От VLADIMIR
К NetReader
Дата 05.08.2004 16:56:12
Рубрики WWII;

Вот кое-что о потерях РАФ


17 августа 1944 года британские ВВС потеряли над Польшей 87 боевых машин.


С уважением, ВЛАДИМИР

От Alex Medvedev
К VLADIMIR (05.08.2004 16:56:12)
Дата 07.08.2004 11:01:59

Re: Вот кое-что...

Из записи беседы с экипажем подбитого над Варшавой немецкой зенитной артиллерией самолета западных союзников, приземлившегося в расположении войск Красной Армии*
16-18 августа 1944 г.
Самолет - тяжелый бомбардировщик "Либерейтор" обладает следующими данными: максимальная скорость до 350 км в час. Дальность полета - 12 часов. Максимальный полетный вес - 32 тонны. Вооружение - 12 крупнокалиберных пулеметов, обеспечивающих круговой обстрел. Бомбовая нагрузка - нормальная - 3 - 4 тонны, максимальная - 5 тонн.
Состав экипажа - 8 человек: 2 пилота, штурман, радист, бомбардир,
3 стрелка.
Состав данного экипажа: командир и старший пилот капитан Ван Эйссен, 2-й пилот - лейтенант Гамильтон, штурман - ст. лейтенант Холл ид ей, радист - лейтенант Остин, бомбардир - сержант-авиатор британской королевской авиации Личфильд, стрелки - сержанты британской королевской авиации Пистон, Мейс и Гудсон.
Из указанного экипажа - все офицеры из личного состава южноафриканской авиации, сержанты - британской авиации. Объясняется это тем, что в южноафриканской авиации, состоящей исключительно из добровольцев, наблюдается нехватка по ряду специальностей, в то время как в британской авиации теперь большой избыток в живой силе. За последнее время потери в летном составе оказались ниже, чем ожидалось, в результате имеются настолько значительные резервы, что набор в Британские воздушные силы в настоящее время совершенно прекращен. С матчастью также положение вполне благополучное; во всех частях имеется значительное количество резервных машин и в случае серьезного повреждения самолета экипаж немедленно получает новый самолет.
Из числа экипажа - командир - капитан Ван Эйссен - южноафриканец голландского (бурского) происхождения, 26 лет. Летает 8 лет. В военной авиации с конца 1939 г., по образованию - горный инженер, специалист в области золотопромышленности.
По заявлению всех остальных членов экипажа, Ван Эйссен очень опытный и смелый пилот, трижды спасший жизнь своему экипажу. Летал на самолетах различных систем. На "Либерейторе" летает недавно.
В своем нынешнем составе экипаж летает 2 месяца. За это время совершил 9 боевых вылетов, два из них на Южную Францию, остальные - на Плоешти, Бухарест, на объекты в районе Вены, на минирование Дуная и последний вылет со специальным заданием на Варшаву. [...] [1]
В Италии южноафриканская авиация входит в состав 15-го Воздушного Флота, имеющего смешанный характер, так как в него входят как американские, так и английские летные части. Тяжелые бомбардировщики все базируются на мощный аэродромный узел в районе Фодина.
В ночь с 13 на 14 августа предполагались очень трудные операции для поддержки ожидавшегося десанта в Южной Франции. Однако совершенно неожиданно Черчилль, который тогда находился в Неаполе, лично приказал выделить 40-50 "Либерейторов" и послать их на Варшаву. Он заявил якобы, что эта операция даже важнее, чем поддержка вторжения в Южную Францию. Дело в том, что польский партизанский штаб имеет радиосвязь с союзным командованием в Италии, и Черчилль, будучи в Неаполе, получил просьбу поляков о помощи. Он приказал в течение трех ночей послать в общей сложности свыше 100 тяжелых самолетов с тем, чтобы каждый сбросил на
* Данная запись беседы была направлена Начальнику Главного Политического управления Красной Армии генерал-полковнику А. С. Щербакову членом Военного совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенантом К. Ф. Телегиным.
1 Опущен текст об особенностях проведения бомбометания самолетами типа "Либерейтор".
парашютах около 3-х тонн оружия, боеприпасов и продовольствия для польских партизан.
В первую ночь с 13 на 14 вылетело 5 отрядов по 8 самолетов. Задание было - сбросить груз на парашютах с незначительной высоты в 450-500 футов на объекты, точно обозначенные на плане Варшавы.
Остин называет эту операцию "самоубийственной", и другие члены экипажа подтверждают эту оценку.
В эту ночь один только отряд, в состав которого входит данный экипаж, потерял два самолета из восьми. Потери других отрядов неизвестны, но они, безусловно, были. Кроме того, часть самолетов вернулась, не выполнив задания из-за бурь в районе города. Польские партизаны по радио поблагодарили, сообщив, что груз был сброшен точно и попал к ним в руки. Они сообщили также, что один из "Либерейторов" упал на Варшавский вокзал.
На следующий день - вечером, 14 августа, на Варшаву было отправлено примерно такое же количество машин, как и накануне. При этом из южноафриканского отряда одна машина полетела вторично.
Никаких специальных инструкций, разъяснений или объяснений перед вылетом в Варшаву экипажи не получали. Вылет производился как специальное задание особой важности по личному приказанию премьер-министра.
Сведения о положении в Польше члены экипажа, а также и командир, имеют только те, которые публиковались в английской печати, т.е. о том, что в Польше есть партизаны, подчиняющиеся лондонскому правительству, и партизаны, связанные с Красной Армией. Причина разногласий им неясна. Лейтенант Остин полагает, что в Польше положение несколько аналогично с положением в Югославии: и здесь, и там лондонские правительства не имеют достаточной связи со своей страной, из-за этого возникают трения.
Перед вылетом капитан Ван Эйссен получил подробный план Варшавы, на котором был обозначено, какие три района города находятся в руках поляков. Ему было разъяснено, что поляки будут подавать световые сигналы и груз нужно сбросить на эти огневые сигналы. В предыдущую ночь это удалось сделать.
Операция была рассчитана на длительность в 10 часов - с 7 часов вечера до 5 часов утра. В предыдущую ночь один из экипажей пробыл в воздухе 11 часов 45 минут, т. е. возвратился с пустыми баками, но все же дотянул до своего аэродрома.
Радиосвязь была только со своей базой, с поляками радиосвязи не было. Летели по приборам. По дороге, в предвидении атак немецких ночных истребителей, выбрасывали серебряную фольгу. Немцы в последнее время широко применяют при борьбе с ночными бомбардировщиками радиопеленгирование. Соответствующие аппараты имеются не только на подступах к объектам, но и на ночных истребителях, переконструированных из обычных Ю-88. Серебряная фольга вызывает разряды, и экраны радиопеленгаторных аппаратов покрываются точками, т.е. фактически становятся бесполезными.
По дороге экипаж наблюдал в Польше много пожаров. Члены экипажа полагают, что это варвары-немцы при отходе жгут польские города и села. Горела также и Варшава.
На подступах к Варшаве "Лиоерейтор" был встречен мощным и точным зенитным огнем. Остин считает, что это самый точный огонь, которому он когда-либо подвергался, хотя летал и на Плоешти, и на Бухарест, и на Вену.
Задание выполнить не удалось, несмотря на имевшееся категорическое приказание спуститься низко, невзирая ни на какой огонь противника. Были убиты два стрелка - сержант Мейс и Гудсон, были выведены из строя и загорелись оба мотора. Потом загорелся и третий мотор. Командир корабля имел инструкцию - в случае угрозы гибели идти на восток и постараться дотянуть до русских. Точного прохождения линии фронта они не знали.
На случай, если бы экипаж попал в плен к немцам, существовала общая инструкция: называть только фамилию, звание и личный номер; никаких других показаний не давать. Впрочем, члены экипажа считают, что немцы их все равно бы убили.
Выполняя инструкцию, командир круто повернул самолет курсом на восток. Однако горевший самолет начал падать. Тогда командир сбросил груз, так как без этого нельзя выбраться с парашютами из самолета. По его расчетам, все 12 парашютов с общим грузом в 3 тонны, за исключением одного загоревшегося, должны были спуститься в расположение советских войск.
Приземлиться не удалось, и командир приказал экипажу прыгать. Когда самолет был менее чем в 300 метрах над землей, командир вытолкнул растерявшегося второго пилота - лейтенанта Гамильтона и прыгнул вслед за ним. Однако Гамильтон, по-видимому, настолько растерялся, что запоздал раскрыть парашют и разбился насмерть. У командира Ван Эйссена при приземлении была ушиблена нога, остальные приземлились благополучно.
Таким образом, остались в живых: Ван Эйссен, Холлидей, Остин, Личфильд и Пистон. Все оказались в расположении советских войск. Самолет разбит и разлетелся на части.
Экипаж был очень хорошо принят как советскими бойцами и офицерами, так и польским населением. На могилу погибших летчиков было возложено много цветов, и это очень тронуло английских летчиков.
Как Ван Эйссен, так и Остин считают, что с этими полетами на Варшаву "что-то не в порядке", так как эти операции привели к большим потерям. В то же время они вряд ли окажут серьезную помощь польским партизанам. Вероятно, лондонское польское правительство в чем-то ошиблось или, может, сознательно дало неточную информацию Черчиллю.
Они допускают, что из-за больших потерь на третью ночь вылеты на Варшаву могут быть отменены. [... ] [1]
О взаимоотношениях с лондонским эмигрантским правительством.
Экипажу была разъяснена позиция Советского правительства в польском вопросе и указано, что эмигрантское лондонское правительство не устанавливало никакого контакта с Красной Армией. При этом было обращено внимание на то, что действия лондонско-эмигрантского правительства привели к ненужным жертвам как среди польских партизан и гражданского населения, так и среди британских летчиков.
Капитан Ван Эйссен и лейтенант Остин полностью согласились с нашей точкой зрения. Они рассказали, что считали еще до полета совершенно бессмысленным, что их посылают на Варшаву, на расстояние чуть ли не в 1500 км, в то время как русские войска находятся всего в 20-ти км от Варшавы.
Лейтенант Остин говорит, что считал полет "самоубийственным". Капитан Ван Эйссен добавляет, что "Либерейтору" полагается бомбить с высоты не ниже 14 000 футов (5000 метров), а не лететь над вражеской зенитной обороной на высоте 100-150 метров. При таких условиях их почти неизбежно должны были сбить мелкокалиберные зенитки. Лейтенант Остин говорит, что он даже перед полетом раздарил кое-какие свои вещи, считая, что он уже не вернется. Перед другими полетами он этого не делал.
Оба говорят, что они были также крайне удивлены, что им не указали, где находится линия русского фронта и ближайшие советские аэродромы. Оба они заявляют, что не протестовали вслух против этого, по их мнению, неправильного задания, только потому, что это запрещает воинская дисциплина и за это они попали бы в военно-полевой суд. [... ] [2 ]
Начальник разведотдела 16-й В А полковник Прусаков
Печ. по: ЦАМО РФ. Ф. 233. Оп. 2380. Д. 16. Л. 77-82. Копия.