От Agent
К Евгений М.
Дата 09.03.2001 14:13:30
Рубрики Прочее;

Re: калмыкия

>Согласно одной точке зрения, торгуты, дербеты, джунгары, хошуды и другие “ветви” ойратов 15—16-го вв. представляли собой уже не этнические общности, а фактические удельно-феодальные государственные образования, фамильные владения отдельных групп кочевых феодалов. Таким образом, наследственные правители кичились древностью и знатностью своего происхождения и свято хранили память о своих родословных, о своем родстве и племени, чего нельзя сказать о простых кочевниках-ойратах. Основная масса людей “черной кости” сформировалась на протяжении длительного исторического периода в результате смешения различных этнических групп и, возможно, называла себя в зависимости от того, под властью правителя какого улуса или хотона она находилась: дербетами, торгутами, джунгарами и т.д.

Taкоe жe положeниe было и у кaзaхов, но нaш aристокрaт Рустaм будeт спорить, полaгaю. :-)

>Собственными силами с политическим и экономическим кризисом Калмыкии не справиться. Изменения в республике можно связать только с одним — быть может, Россия обратит внимание на положение в одном из своих субъектов, хотя бы из-за судьбы денег из федеральногно бюджета, которые идут в Калмыкию. Иной путь — остаться жить по законам Кирсана.

Почeму то совсeм нe упомянуты мeжнaционaльныe проблeмы в Kaлмыкии. В рeспубликe рaстeт числeнность лиц кaвкaзской нaционaльности (ужe 10% нaсeлeния eсли нe болee), в основном дaгeстaнцeв и чeчeнцeв. Mногиe из них вeроятно связaны с чeчeнскими боeвикaми.

Eсли Россия проигрaeт войну в Чeчнe и остaвит Дaгeстaн(кaк чуть было нe произошло в 1998-99 гг.), то Kaлмыкии будeт угрожaть кaтaстрофa срaвнимaя с 1771.

От Марат
К Agent (09.03.2001 14:13:30)
Дата 12.03.2001 13:00:49

"род для степняка - это святое" (с) не помню кто :)

Приветствую !

>Taкоe жe положeниe было и у кaзaхов,

не уверен, что так было у казахов...

>но нaш aристокрaт Рустaм будeт спорить, полaгaю. :-)

и об «аристократизме» от Рустама не слышал вроде бы ни разу – было «аз есмь простой алшын» :)

Джунгар, вы вроде бы сами кочевник :), и странно такое слышать от вас...
Вы видимо путаете совершенно разные понятия: «народ, орда, союз племен» с собственно «племенем, родом»...

Вот цитирую Рустама (с комментсами):

>Особенно вот это: подобно тому кaк нaймaны, джaлaиры, онгуты, кeрaиты и другиe плeмeнa которыe имeли кaждоe своe опрeдeлeнноe имя, нaзывaли сeбя монголaми из жeлaния пeрeнeсти нa сeбя слaву послeдних;
>то есть, кереит называет себя монголом.

разъясняю: «кипчак, кераит, найман и др.» – родовые названия (племена), «монголы, татары» и иже с ними, пришедшие завоевывать кого-то – обычно собирательное название, то есть Орда, штурмовавшая Киев может называться «татарской» (монгольской), что не означает, что все ее члены есть рода «татар» (тех древних «татар» «как известно» Чингизхан еще приказал «поголовно вырезать»...)

>Но при этом и кереитом. То есть монголом из племени кереит.
>И кипчак, чьим родом командует монгол из племени найман, может назвать себя монголом из племени кипчак рода там йемек или байандур и т.д. и т.п.
>Найманом он не назовется, да и вождь-найман ему не позволит.

конечно не позволит – это же род, а не «переходящее красное знамя» :)

>Потому, что тот найман (конграт, кереит, кидань) считает себя выше паршивого кипчака.

Кипчаки в ответ думали (молча) примерно так же :)

>Кипчак для него богол, в лучшем случае харачу.

вот именно – потому, что в те времена найманы, джалаиры и др. заправляли делами кочевыми и кочевник, чтобы «стать найманом» должен был им только РОДИТЬСЯ :)) То есть его отец должен был быть найманом...
Вообще Джунгар, вы как кочевник должны понять, что это система многовековая и очень жесткая, и переходить из рода в род по «конъюнктурным соображениям» - дело гиблое, невозможное и очень неприличное... И ни у кого это не получалось (за редким исключением, которые как правило негативные (манкурты) или невеселые (сироты)...
Вот мой любимый пример с НАНом:
Нуреке из рода шапырашты, Старший жуз. Писал давно в архивах, что ходили слухи, что он пытался (ессно неудачно) получить официально титул султана. Но для того, чтобы быть настоящим султаном (и/или ханом) претендент должен быть чингизидом по роду (по отцу). А Нуреке не чингизид (по отцу)... Ищет у себя кровь Шынгыса (хоть маааленький намек :) по матери, но этот вариант не пройдет... Чтобы «стать чингизидом» (что невероятно) ему придется перестать быть шапырашты, а это пахнет некрасиво...

То есть вот по сегодняшним конъюнктурным соображениям ему бы выгодно было бы быть рода торе...
Многим другим сегодня «выгодно» быть кипчакских родов (панкичакизмы и пантюркизмы всякие :)
В 13-15 веках кипчакам было бы выгодно быть монгольских родов...
До этого наверное выгодно было быть «кипчаками»...
До кипчаков выгодно было быть «арийских» родов...
В 15-16 веке (жузы) было выгодно быть в Старшем...
Во времена дружбы с ойратами-джунгарами (16-18 века) Старшим жузом уже меньше кичились...
Во времена Кунаева (и в основном в Назарбаевской «эпохе» :) стало опять выгодно быть старшежузовцем...
И так много раз...

Но вот я что-то не уверен, что кто-то может привести примеры из любого из описанных выше периодов, когда взрослый человек в середине жизни поменял свой род – не было такого (за редким исключением)...

Исключения были – толенгиты и манкурты.
Происхождение первых от двух источников:
первый – это потомки калмыцких- ойратских пленных (из какого именно ойратского рода они не помнят или не знают, вот «специально для них» :) и придумали такой род :)
второй – это ханские нукеры (по казахски так и назывались толенгит). Какой-нибудь хан брал в свою свиту-гвардию молодежь «оторванную», как правило без роду, без племени. Или сирот младенческого возраста выращивал у себя специально (возможно из тех же самых ойратчат :) – преданнее и служивее вряд ли найдешь...

>А вот назваться монголом он (найман, кидань, джалаир) кипчаку может позволить, потому, что монголы такие же паршивые и вонючие как кипчаки ;)

а як же? :)

Cu