От Офф-Топик
К All
Дата 16.07.2000 05:53:27
Рубрики Современность; Спецслужбы;

Штурм самолета в Тбилиси - материал из служебного бюллетеня службы режима ГА

»"--"»" -119-

4. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА.

1983 год. Сотрудниками группы антитеррора "Альфа" проведена боевая операция в
Тбилиси по освобождению самолета Ту-134 с 57 пассажирами на борту. При штурме са-
молета ни один из сотрудников группы не погиб, террористы были обезврежены.
События того дня.

18 ноября 1983 года экипаж Грузинского управления ГА в составе пилот-инструктора
А. Гардапхадзе (находился на правом кресле пилота), вводимого в строй командира ВС
С. Габараева (находился на левом кресле), штурмана В. Гасояна, бортинженера А.
Чедия, проверяющего - заместителя начальника летно-штурманского отдела Грузинского
управления ГА 3. Шабартяна, бортпроводников Вали Крутиковой и Иры Химич выполнял
полет по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград.

В этот день отменили рейс самолета Як-40 на Батуми и пассажиры, прошедшие реги-
страцию. были отправлены данным рейсом. Как выяснилось позже, угонщики готовили
нападение именно нэ Як-40 и пронесли оружие без досмотра через депутатский зал, каг
"уважаемые" люд'^ пр-. попустительстве знакомых сотрудниц аэропорта. Полет нз Ту-13-1
яаился для них в какой-то мере неожиданностью.

После взлета самолета преступники стали ходить по салону, курить, пить шампанское.
Находящийся среди пассажиров, штурман Плотко в форме работника ГА (летел в отпуск)
сделал им замечание. Преступники приняли его за члена экипажа и запомнили.

Самолет прошел Кутаиси и был на предпосадочной прямой аэропорта Батуми, выпус-
тив шасси, когда экипаж получил сообщение о внезапном боковом ветре в Батуми и по-
лете на запасной аэродром. Командир ВС принял решение вернуться в Тбилиси.

Когда выпускались шасси ВС, преступники подумали, что самолет снижается в Бату
ми, откуда до Турции рукой подать, приступили к захвату самолета. Оглушили обеих
бортпроводниц и те не успели нажать кнопку "Нападение", подошли к штурману Плотко,
Один из преступников дважды выстрелил ему в спину, другой - в грудь. Плотко пытался
закрыться рукой.

Потом Валю Крутикову, оглушенную и избитую, подтащили к дверям пилотской каби-
ны.

После разворота самолета в дверь послышался условный стук. Проверяющий Шабар-
тян, стоявший за спиной сидящего между пилотами бортинженера, посмотрел в глазок и
увидел лицо второй бортпроводницы Вали Крутиковой, не заметив, что у нее разбита
голова.

Шабартян открыл дверь и получил в лицо пять пуль - в кабину ворвались двое пре-
ступников (Кахи Ивериели и Гия Табидзе).

Один из преступников (Ивериели) подскочил к пилоту Габаеву и приставил к горлу ре-
вольвер. Второй преступник (Табидзе) сорвал с командира Гардапхадзе наушники и
ткнул в висок ствол пистолета "ТТ".

С перекошенными злобой лицами, матом и истошными воплями: "Самолет захвачен!
Берите курс на Турцию! Иначе мы всех вас перестреляем!" преступники продолжали
осуществлять свой замысел.

В ответ на вопрос сидящего бортинженера Чедия: "Что вы хотите?" преступники, не
дав ему договорить, произвели в него несколько выстрелов. Бортинженер упал, повиснув
в кресле.

Экипаж был вооружен тремя пистолетами: командир Гардапхадзе, пилот Габаридзе и
штурман Гасоян. У каждого в обойме - 8 патронов.

Когда преступники ворвались в пилотскую кабину командир правой рукой нащупал в
кармане свой пистолет, но вынуть его не смог. Так и держал руку в кармане.

Штурман Гасоян сидел внизу, при закрытых шторках, все слышал, но стрелять не мог,
т.к. перед ним сидел бортинженер. Когда бортинженер Чедия упал, сектор обстрела от-
крылся... Штурман достал пистолет, взвел курок и выстрелил в преступника (Табидзе),
который держал под прицелом командира. Террорист упал.
-120-

Другой преступник (Ивериели), держа у виска пилота Габараева, вертя головой, стал
кричать; "Кто стрелял? Откуда?". В него штурман Гасоян выстрелил два раза. Раненный
преступник закричал и выскочил из кабины.

За это время командир Гардапхадзе успел выхватить свой пистолет и, когда один из
преступников (Табидзе) упал, командир, развернувшись в кресле, тоже начал стрелять.

Выбежавший за дверь пилотской кабины второй преступник (Ивериели) спрятался за
холодильник. Началась перестрелка. Стреляли командир и штурман.

Закрыть дверь кабины было трудно, т.к. в проходе лежал проверяющий Шабартян, н'а
нем преступник Табидзе. Командир попросил штурмана Гасояна оттащить лежавших лю-
дей от двери, прикрывая его оружием. В это время очнулась, приподняв голову, оглушен-
ная преступниками бортпроводница Валя Крутикова. Штурман попросил ее помочь ему.
Крутикова полулежа, полусидя вцепилась в преступника Табидзе и оттащила его к кухне.
Проверяющий Шабартян был еще жив, попытался сам заползти в кабину. Гасоян помог
ему.-

Пилот Габараев во время перестрелки управлял самолетом и по команде командира,
перейдя на ручное управление, резко бросал машину по курсу и по высоте, создавая пе-
регрузки с целью сбить с ног преступников.

У командира и штурмана кончились патроны. Штурман взял пистолет пилота и про-
должал вести огонь.

Бортпроводница Валя Крутикова захлопнула дверь кабины, а сама осталась в салоне
с бандитами. Когда дверь захлопнули, командир надел наушники, вышел на связь и пе-
редал о бандитском нападении: убит бортинженер, ранен проверяющий. Затем включил
сигнал бедствия.

Пришел в себя проверяющий Шабартян, все лицо у него было в крови, во лбу пулевое
ранение, в горле сильно кровоточащая рана.

Стрельба возобновилась. Бандиты стреляли в дверь, намереваясь сбить замок.

Из Сухуми передали: "Садитесь к нам", но командир, зная о ремонте ВПП в Сухуми,
продолжал полет в Тбилиси. Вскоре на хвосте ВС появились два военных истребителя.
Командир доложил обстановку в Тбилиси: "Встречайте, приготовьтесь".

При снижении над Рустави первая бортпроводница Ира Химич по внутренней связи
просит: "Командир, летите в Турцию, они взорвут самолет! Достали гранаты!", на что ко-
мандир отвечает: "Ирина, передай, что мы уже над Турцией. Садиться будем в Турции".
Наступил вечер, было пасмурно, дождь, туман.

При посадке в Тбилиси члены экипажа слышали крики бортпроводниц - бандиты, как
звери, измывались над ними. У Вали Крутиковой выдергивали на голове волосы, а Ире
Химич рукояткой пистолета пробили голову. Убили двух пассажиров - Соломония и Або-
вяна.

После посадки самолет был поставлен в самый конец зоны аэропорта, рядом со сто-
янками военно-транспортных самолетов. С двух сторон ВС выставили солдат с автома-
тами. Угонщики заставили открыть аварийный люк, рядом с которым сидел пассажир -
молодой солдат. Он выпрыгнул в люк на крыло, с крыла на землю. Преступники открыли
по нему из салона огонь. Солдаты оцепления, приняв убегающего за террориста, откры-
ли огонь тоже, очередями прошлись и по самолету, ранив в ногу пилота Габараева.

Командир ВС Гардапхадзе подключил аккумуляторы и крикнул по радио: " Уберите
этих дураков!" После этого р/связь пропала - при стрельбе повредили радиостанцию. Ко-
мандир ВС приказал штурману Гасояну покинуть самолет. Штурман вылез через фор-
точку, затем тем же путем вылез раненный пилот Габараев. В кабине остались командир
Гардапхадзе и проверяющий Шабартян с вытекшим глазом и кровавым лицом, кричащий
и просящий: "Не могу, страшная боль, дайте лекарство." Двигаться он уже не мог.

Что творилось в салоне экипаж не видел, только через форточку командир слышал:

преступники одного пассажира вытолкнули к двери: "Говори наши требования". Пассажир
вырвался, выпрыгнул, сломал ногу. Тогда у женщины взяли ребенка, толкнули ее к две-
ри: "Говори наши требования. Если выпрыгнешь, убьем ребенка." Она кричит: "Заправьте
-120-

Другой преступник (Ивериели), держа у виска пилота Габараева, вертя головой, стал
кричать; "Кто стрелял? Откуда?". В него штурман Гасоян выстрелил два раза. Раненный
преступник закричал и выскочил из кабины.

За это время командир Гардапхадзе успел выхватить свой пистолет и, когда один из
преступников (Табидзе) упал, командир, развернувшись в кресле, тоже начал стрелять.

Выбежавший за дверь пилотской кабины второй преступник (Ивериели) спрятался за
холодильник. Началась перестрелка. Стреляли командир и штурман.

Закрыть дверь кабины было трудно, т.к. в проходе лежал проверяющий Шабартян, н'а
нем преступник Табидзе. Командир попросил штурмана Гасояна оттащить лежавших лю-
дей от двери, прикрывая его оружием. В это время очнулась, приподняв голову, оглушен-
ная преступниками бортпроводница Валя Крутикова. Штурман попросил ее помочь ему.
Крутикова полулежа, полусидя вцепилась в преступника Табидзе и оттащила его к кухне.
Проверяющий Шабартян был еще жив, попытался сам заползти в кабину. Гасоян помог
ему.-

Пилот Габараев во время перестрелки управлял самолетом и по команде командира,
перейдя на ручное управление, резко бросал машину по курсу и по высоте, создавая пе-
регрузки с целью сбить с ног преступников.

У командира и штурмана кончились патроны. Штурман взял пистолет пилота и про-
должал вести огонь.

Бортпроводница Валя Крутикова захлопнула дверь кабины, а сама осталась в салоне
с бандитами. Когда дверь захлопнули, командир надел наушники, вышел на связь и пе-
редал о бандитском нападении: убит бортинженер, ранен проверяющий. Затем включил
сигнал бедствия.

Пришел в себя проверяющий Шабартян, все лицо у него было в крови, во лбу пулевое
ранение, в горле сильно кровоточащая рана.

Стрельба возобновилась. Бандиты стреляли в дверь, намереваясь сбить замок.

Из Сухуми передали: "Садитесь к нам", но командир, зная о ремонте ВПП в Сухуми,
продолжал полет в Тбилиси. Вскоре на хвосте ВС появились два военных истребителя.
Командир доложил обстановку в Тбилиси: "Встречайте, приготовьтесь".

При снижении над Рустави первая бортпроводница Ира Химич по внутренней связи
просит: "Командир, летите в Турцию, они взорвут самолет! Достали гранаты!", на что ко-
мандир отвечает: "Ирина, передай, что мы уже над Турцией. Садиться будем в Турции".
Наступил вечер, было пасмурно, дождь, туман.

При посадке в Тбилиси члены экипажа слышали крики бортпроводниц - бандиты, как
звери, измывались над ними. У Вали Крутиковой выдергивали на голове волосы, а Ире
Химич рукояткой пистолета пробили голову. Убили двух пассажиров - Соломония и Або-
вяна.

После посадки самолет был поставлен в самый конец зоны аэропорта, рядом со сто-
янками военно-транспортных самолетов. С двух сторон ВС выставили солдат с автома-
тами. Угонщики заставили открыть аварийный люк, рядом с которым сидел пассажир -
молодой солдат. Он выпрыгнул в люк на крыло, с крыла на землю. Преступники открыли
по нему из салона огонь. Солдаты оцепления, приняв убегающего за террориста, откры-
ли огонь тоже, очередями прошлись и по самолету, ранив в ногу пилота Габараева.

Командир ВС Гардапхадзе подключил аккумуляторы и крикнул по радио: " Уберите
этих дураков!" После этого р/связь пропала - при стрельбе повредили радиостанцию. Ко-
мандир ВС приказал штурману Гасояну покинуть самолет. Штурман вылез через фор-
точку, затем тем же путем вылез раненный пилот Габараев. В кабине остались командир
Гардапхадзе и проверяющий Шабартян с вытекшим глазом и кровавым лицом, кричащий
и просящий: "Не могу, страшная боль, дайте лекарство." Двигаться он уже не мог.

Что творилось в салоне экипаж не видел, только через форточку командир слышал:

преступники одного пассажира вытолкнули к двери: "Говори наши требования". Пассажир
вырвался, выпрыгнул, сломал ногу. Тогда у женщины взяли ребенка, толкнули ее к две-
ри: "Говори наши требования. Если выпрыгнешь, убьем ребенка." Она кричит: "Заправьте
-122-

дорчике между кабиной и салоном находились двое террористов (мужчина мощного те-
лосложения и женщина), вооруженных пистолетами. Неуловимыми движениями они сра-
зу же были уложены на пол. Действовали решительно. Обезвреженных двух террористов
спустили по трапу вниз, выскочили в салон. Во втором салоне уже работала другая груп-
па захвата. Пассажиры в креслах полулежали, полусидели с поднятыми вверх руками.
Кто из них заложник, кто террорист - не разберешь. Посветили фонарем, мужчина в крес-
ле обернулся и сотрудники увидели у него два пистолета. Подхватили под руки - и вниз.
Потом помогали пассажирам - кому одеться, кому собрать разбросанные бумаги, доку-
менты. Многие и этого не могла сделать - в шоке от страха. Затем осмотрели сиденья,
места под сиденьями и все углы и закоулки - нет ли взрывного устройства.

Рядом с туалетной комнатой, в гардеробной несколько часов просидел один из пасса-
жиров - врач, держащий на коленях женщину с пулевым ранением в спине. Несмотря на
угрозы, выстрелы, он оказал помощь пострадавшей.

...С рассветом 19 ноября кровавая трагедия завершилась. Итогом ее стало несколько
убитых и раненых. Террористы застрелили летчиков Шабартяна, Чедия, двоих пассажи-
ров, зверски замучили бортпроводницу Валентину Крутикову. Получили тяжелые ранения
и остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич.

Террорист Табидзе убит в перестрелке, Микаберидзе покончил с собой. Суд пригово-
рил всех бандитов к высшей мере наказания - расстрелу.

Преступники (члены известных грузинских фамилий):

- Гия Табидзе (художник - убит)

- Давид Микаберидзе (художник - покончил с собой)

- Геча Кобахидзе (актер - ранен при штурме ВС)

- Сосо Церетели (художник - ранен при штурме ВС)

- Кахи Ивериели (врач - ранен экипажем ВС)

- Паата Ивериели (врач - ранена при штурме ВС)

На суде им сказали:"Вы же дети высокопоставленных родителей. Взяли бы тури-
стические путевки в Турцию и остались там, попросили политического убежища". Ответ
преступников:"Если бы мы таким путем сбежали в Турцию, нас бы приняли за простых
эмигрантов. Вот Бразаускасы улетели с шумом, со стрельбой, Надю Курченко убили, так
их там в почетные академики приняли".

Казалось бы, приговор снял все вопросы. Но кровавая история имела свое продолже-
ние. В ноябре 1991 года, во время правления Президента Грузии З.Гамсахурдия, газета
"Свободная Грузия" опубликовала разоблачительную статью о том, как под руководством
Э.Шеварнадзе была проведена "бессмысленная бойня", убийство молодых "борцов за
свободу и независимость", пытавшихся покинуть на самолете "империю". В авиагородке,
где живут грузинские летчики, в сквере был совершен акт вандализма: памятный камень
с фамилиями погибших пилотов Шабартяна, Чедия и бортпроводницы Крутиковой вы-
драли из земли, осквернили. Центральная пресса об этом почти не писала.

Сразу после происшествия весь экипаж наградили. Гардапхадзе и Гасоян были удо-
стоены звания Героя Советского Союза. Но пройдет несколько лет и в Грузии образуют
специальную комиссию по новому расследованию дела. Теперь о героях - пилотах ска-
жут, что они "состояли в сговоре с КГБ и устроили бойню борцам за свободу".

Впрочем, проще сказать словами международных документов: воздушные террористы
- злейшие враги человечества.

5. ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Угон Тайваньского ВС в Китай

10 марта: Безработный Тайваньский журналист облил себя бензином и, держа в руке
зажигалку, потребовал изменить курс Тайваньского Боинга 757 на Китай. По прибытию в
Китай объявил себя жертвой политических репрессий и попросил политического убежи-

2. Правительственные и дипломатические курьеры.

3. Дипломатическая почта.

4. Сотрудники авиакомпании, включая членов экипажей.

5. Больные и инвалиды.

6. Персоны нон-грата, депортируемые, заключенные.
Е. Провоз оружия и боеприпасов.

1. Законодательные акты.

2. Меры АБ на земле.

3. Конвоирование заключенных и депортируемых.

4. Охрана высокопоставленных правительственных лиц.

5. Меры АБ в воздухе.
Ж. Безопасность ВС.

1. Досмотр ВС.

2. Защита на земле.

3. Защита в воздухе.

4. Спецмеры при высокопоставленных полетах.

5. Спецмеры по запросу.

6. Стоянки и обслуживание ВС.
3. Технические средства и оборудование.

1. Подчиненность и управление.

2. Рентгеновское оборудование.

3. Стационарные металлоискатели.

4. Переносные металлоискатели.

5. Датчики взрывчатых веществ.

6. Использование имитационных камер.

7. Собаки и другие биодатчики.

8. Другие.

8. Реагирование на АНВ.
А. Планы действий в нештатных ситуациях.

1. При захвате ВС.

2. Диверсия.

3. Вымогательство.

4. Угроза взрыва.

5. С участием сотрудников компании.
Б. Центр управления в критической ситуации.
9. Подготовка персонала.
А. Общая.

Б. Сотрудников службы АБ.
В. Экипажей в целом.

Г. Членов экипажей в кабине управления.
Д. Наземных операторов.
Е. Грузовых служб.
Ж. Служб бортпитания.
3. Инженерно-технических служб.
И. Бортпроводников.
К. Других.
10. Приложения

• А. Схемы организации компании.
Б. Схемы (графики) использования ВС.
В. Планы помещений, принадлежащих авиакомпании.

От Офф-Топик
К Офф-Топик (16.07.2000 05:53:27)
Дата 16.07.2000 06:05:04

Оказывается самолет с Овечкиными штурмовал даже не ОМНО или СОБР а ...

первая рота оперативного полка ГУВД Ленгороблиспокома....

Если кому надо могу положить служебную статью о захвате Овечкиных из того же служеьного бюллетеня

От Skwoznyachok
К Офф-Топик (16.07.2000 06:05:04)
Дата 16.07.2000 06:33:20

Re: Оказывается самолет с Овечкиными штурмовал даже не ОМНО или СОБР а ...

>первая рота оперативного полка ГУВД Ленгороблиспокома....

>Если кому надо могу положить служебную статью о захвате Овечкиных из того же служеьного бюллетеня
В/ч 5402? А как же, плавали - знаем... Удивительно, что там вообще что-то уцелело. Кстати, ни ОМОН, ни СОБР тогда просто не было в Питере, было практически заглохшее внештатное формирование в УУР ГУВД, подготовленное к Олимпиаде и после нее практически не тренировавшееся. Так что по большому счету работать там было просто некому. Ну и как всегда - амбиции местного руководства, дескать, тоже мне, наука - самолет штурмовать. Не хуже москвичей справимся...
А про штурм выложите, только постарайтесь повнимательней - не выкладывайте дважды один и тот же абзац, а то в предыдущем постинге абзац о происходившем на борту выложен дважды, а сам штурм просто пропал.
С уважением,
Skwoznyachok

От Сергей С.
К Skwoznyachok (16.07.2000 06:33:20)
Дата 16.07.2000 09:00:50

Да уж, хотелось бы почитать...8) (0)

>>первая рота оперативного полка ГУВД Ленгороблиспокома....
>
>>Если кому надо могу положить служебную статью о захвате Овечкиных из того же служеьного бюллетеня
>В/ч 5402? А как же, плавали - знаем... Удивительно, что там вообще что-то уцелело. Кстати, ни ОМОН, ни СОБР тогда просто не было в Питере, было практически заглохшее внештатное формирование в УУР ГУВД, подготовленное к Олимпиаде и после нее практически не тренировавшееся. Так что по большому счету работать там было просто некому. Ну и как всегда - амбиции местного руководства, дескать, тоже мне, наука - самолет штурмовать. Не хуже москвичей справимся...
>А про штурм выложите, только постарайтесь повнимательней - не выкладывайте дважды один и тот же абзац, а то в предыдущем постинге абзац о происходившем на борту выложен дважды, а сам штурм просто пропал.
>С уважением,
>Skwoznyachok