От Евгений М.
К All
Дата 09.03.2001 12:40:28
Рубрики Прочее;

калмыкия

Доброе время суток!
Нашёл небольшую статью о положении в Калмыкии. Автор - Еленой Убушаева
Ни на географической карте России, ни в российской политике республика эта ничем особенно не выделяется. Разве что столица, Элиста, напоминает о страшной вспышке зараженных вич-инфекцией детей, и слова самого молодого президента Илюмжинова: “Я пришел, чтобы стать ханом демократическим путем”, — как-то не вяжутся с календарным XX веком... Когда моих земляков спрашивают о политической и экономической ситуации в Калмыкии, они отвечают — ни той, ни другой у нас просто нет.

“Я без Калмыкии проживу. Калмыкия без меня — нет”, — выпалил Илюмжинов в эфир в горячке предвыборной борьбы. После этого граждане Калмыкии, ничуть не оскорбившись, дважды избирали его своим “ханом”.

Где здесь глубокая историческая традиция, а где — хитрая игра?

ПСЕВДОРОДОВОЕ ПЛЕМЯ

Русский путешественник и художник Н.К.Рерих писал в начале века: “Странна судьба калмыков. Народность рассеяна самым непонятным образом: в китайском Синьцзяне олеты занимают Илийский край, торгуты — Карашар, хошуты — Джунгарию, ойраты — в Монголии, дамсоки — в Тибете. Калмыцкие улусы рассыпаны также по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга”. Нынешние калмыки — это потомки элетов (ойратов), которые остались кочевать в великой Татарии, получив от своих татарских соседей название “халимак” (отпавший и оставшийся сзади). Сейчас мы охотно называем себя калмыками, хотя элет (ойрат) все еще остается именем собственным, под которым они наводили страх на китайцев и монголов задолго до Чингис хана. В общем, четкого научного определения о происхождении слова “калмык” нет.

Согласно одной точке зрения, торгуты, дербеты, джунгары, хошуды и другие “ветви” ойратов 15—16-го вв. представляли собой уже не этнические общности, а фактические удельно-феодальные государственные образования, фамильные владения отдельных групп кочевых феодалов. Таким образом, наследственные правители кичились древностью и знатностью своего происхождения и свято хранили память о своих родословных, о своем родстве и племени, чего нельзя сказать о простых кочевниках-ойратах. Основная масса людей “черной кости” сформировалась на протяжении длительного исторического периода в результате смешения различных этнических групп и, возможно, называла себя в зависимости от того, под властью правителя какого улуса или хотона она находилась: дербетами, торгутами, джунгарами и т.д.

В таком положении были заинтересованы сами правители улусов, в руках которых сосредоточивалась вся политика экономической и политической власти над массой рядовых кочевников. С другой стороны, определенная общность происхождения, территории, диалекта, обычаев, исторической судьбы в условиях кочевого скотоводческого общества тоже в какой-то мере способствовала сохранению этой псевдородоплеменной организации общества, появлению своеобразной идеологической надстройки, а также процессам этнической консолидации ойратской калмыцкой народности. В 1608—1609 гг. дербетовский Далой-тайша и торгутовский тайша ХО-Орлюк со своими подвластными дали приказ о принятии русского подданства и получили право сводного кочевья. Присяги, данные калмыцкими тайшами и их улусными людьми на подданство России, положили только начало добровольному вхождению калмыков в состав Российского государства. Это вхождение проходило в течение полувека. За это время калмыки прошли долгий и трудный путь от берегов Иртыша до Яика и Волги, где окончательно поселились в 50-х годах 17-го века. Весной 1655 года калмыцкие послы недалеко от Астрахани дали присягу и подписали грамоту о вечном послушании — ходить с русскими людьми против неприятелей России.

Калмыцкое поселение составляли улусы, которые, в свою очередь, делились на более мелкие уделы — хотоны. Возглавлял улус нойон, хотон управлялся зайсангом. Все они относили себя к категории “людей белой кости” (Цаган ясн), основная часть калмыков называлась “людьми черной кости” (Хар ясн). Господство калмыцких нойонов, ойратских и монгольских ханов и тайшей надежно охранялось Степным уложением. Таким образом, в пределах юго-востока России сложилось государственное образование калмыков с постоянной территорией кочевий, ярко выраженными чертами монархической власти.

ТРИ ПОТРЯСЕНИЯ


П о договору с Российским государством калмыки обязывались защищать юго-восточные границы от внешних врагов. Калмыцкий народ выполнял свои обязательства, что многократно отмечалось русской дореволюционной историографией: достаточно вспомнить участие калмыцких полков в походах Петра I, в отечественных войнах 1812 и 1941 годов... Но интриги извне и внутри, большие человеческие потери в войнах России вынудили Убуши-хана в 1771 году призвать большую часть калмыцкого народа уйти на свою прародину — в Джунгарию. Конечно, уход большей части калмыков ужесточил политику со стороны царской России. Было упразднено Калмыцкое ханство, но вместе с тем калмыцкий народ, имея большие права, чем те, которые получил в советское время, смог восстановить свою численность.

Второе демографическое потрясение в истории калмыков совпало с периодом гражданской войны и послевоенными 20—30-ми годами, существенно сократившими калмыцкую народность. С другой стороны, бегство за границу калмыцкой знати привело к образованию небольших калмыцких диаспор во Франции и Америке.

Третье, самое страшное потрясение наш народ претерпел в 1943—1957 годах, когда за 24 часа 28 декабря 1943 года был собран под кодовым названием “Улусы” и насильственно рассеян по всему востоку страны, вплоть до Ямала и Дудинки, утратив свою государственность и территорию.

Унизительно и несправедливо, что огульные обвинения во всеобщей измене и предательстве приходится опровергать фактами. 110-я Калмыцкая кавалерийская дивизия в июле 1942 года в боях за Дон прикрыла отступление 51-й и 37-й армий, выдержав арьергардные бои с механизированными гитлеровскими частями. Затем, переформировавшись в районе Моздока, прошла с успешными боями по Северному Кавказу в составе Кубанского и Донского кавалерийских корпусов. Первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за “сумасшедший” героизм, были калмыками, 22 из которых к концу войны стали Героями Советского Союза.

“ОТКУДА? ЧЕЙ?”


П утешествуя в прошлое, без сомнения, героическое и горькое, обнаруживаешь ту травму, нанесенную нашему народу тремя потрясениями, видишь, откуда с очевидно тяжкой необходимостью распространился исходный импульс последующих изменений, превосходным образом отражающий современный менталитет калмыков — это ассимилятивность и толерантность, элементы традиционной культуры (обряды, танцы, песни, национальные блюда, народное ремесло) и восприятие русской культуры. Калмыки лучше знают русский язык, нежели свой родной, историю свою знают только в общих чертах. Еще одно свидетельство — открытый институт брака, который не имеет ортодоксальных стандартов (запрета на межнациональные браки).

Отмирает моральный аспект улусизма, потому как нет одиозного анахронизма в области человеческих отношений между калмыками. Лояльность улусных групп (торгуты, дервюды, бузавы) друг к другу образуют сплав, содержание которого не разлагается на составные компоненты. Реальность, которую я вижу, представляет собой сеть невидимых связей из отношений друг к другу — близости, симпатии или антипатии, родственных, семейных, любовных связей. Причем они кажутся тем реальнее, чем лучше структурировано социальное, экономическое, политическое пространство калмыков и чем мельче составляющие его организационные единицы. Установки определенных позиций в социальном пространстве калмыков сегодняшнего времени предполагают приспособление калмыка к данной ситуации. Это качество можно назвать “чувством своего места”. Иногда оно приводит к тому, что так называемые “простые люди” довольствуются своим положением, а остальные держат дистанцию, “ценят себя” и не допускают фамильярности. Замечу, что подобное поведение может быть совершенно неосознанным и часто принимает форму застенчивости или высокомерия.

В сегодняшней действительности принадлежность к тому или иному хотону и улусу, знатные родовые корни представляют собой реальность гипотетически. Возьму за факт негативную ситуацию, сложившуюся в бывшем Верховном Совете Республики Калмыкия — Хальмг Тангч в конце 1991 года. Тогда впервые проходили выборы президента Калмыкии, борьба за правление шла между предсовмина Б.Ч.Михайловым и председателем Верховного Совета В.М.Басановым (ныне консулом РФ в Монголии). Так, Владимир Басанов представлял группу дервюдов, а Батыр Михайлов (являющийся сейчас главой Калмнефти) — торгутов. Оба вели не вполне корректную борьбу, оба апеллировали к своим кланам. В итоге оба получили поражение. При выборах главы Верховного Совета один кандидат заявил с трибуны: “Я прошу меня поддержать: у меня жена торгутка, а я дервюд”. За него отдали голоса 5 депутатов из 138 присутствующих. Так, модели объектов мышления “кеняхьня”, “альк газра”, т.е. чей, откуда, создаваемые в общении между калмыками, объясняют желание узнать — может, есть общие знакомые, родственные корни, которые значатся до “седьмого колена”. Но не всегда они влияют на восприятие политики. Земляки безмолвно подчиняются необходимости свести до минимума издержки и риск последующих улусных тенденций и поэтому намеренно избирают форму коммуникации. Калмыков сегодня можно разделить на группы не только по критериям территориальным и родственным, а, например, эмоциональным, нравственным и т.д.

Сегодня повседневность требует реконструировать народную культуру, культуру “маленьких” людей, которая благодаря определению отношения человека к самому себе и к своему окружению не позволит осложнять действительность значительному числу людей. Таким образом, две функции улусизма — поддержание порядка и изменение порядка — две стороны одной медали.

Сегодня представления об улусизме, о межнациональных отношениях вплетаются в нравственные оценки деяний, поступков, нововведений. В этом случае на их результаты действуют влиятельность человека, богатство, наличие 2- и 3-этажного дома, депутатский статус.

“ЗАКОН КИРСАНА”


И зменения в содержании улусизма очень чутко уловил Илюмжинов. Баллотируясь в президенты республики в 1993 году, он обнадежил и очаровал народ предвыборными обещаниями: “Богатый президент — неподкупная власть”, “Всем поддержавшим меня дам по 100 долларов”.

Он начал свою предвыборную кампанию с выступлений против размежевания нации, призывал собрать все кланы, все народности Калмыкии в один кулак. Илюмжинов не поленился объехать все совхозы, он расположил к себе и чабанов, и предпринимателей. Богатство, которое должно наступить при его власти, Илюмжинов растолковывал бесхитростно: каждому пятому жителю Калмыкии — “мерседес”, каждому чабану — сотовый телефон для переговоров из стоянки в степи со всем миром. Дальше — директор магазина станет владельцем этого магазина, председатель совхоза получит свой совхоз в собственность.

Опомнились поздно. До выборов оставалось несколько месяцев, когда вспомнили о 12 миллиардах рублей из федерального бюджета, растворившихся вместе с банком “Степь” — его в 1992 году основал Илюмжинов, чтобы построить новую шерстомойную фабрику. Фабрика, естественно, не построена. Служебное расследование, проводимое депутатами Верховного Совета России, завершилось вместе с октябрьским кризисом в 1993 году — все документы по банку “Степь” из Белого дома исчезли.

Но опомнились не все, только интеллигенция Калмыкии. Они выдвинули своего кандидата — генерала Очирова. На выборах 93-го года он “взял” 35% голосов, которые против 62%, отданных за Илюмжинова, не весили ничего. Сельскохозяйственная республика, занимающаяся скотоводством, которое исторически являлось основным занятием калмыков, сегодня пришла в упадок. Калмыцкий народ всегда считали переделывателем пропадающей травы в живой скот, а калмыцкую степь — надежным и богатым конным и скотным двором для России. Современное административное и экономико-политическое понятие — Республика Калмыкия — очень слабо интересует Центр. Исторически так сложилось, что, в частности, наша республика полностью зависит от политической, экономической, национальной задачи, тактики и стратегии “старшего брата”. Грустные реалии безвластия и стагнации в российском обществе и в его руководстве отражает уродливая сущность правления “хана” Илюмжинова. Пользуясь неписаным правилом: “Что позволено Юпитеру, то позволено Бычкам”, Илюмжинов узурпировал власть, продлив себе полномочия якобы всенародными выборами. Не стесняясь, Илюмжинов заявлял в российских СМИ, что он сможет сделать какие угодно выборы.

За счет чего сложился его образ богатого человека? В первую очередь, за счет предприимчивости молодого президента. С началом приватизации Илюмжинов основал чековый инвестиционный фонд со скромным названием “Калмык и Я”. В этом ЧИФе осели ваучеры большинства калмыков. Стоит ли говорить, что на своих прежних владельцев ваучеры не “работают”? Другое “детище” Илюмжинова — коммерческое предприятие “Калмыцкая корпорация”, в которую входят два мясокомбината республики, молочный завод, домостроительный комбинат, завод железобетонных изделий и “Калмнефтепродукт” — собственно, вся промышленность республики, на 100% зависящая от субсидий России.

Так же приватизировал под себя Илюмжинов и всю исполнительную вертикаль — эту возможность дает ему Степное уложение (Основной закон) Калмыкии, принятое в 1994 году в день рождения президента. Оказавшись во главе Калмыкии, он реорганизовал все министерства в департаменты при Администрации президента. Статус министерств сохранился лишь у Министерства промышленности и Министерства сельского хозяйства, что, впрочем, не так принципиально — исполнительную власть в Калмыкии возглавляет президент.

Степное уложение, вообще, очень интересный документ, замечательная иллюстрация регионального сепаратизма и своеобразной региональной демократии. Если в России огромное недовольство “красной” оппозиции вызывают статьи Конституции о взаимных сдержках президента и парламента и о праве президента после соблюдения определенной процедуры парламент распустить, то в Степном уложении все решается гораздо проще. Статья 24 гласит: “Президент Республики Калмыкия может досрочно распустить Народный хурал (парламент), если он не обеспечивает стабильности в обществе”. Понятие стабильности и критерии степени ее обеспеченности в Степном уложении отсутствуют. Их, судя по всему, будет давать президент сообразно случаю. Хотя, я думаю, вряд ли возникнет необходимость роспуска Хурала — состоящий из 27 человек, он на треть при этом назначаем президентом. В Степном уложении, правда, про эту треть ничего не написано, есть ссылка на законодательство, которое определяет порядок формирования и полномочия Народного хурала.

Статья о президенте — его полномочиях, компетенции, о порядке назначения и проведения выборов, вступления в должность и истечения полномочий президента — тоже отсылочная. Все эти вопросы регулируются республиканским законодательством (которое создается “ручным” парламентом).

Из полномочий президента, не вошедших в Степное уложение, — право назначать своих представителей во все административно-территориальные единицы Калмыкии. Институт представителей президента образовал еще одну, помимо исполнительной, законодательной и судебной, властную и могущественную вертикаль, в Степном уложении не прописанную. При том, что в Калмыкии провозглашен принцип разделения властей, на практике ситуация совершенно иная. Пример — Элиста, где посты мэра, главы городского законодательного собрания и представителя президента по городу занимает один чиновник по фамилии Шамаев.

Что в этой ситуации, очень похожей на крепостную структуру восточной деспотии, ждет Калмыкию?

Взрывная сила конфликтов, которые, как правило, возникают в области распределения власти? Но пассивная и не влиятельная роль оппозиции демонстрирует, что никакого социального взрыва может и не быть. Активные люди в Калмыкии образуют малые группы объединения земляков на конкретной основе (поддержка одного из кандидатов на выборах, российских или местных, создание бизнеса, команда президента и т.д.). Но дальнейшее вливание новых лиц может происходить не по принадлежности представителя хотона или улуса и родственных отношений, а по критериям компетентности, влиятельности, наличия хороших связей в российских властных структурах. У нас чрезвычайно низкий накал политических дискуссий среди калмыков, а установка любого российского человека — “Я начальник — ты дурак” — дает власть над простыми людьми “маленьким царькам”: директорам совхозов, представителям президента в калмыцких районах и всяким другим начальникам. Эта ситуация нейтрализует роль гражданина, отделяет его от процесса принятия гражданской позиции. Этнические и исторические корни народа дают о себе знать, мне кажется, и сейчас. Идеология маленького человека, “людей черной кости” заставляет молчать и смириться. Это воспринимается как национальная добродетель — послушание. Кажется, и сам Кирсан Илюмжинов готов сменить свой имидж и из яркого, молодого, богатого превратиться в человека умеренного, лояльного, в общем, что называется, “не светиться” на общероссийском небосклоне. В республике — тишина, никого и ничего не ждут, в свои силы не верят, мы как бы на самом деле “халимаки” — отпавшие и оставшиеся позади.

Собственными силами с политическим и экономическим кризисом Калмыкии не справиться. Изменения в республике можно связать только с одним — быть может, Россия обратит внимание на положение в одном из своих субъектов, хотя бы из-за судьбы денег из федеральногно бюджета, которые идут в Калмыкию. Иной путь — остаться жить по законам Кирсана.

http://win.www.roline.ru/sp/iet/eurasia/june97/ubushaev.rhtml

Евгений

От Agent
К Евгений М. (09.03.2001 12:40:28)
Дата 09.03.2001 14:13:30

Re: калмыкия

>Согласно одной точке зрения, торгуты, дербеты, джунгары, хошуды и другие “ветви” ойратов 15—16-го вв. представляли собой уже не этнические общности, а фактические удельно-феодальные государственные образования, фамильные владения отдельных групп кочевых феодалов. Таким образом, наследственные правители кичились древностью и знатностью своего происхождения и свято хранили память о своих родословных, о своем родстве и племени, чего нельзя сказать о простых кочевниках-ойратах. Основная масса людей “черной кости” сформировалась на протяжении длительного исторического периода в результате смешения различных этнических групп и, возможно, называла себя в зависимости от того, под властью правителя какого улуса или хотона она находилась: дербетами, торгутами, джунгарами и т.д.

Taкоe жe положeниe было и у кaзaхов, но нaш aристокрaт Рустaм будeт спорить, полaгaю. :-)

>Собственными силами с политическим и экономическим кризисом Калмыкии не справиться. Изменения в республике можно связать только с одним — быть может, Россия обратит внимание на положение в одном из своих субъектов, хотя бы из-за судьбы денег из федеральногно бюджета, которые идут в Калмыкию. Иной путь — остаться жить по законам Кирсана.

Почeму то совсeм нe упомянуты мeжнaционaльныe проблeмы в Kaлмыкии. В рeспубликe рaстeт числeнность лиц кaвкaзской нaционaльности (ужe 10% нaсeлeния eсли нe болee), в основном дaгeстaнцeв и чeчeнцeв. Mногиe из них вeроятно связaны с чeчeнскими боeвикaми.

Eсли Россия проигрaeт войну в Чeчнe и остaвит Дaгeстaн(кaк чуть было нe произошло в 1998-99 гг.), то Kaлмыкии будeт угрожaть кaтaстрофa срaвнимaя с 1771.

От Марат
К Agent (09.03.2001 14:13:30)
Дата 12.03.2001 13:00:49

"род для степняка - это святое" (с) не помню кто :)

Приветствую !

>Taкоe жe положeниe было и у кaзaхов,

не уверен, что так было у казахов...

>но нaш aристокрaт Рустaм будeт спорить, полaгaю. :-)

и об «аристократизме» от Рустама не слышал вроде бы ни разу – было «аз есмь простой алшын» :)

Джунгар, вы вроде бы сами кочевник :), и странно такое слышать от вас...
Вы видимо путаете совершенно разные понятия: «народ, орда, союз племен» с собственно «племенем, родом»...

Вот цитирую Рустама (с комментсами):

>Особенно вот это: подобно тому кaк нaймaны, джaлaиры, онгуты, кeрaиты и другиe плeмeнa которыe имeли кaждоe своe опрeдeлeнноe имя, нaзывaли сeбя монголaми из жeлaния пeрeнeсти нa сeбя слaву послeдних;
>то есть, кереит называет себя монголом.

разъясняю: «кипчак, кераит, найман и др.» – родовые названия (племена), «монголы, татары» и иже с ними, пришедшие завоевывать кого-то – обычно собирательное название, то есть Орда, штурмовавшая Киев может называться «татарской» (монгольской), что не означает, что все ее члены есть рода «татар» (тех древних «татар» «как известно» Чингизхан еще приказал «поголовно вырезать»...)

>Но при этом и кереитом. То есть монголом из племени кереит.
>И кипчак, чьим родом командует монгол из племени найман, может назвать себя монголом из племени кипчак рода там йемек или байандур и т.д. и т.п.
>Найманом он не назовется, да и вождь-найман ему не позволит.

конечно не позволит – это же род, а не «переходящее красное знамя» :)

>Потому, что тот найман (конграт, кереит, кидань) считает себя выше паршивого кипчака.

Кипчаки в ответ думали (молча) примерно так же :)

>Кипчак для него богол, в лучшем случае харачу.

вот именно – потому, что в те времена найманы, джалаиры и др. заправляли делами кочевыми и кочевник, чтобы «стать найманом» должен был им только РОДИТЬСЯ :)) То есть его отец должен был быть найманом...
Вообще Джунгар, вы как кочевник должны понять, что это система многовековая и очень жесткая, и переходить из рода в род по «конъюнктурным соображениям» - дело гиблое, невозможное и очень неприличное... И ни у кого это не получалось (за редким исключением, которые как правило негативные (манкурты) или невеселые (сироты)...
Вот мой любимый пример с НАНом:
Нуреке из рода шапырашты, Старший жуз. Писал давно в архивах, что ходили слухи, что он пытался (ессно неудачно) получить официально титул султана. Но для того, чтобы быть настоящим султаном (и/или ханом) претендент должен быть чингизидом по роду (по отцу). А Нуреке не чингизид (по отцу)... Ищет у себя кровь Шынгыса (хоть маааленький намек :) по матери, но этот вариант не пройдет... Чтобы «стать чингизидом» (что невероятно) ему придется перестать быть шапырашты, а это пахнет некрасиво...

То есть вот по сегодняшним конъюнктурным соображениям ему бы выгодно было бы быть рода торе...
Многим другим сегодня «выгодно» быть кипчакских родов (панкичакизмы и пантюркизмы всякие :)
В 13-15 веках кипчакам было бы выгодно быть монгольских родов...
До этого наверное выгодно было быть «кипчаками»...
До кипчаков выгодно было быть «арийских» родов...
В 15-16 веке (жузы) было выгодно быть в Старшем...
Во времена дружбы с ойратами-джунгарами (16-18 века) Старшим жузом уже меньше кичились...
Во времена Кунаева (и в основном в Назарбаевской «эпохе» :) стало опять выгодно быть старшежузовцем...
И так много раз...

Но вот я что-то не уверен, что кто-то может привести примеры из любого из описанных выше периодов, когда взрослый человек в середине жизни поменял свой род – не было такого (за редким исключением)...

Исключения были – толенгиты и манкурты.
Происхождение первых от двух источников:
первый – это потомки калмыцких- ойратских пленных (из какого именно ойратского рода они не помнят или не знают, вот «специально для них» :) и придумали такой род :)
второй – это ханские нукеры (по казахски так и назывались толенгит). Какой-нибудь хан брал в свою свиту-гвардию молодежь «оторванную», как правило без роду, без племени. Или сирот младенческого возраста выращивал у себя специально (возможно из тех же самых ойратчат :) – преданнее и служивее вряд ли найдешь...

>А вот назваться монголом он (найман, кидань, джалаир) кипчаку может позволить, потому, что монголы такие же паршивые и вонючие как кипчаки ;)

а як же? :)

Cu