбюратор и привод его заслонки исправны.



С уважением ФВЛ

От stepan
К FVL1~01 (29.03.2001 02:39:24)
Дата 29.03.2001 06:16:42

Re: Еще пара...


>>Там еще трабл с подачей газа обсуждается. У Вас есть мысли по этому поводу?
>

>Вроде не слышал про это (тяга газа) ничего плохого, как показало обследование карбюратор и привод его заслонки исправны.

Вероятно речь идет об отказе управления газом на предшествующих рулежках. Перед полетом все исправили. Подробнее есть в Крыльях Родины за 1999 год.

Степан

От FVL1~01
К stepan (29.03.2001 06:16:42)
Дата 29.03.2001 08:46:58

Именно так и еще.

И снова здравствуйте
>Вероятно речь идет об отказе управления газом на предшествующих рулежках. Перед полетом все исправили. Подробнее есть в Крыльях Родины за 1999 год.

Смотрю на чертежи И-180-1, в упор увы не вижу реглирующих жалюзи М-88. Задние жалюзи - юбка были законтрены в одном положении.
Интересно, что существовал самолет подобный И-180 даже по двигателю (МВ-152, французский, то же возлагали огромные надежды но пойдя в серию оказался коллекцией траблов, после замены движка залетал великолепно, но поздно Франция того, окуппированна. Если есть интерес могу поискать материал по этим проблемам.

ИМХО - И-180 не боллее чем ступень к И-185, но и тот из за своей высокой металлоемкости и посредственной технологичности неприемлим был в войну для СССР.
Огромными проблемами спровождались и работы над И-28 и над И-21 имевшими такой же двиок что и И-180

С уважением ФВЛ

От stepan
К FVL1~01 (29.03.2001 08:46:58)
Дата 29.03.2001 09:37:23

Re: Именно так...

>Смотрю на чертежи И-180-1, в упор увы не вижу реглирующих жалюзи М-88. Задние жалюзи - юбка были законтрены в одном положении.

Если чертежи из Моделиста (других я не знаю), то возможно передние там просто не показаны.

>ИМХО - И-180 не боллее чем ступень к И-185, но и тот из за своей высокой металлоемкости и посредственной технологичности неприемлим был в войну для СССР.

Фиг его знает, трудно окунуться в то время. Наверное надо разделить трудоемкость и освоенность технологии. Насколько я понимаю, И-185 сделан под плазово-шаблонную технологию, значительно менее трудоемкую, чем принятая у нас. По этой технологии у нас делали Ли-2, Валти и, возможно, Пе-2 и Ту-2. (Ил-4,ГСТ???) Поликарпов технологичности всегда уделял большое значение. Может у вас есть какая нибудь информация об степени освоенности технологии, было-бы интересно.
Интересна аэродинамика И-180, в частности положение маслорадиатора как на Ла-7, внутренняя антена и другие приятные мелочи.

Степан

От FVL1~01
К stepan (29.03.2001 09:37:23)
Дата 29.03.2001 09:54:28

Re: Именно так...

И снова здравствуйте

>
>Если чертежи из Моделиста (других я не знаю), то возможно передние там просто не показаны.
Авиация и Время.
>>ИМХО - И-180 не боллее чем ступень к И-185, но и тот из за своей высокой металлоемкости и посредственной технологичности неприемлим был в войну для СССР.
>
>Фиг его знает, трудно окунуться в то время. Наверное надо разделить трудоемкость и освоенность технологии. Насколько я понимаю, И-185 сделан под плазово-шаблонную технологию, значительно менее трудоемкую, чем принятая у нас. По этой технологии у нас делали Ли-2, Валти и, возможно, Пе-2 и Ту-2. (Ил-4,ГСТ???) Поликарпов технологичности всегда уделял большое значение. Может у вас есть какая нибудь информация об степени освоенности технологии, было-бы интересно.
Освоенность плазово-шаблонного методжа была, кстати Пе-2 не чистый плаз, равно как и ГСТ сконструированный не по плазово-шаблонному методу (амеры перекомпонавались на PBY-5, когда стала нужна масса. Ничего лучше двутомника самолетостроение в СССР (ЦАГИ) не имею на эту тему. Проблемы массового И-185 в серии это проблемы с аллюминием. Машину можно было бы ыпускать только в ущерб бомбардировщикам, что не происходило с Лагг-3 и Як-1.Технологичность И-185 лишь частично соответствует плазово шаблонному методу, судя по малой площади крыла и деликатному профилю, а так же высокому уровню механизации аппарт сильно бы страдал при серийном выпуске на неподготовленных предприятиях. Но это конечно вилами по воде, прибили И-185 не за это.
>Интересна аэродинамика И-180, в частности положение маслорадиатора как на Ла-7, внутренняя антена и другие приятные мелочи.
Это все невероятно хорошо, но ахиллесова пята - двигатель, и Поликарпов это даже усугубил.
С уважением ФВЛ

От Макс
К Dinamik (27.03.2001 09:37:38)
Дата 27.03.2001 09:45:59

Re: Причины гибели...

Здравствуйте!

>Было бы интересно узнать, кто что думает или знает по поводу причин катастрофы 15 декабря 1938 года, когда погиб Валерий Чкалов.
>Официальная версия такова - останов мотора из-за переохлаждения.
>Есть масса версий, вплоть до вредительских, почему это произошло.
>Хотелось бы узнать подробностей.
>Основной вопрос: были или нет сняты жалюзи с двигателя? Если да, то почему и знал ли об этом летчик-испытатель.

А кому мешал Чкалов, что набо было его убивать/подстраивать аварию?

С уважением, Макс.

От Dinamik
К Макс (27.03.2001 09:45:59)
Дата 27.03.2001 09:59:46

Re: Причины гибели...

>А кому мешал Чкалов, что набо было его убивать/подстраивать аварию?

Дочь Чкалова считает, что ее отец мешал Сталину своей популярностью в народе. Что-то типа Кирова. Якобы Чкалов получил предложение возглавить МВД, но отказался. Приводится аналогия с комсомольцем Косаревым. Последние месяцы Чкалов спал с револьвером под подушкой и т.д.
Самое слабое звено в обвинениях со стороны дочери Сталина - Поликарпов. Уж он-то никак не мог быть причастен к "заговору", если заговор и был.


Я лично не хочу обсуждать политическую составляющую, мне хотелось бы узнать чисто технические причины катастрофы.


С уважением к сообществу

От Banzay
К Dinamik (27.03.2001 09:59:46)
Дата 27.03.2001 10:11:30

Тех причины

1. Отсутствие одного из двух карбюраторов(фатально) поясняя на моторе М88 штатно должны стоять ДВА карбюратора , но на чкаловской машине один был снят под предлогом недостатка места для помпы гидравлики уборки шасси.
2. Выпуск в полет с законтренными шасси (не фатально) в принципе это разрешалось в испытательных полетах при запрете вылета за пределы аэродрома.
3. Про законтренные жалюзи (передние и задние) не могу сказать но судя по всему имело место так как переохладился мотор.
4. Ну и главное нарушение Чкаловым плана полета и НПП.

От varban
К Banzay (27.03.2001 10:11:30)
Дата 27.03.2001 11:58:53

Re: Тех причины

4000K!

>1. Отсутствие одного из двух карбюраторов(фатально) поясняя на моторе М88 штатно должны стоять ДВА карбюратора , но на чкаловской машине один был снят под предлогом недостатка места для помпы гидравлики уборки шасси.

Не карбюраторов, а бензонасосов. На месте второго бензонасоса была установлена гидропомпа.
Поэтому у двигателя приемистость была плохая. С одним насосом он вообще не должен был эксплуатироваться, даже на бомбардировщике.

>3. Про законтренные жалюзи (передние и задние) не могу сказать но судя по всему имело место так как переохладился мотор.

Передние (или задние?... нет, скорее передние) валялись в ангаре, по словам представителя моторного завода.



И еще - винт изменяемого шага. После остановки двигателя регулятор перевел лопасти на самый малый шаг (до упора), тем самым резко увеличил сопротивление самолета и понизил его аэродинамическое качество.

Потом, еще такое помнится - из-за опасности переохладить двигатель летчик должен постоянно работать газом: газанул-убрал, газанул-убрал.

Короче, я согласен, что вредительство не было. Зато была страшная спешка и несогласованность усилии...

С уважением: varban

От Глеб Бараев
К Dinamik (27.03.2001 09:59:46)
Дата 27.03.2001 10:09:19

Дочь - дочерью, а

Версию о том, что Чкалова "убрал" Берия впервые высказал Юлиан Семенов в "Ненаписанных романах"(1988).Затем ее дополнил сын летчика - Игорь Чкалов, была его статья в журнале "Смена", если не ошибаюсь, 4-й номер за 1989 год.В наиболее полном виде аргументация по этой теме представлена в большой статье журналиста Г.Максимовича "Дело И-180, или Тайна гибели Валерия Чкалова"(в кн.:"Люди-загадки".М., 1998)

С уважением, Глеб Бараев

От FVL1~01
К Макс (27.03.2001 09:45:59)
Дата 27.03.2001 09:56:26

Ну согласно дочери

И снова здравствуйте

>А кому мешал Чкалов, что набо было его убивать/подстраивать аварию?

Дело в том, что обсуждался вопрос (это не анекдот) поставить В.П.Чкалова министром внутренних дел, вместо ЕЖОВА, а БЕРИЯ к нему заместителем.

С уважением ФВЛ

От Banzay
К FVL1~01 (27.03.2001 09:56:26)
Дата 27.03.2001 10:04:08

Re: Ну согласно...


>И снова здравствуйте

>>А кому мешал Чкалов, что набо было его убивать/подстраивать аварию?
>
>Дело в том, что обсуждался вопрос (это не анекдот) поставить В.П.Чкалова министром внутренних дел, вместо ЕЖОВА, а БЕРИЯ к нему заместителем.
******************************************
С датами поаккуратнее плиз....
А что касается назначения на место наркома НКВД то да это вполне реально , Чкалов проходил воинскую службу по этому ведомству и вполне мог расчитывать на это место..


>С уважением ФВЛ

От Макс
К Banzay (27.03.2001 10:04:08)
Дата 27.03.2001 13:43:11

Чкалов в 1937 служил в НКВД? (-)


От СанитарЖеня
К Макс (27.03.2001 13:43:11)
Дата 27.03.2001 14:08:00

Re: Чкалов в...

Он был шеф-пилот Сталина, а соответствующая служба (охрана) входила в состав НКВД.

От Саня
К Banzay (27.03.2001 10:04:08)
Дата 27.03.2001 10:39:39

Re: Ну согласно...

Вообще-то эту концепцию (о МВД) развивал и Феликс Чуев. А что касается гибели Чкалова, в принципе могу спросить, на каких основаниях выдвигается такая концепция гибели если не у дочери, то у внучки точно :)

С уважением
С