От ROSSJack
К All
Дата 28.05.2004 03:20:58
Рубрики WWII; ВВС;

Трагедия 17.04.1943 г. на таганрогском аэродроме.

Примерно месяц назад здесь цитировали топик Ивана из Таганрога с форума 1С, касающийся гибели нескольких советских лётчиков 17 апреля 1943 года на аэродроме Таганрог-Центральный. Я как раз и есть тот Иван из Таганрога.
Тому, что на этом форуме цитировали, уже около года. За прошедшее время мы смогли раскопать кое-что новое по данному трагическому эпизоду.
Если кто-то ещё интересуется этой темой, пишите мне на ящик tu22m3@yandex.ru

От Cat
К ROSSJack (28.05.2004 03:20:58)
Дата 28.05.2004 10:58:16

Интересное кино

Штурман-сержант? Так что вы таки от него хотели?

От badger
К ROSSJack (28.05.2004 03:20:58)
Дата 28.05.2004 10:37:28

А что в мыло-то? Здесь не судьба выложить? :) (-)


От doctor64
К ROSSJack (28.05.2004 03:20:58)
Дата 28.05.2004 09:36:20

Это когда лидер завел

перегоняемые истребители на захваченный немцами аэродром?

От Siberiаn
К ROSSJack (28.05.2004 03:20:58)
Дата 28.05.2004 09:34:38

Расскажите вкратце что там случилось то? (-)


От Бульдог
К Siberiаn (28.05.2004 09:34:38)
Дата 28.05.2004 16:59:48

кстати была повесть про истребителей

там этот эпизод обыгрывался. Там еще девушка пилот была, ее учитель (пилот пешки) и пилот. Лидер спасся, штурман во всем обвинил пилота, эскадрилья погибла.

От ROSSJack
К Siberiаn (28.05.2004 09:34:38)
Дата 28.05.2004 13:59:33

Про то, что случилось.

Это наша крайняя статья в местной газете на эту тему. Буду очень признателен, если кто-то сможет что-то добавить к изложенному.
После её публикации было несколько откликов. Один человек из Штатов написал (его угнали на работу в Германии, а после 1945-го он в Америку перебрался), как в юности видел это дело примерно с километра от лётного поля. Откликнулась дочь того человека, кто инициировал установку первого памятника Егорову и Единархову. Ещё две женщины, которые в описываемое время жили в Таганроге и кое-что слышали об этой трагедии.


17 АПРЕЛЯ 1943 ГОДА.
ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ

Досадно, что сам я не много успел,
Но пусть повезёт другому.
Выходит, и я напоследок спел
«Мир вашему дому!»
В.С.Высоцкий. Смерть истребителя.

В одном из уголков старого городского кладбища есть скромный памятник с изображением боевого самолета и надписью «Безумству храбрых поем мы славу!» Кем были погибшие пилоты, как и почему 17 апреля 1943 года оказались они в оккупированном Таганроге? Казалось бы, об этом сказано и написано достаточно много. Практически каждый год в «Таганрогской правде» и «Ветеране Дона» появляются статьи, посвященные подвигу летчиков капитана Егорова и лейтенанта Единархова, героически погибших на одном из таганрогских аэродромов и похороненных немцами со всеми воинскими почестями. С одной стороны, хорошо, что имена этих храбрых советских офицеров не забыты. Но с другой...
Современные авторы лишь более или менее прилежно пересказывают описание этого трагического случая из художественной книги Г.Б.Гофмана «Герои Таганрога». И никто из них не отвечает на главный вопрос: «А что же произошло 17 апреля 1943 года на самом деле?».
Итак, в начале весны 1943 года в небе Кубани стало разгораться одно из самых значительных и ожесточенных авиационных сражений второй мировой войны. На юг стягивались всё новые и новые соединения Люфтваффе и ВВС Красной Армии. Козырной картой с советской стороны должен был стать только что сформированный 3-й истребительный авиационный корпус (ИАК) генерала-майора Е.Я.Савицкого. Его полки были укомплектованы летным составом, в основной своей массе не имевшим боевого опыта, но вместе с тем получившим по меркам военного времени хорошую летную и тактическую подготовку. В 291-ом истребительном авиационном полку (ИАП) 265-й истребительной авиационный дивизии (ИАД) 3-го ИАК служили командир эскадрильи А.Г.Егоров и его заместитель И.Я.Единархов.
В середине апреля части корпуса начали перебазироваться на Воронежский фронт в район Обояни (не за горами была битва на Курской дуге), в распоряжение командующего 17-й Воздушной Армией (ВА). Однако обстановка на фронтах к этому моменту резко изменилась, что заставило на ходу менять утвержденные планы.
3-й ИАК решением Ставки был переразвернут с центрального направления на Кубань и вошёл в состав 4-й ВА. По вопросам организации перелета корпуса на юг Е.Я. Савицкий связался с командующим 17-й ВА генералом В.А. Судец. Но тот, как пишет в своих мемуарах Савицкий, «моё предложение составить план перелёта решительно отклонил. Задача истребителей не отрываться от лидера и выполнять его команды по радио, сказал Судец, а об остальном можете не беспокоиться. Мне это не очень понравилось, но спорить не стал». Говоря другими словами, Судец посоветовал не совать нос не в свои дела. Чем окончилась такая самоуверенность, теперь мы знаем.
Ни в мемуарах Евгения Яковлевича Савицкого, ни в книге о нём нет рассказа о событиях 17 апреля 1943г. Есть только фраза: «Не обошлось, правда, без одного ЧП, но в целом сложная операция по перебазированию корпуса прошла нормально». Однако, такая формулировка, прямо скажем, чересчур мягко характеризует действительное положение дел.
Лидировать истребители должны были бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса (БАК) 17-й ВА (только что принятым полковником И.В. Полбиным от генерала В.А. Судец). Но подготовка лётчиков и особенно штурманов корпуса находилась отнюдь не на высоте. Об этом недвусмысленно свидетельствуют документы. Зимой-весной 1943 г. было несколько случаев, когда самолёты 1-го БАК теряли ориентировку, бомбили своих (к счастью, чаще не попадая в цель). Но особенно ярко все недоработки командования и слабая подготовка личного состава корпуса проявились во время перебазирования 3-го ИАК на Кубань.
Вообще 16 и 17 апреля 1943 г. стали черными днями для корпуса Савицкого. Три экипажа бомбардировщиков-лидеров потеряли ориентировку в простых метеоусловиях и привели свои ведомые истребители вместо аэродрома Миллерово в Чертково. При посадке в поле были разбиты два Як-7б и два Пе-2. Другой экипаж «пешки» привёл своих подопечных вместо того же Миллерово в станицу Вёшенскую. Результат – ещё один потерянный Як-7б.
Вылетая с аэродрома Обоянь, экипаж 804-го бомбардировочного авиационного полка (БАП) не смог найти пункт назначения Россошь и вернулся обратно. Доверенные ему истребители сами благополучно добрались до Россоши. Лётчик Лысенко и штурман Крылов вывели лидируемую группу «яковлевых» куда-то между Ростовом и Таганрогом. Истребители, видя блуждания бомбардировщика, бросили его, самостоятельно нашли Ростов и приземлились на аэродроме. Следом пришёл и горе-лидер.
Но особенно трагически сложились события этого дня для группы из десяти истребителей Як-1 комэска Егорова, которые из Россоши в Ростов-на-Дону повела «пешка» лейтенанта Зотова.
То, как завершился этот перелет, описывается по-разному. Таганрогский героический миф, основанный на повести Г.Б.Гофмана, говорит об ожесточенной перестрелке на летном поле, о более чем десятке убитых гитлеровцев, о поджегшем себя в кабине истребителя Единархове. Некоторые наши авторы пошли дальше и даже описывают такие подробности, как Егоров тянулся к автомату убитого им немца и о чем думал капитан в последние часы и минуты своей жизни. Оставим на совести местных публицистов столь душещипательные подробности.
Давайте объективно смотреть на факты. Реально ли из двух табельных пистолетов ТТ настрелять «более десяти гитлеровцев», вооруженных винтовками и автоматами? Почему остальные пилоты эскадрильи бросили своих товарищей и «понеслись прочь от вражеского аэродрома» и т.д.? Ответ простой: не надо фантазировать без опоры на логику! Обратимся лучше к документам и воспоминаниям современников.
Наиболее интересный документ, проливающий свет на рассматриваемые нами события – приказ заместителя наркома обороны маршала авиации А.А. Новикова № 0318 от 27 апреля 1943 года «О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК истребителей 3-го ИАК». Вот цитата из него: «Перебазирование началось 16.4.43 г. В результате преступно халатного отношения к делу со стороны экипажей и их начальников 7 экипажей из 16 потеряли ориентировку, из них экипаж 82-го Гв.БАП 1-й гвардейской дивизии: лётчик-лейтенант Зотов, штурман эскадрильи старший лейтенант Каримов – предательски привели группу истребителей вместо Ростова в Таганрог, занятый противником, где, став в круг, предложили производить посадку. Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА, 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов».
Эта бойня серьёзно отличается от сложившейся у нас в городе героической легенды. Командира злополучного Пе-2 лейтенанта Зотова и штурмана старшего лейтенанта Каримова отдали под трибунал. Командование же 1-го бомбардировочного авиакорпуса отделалось довольно легко. Нескольких человек на время снизили в звании, нескольким объявили выговоры. Но тут возникает очередной вопрос. Почему на старом кладбище две могилы, а не шесть?
К счастью и, наверное, по воле судьбы нам удалось пообщаться с одним из последних ветеранов 3-го ИАК, Героем Советского Союза, лётчиком 402-го ИАП Сергеем Павловичем Шпуняковым (после сложной операции Сергей Павлович ушел из жизни 1 января 2004 года). Он-то и помог прояснить многие подробности того трагического эпизода войны.
Во-первых, погода вечером 17 апреля 1943 года была отличной! Значит штурман «петлякова» старший лейтенант Каримов потерял ориентировку не из-за облачности или тумана, а исключительно по причине отвратительной личной профессиональной подготовки и собственного разгильдяйства.
Во-вторых, сесть успели трое: Егоров, Единархов и младший лейтенант О.М.Горбунов. Трое других пилотов (нам удалось установить фамилии только двух из них – младший лейтенант М.С.Добытеев и младший лейтенант В.К.Богатырев) при заходе на посадку попали под огонь зениток, были сразу сбиты и сгорели. Поэтому, как предположил С.П.Шпуняков, вполне возможно, что хоронить просто было нечего.
Четверка под командованием замполита дивизии майора В.В.Анисимова, барражировавшая на высоте, ушла, как только разобралась в обстановке. Да и что они могли сделать? Есть веские основания считать, что «Яки» группы капитана Егорова даже не имели на борту боекомплекта и должны были его получить только в Ростове.
Севшие Егоров, Единархов и Горбунов заглушили двигатели своих самолетов прямо у посадочного знака и через некоторое время увидели едущих к ним немецких мотоциклистов. Егоров укрылся за колесом самолета и начал отстреливаться из пистолета. Убил он двух немцев. Единархов остался в кабине и погиб в загоревшемся под вражеским огнем истребителе. Горбунов же был взят в плен и по некоторым данным впоследствии пошел на службу к немцам. Поэтому-то на старом кладбище осталось всего две могилы.
Однако этот эпизод войны не закончился гибелью советских летчиков и даже их почетными похоронами, организованными немецким гарнизоном.
Советский ас «номер два» Александр Иванович Покрышкин в своих мемуарах писал, что в апреле 1943 года, в разгар сражения в небе Кубани он получил от командира полка необычный приказ – лететь во главе восьмёрки к Таганрогу и расстрелять там на аэродроме истребитель «Як». Да-да, выходит, тот самый, егоровский или горбуновский. Одно звено должно было подавлять аэродромные средства ПВО, а второе – заняться немецким трофеем. Американские «Аэрокобры», на которых летал полк Покрышкина, как нельзя лучше подходили для этой задачи: большой радиус, высокая скорость, мощное вооружение.
На указанном аэродроме «Як» не нашли. Немцы успели его тщательно замаскировать или перегнать на другой аэродром.
Но даже тут история не заканчивается. «Як» через несколько дней оказался на Кубани, и на нём какой-то немец совершал боевые вылеты. Впервые Покрышкин столкнулся с ним в двадцатых числах апреля 1943 года. После одной из воздушных схваток с его «Аэрокоброй» начал быстро сближаться невесть откуда взявшийся «яковлев». Наш ас попытался связаться с ним по радио, показал ему опознавательные знаки своего истребителя – никакого результата. «Як» нёсся навстречу. Почувствовав неладное, наш ас резко бросил самолёт в сторону. Вражеская очередь прошла мимо. Не ввязываясь в бой, трофейный «Як» ушёл под прикрытие «мессершмиттов».
29 апреля Покрышкин без ведомого вылетел на сопровождение бомбардировщиков. На обратном пути опять замаячил одинокий «Як». Он не пожелал пристроиться к «Аэрокобре», а сразу проскользнул к бомбардировщикам. Покрышкин пошёл наперерез, но немец успел выпустить очередь по замыкающему Пе-2 и взмыл вверх. «Петляков» серьёзных повреждений не получил, был только ранен стрелок-радист.
Подстерегли немецкий трофей несколько позже. Командование на целый день запретило вылеты всем нашим «Якам», и «Аэрокобры» соседнего с Покрышкиным полка всё-таки свалили «оборотня».
Александр Иванович был уверен, что тот «Як» был именно «таганрогским». Весной 1943 года новые советские самолёты в рабочем состоянии к немцам попадали, мягко говоря, не часто.
Мало того, есть неподтверждённые данные о том, что в руки немцев целыми попали даже два истребителя 291-го ИАП. По воспоминаниям Героя Советского Союза И.В. Федорова ими 28 мая 1943 г. в районе станицы Киевской был сбит самолёт младшего лейтенанта Ишханова из 265-ой ИАД.
Кто летал на том злополучном «Яке» (или «Яках»), не известно. Хотя знать это нужно, чтобы заполнить последние строки в том трагическом эпизоде Великой Отечественной.
Есть ещё один неприятный нюанс в этой истории. По всему видно, что кто-то до нас её серьёзно исследовал. Ведь установлен второй лётчик – Иван Единархов. На старом памятнике погибшим лётчикам были их фотографии (кто-то же искал и нашёл их!).
По инициативе завода «Прибой» был установлен новый скромный обелиск, но на нём фотографий Егорова и Единархова уже нет. Да и в надписи на новом памятнике допущена досадная ошибка: прибоевцы датой гибели лётчиков посчитали октябрь 1941 (!?) года.
Как нам сказали в музее-заповеднике, никакой информацией о Егорове и Единархове они не располагают. Право-слово, обидно повторно изобретать велосипед! Обидно, что профессиональные таганрогские краеведы успокоились, приняв на веру сложившуюся легенду.
Дело даже не в том, убил ли капитан Егоров двенадцать оккупантов или двух (или вообще ни одного), застрелился он или истек кровью от ран, сжег ли себя лейтенант Единархов или взорвался в самолете от попаданий немецких пуль. Это все-таки была война - страшная, прозаичная и безжалостная, - а не американский фильм-боевик, и достаточно уже того, что два советских офицера, находясь в абсолютно безвыходной ситуации, сражались до последнего патрона, до последнего вздоха. Только за это они уже достойны, чтобы мы навсегда запомнили их имена. Установить все подробности реального подвига советских летчиков – для нас это реальная дань благодарных потомков памяти предков. Это практическое, осязаемое дело, а не пустозвонное повторение затверженной наизусть легенды.
Справка, полученная нами из Центрального архива Министерства Обороны лаконично гласит: «В картотеке учета награжденных Егоров А.Г. и Единархов И.Я. не значатся». То есть ни старая, ни новая власть официально никак не отметила их подвиг. Но капитан Егоров и лейтенант Единархов остались в памяти народа, а эта награда повыше орденов и медалей!
Три их товарища, рухнувшие в горящих машинах на лётное поле, к сожалению, преданы полному забвению. Их военная судьба оказалась короткой. Есть их вина в этом? Нет. Не в санаторий же они летели на отдых. Поэтому мы считаем, что давно настало время вернуть их имена из небытия.
Для всех пяти советских пилотов, погибших в том далёком апреле, пусть будет пухом таганрогская земля.
Вечная им память!

И.Заболотский
ОАО «ТАГМЕТ»
А.Заблотский
ТАНТК им. Г.М.Бериева



От Андрей Диков
К ROSSJack (28.05.2004 13:59:33)
Дата 28.05.2004 16:36:15

Re: Про то,...

День добрый!

Совет: вам стоит обратиться за помощью к Владу Антипову и Игорю Уткину - они сейчас пишут большую, серьезную работу по 3 ИАК и 812 ИАП и много чего уже знают, в частности и об этом эпизоде. Если будет у них время, смогут поделиться.

Они завсегдатаи Авиационно-Исторического форума (АИФ) на сайте www.airforce.ru


С уважением, Андрей

От Слесарь
К ROSSJack (28.05.2004 13:59:33)
Дата 28.05.2004 14:50:02

Ууугм.

Я не очень понял пафоса статьи.

Поясните мне, пожалуйста, почему нужно увековечить память тех, кто по собственному разгильдяйству и остолопству отдали боевые машины в руки врага? Пусть даже и отстреливаясь до последнего патрона. Это больше смахивает на позор, чем на подвиг.

От Андрей Диков
К Слесарь (28.05.2004 14:50:02)
Дата 28.05.2004 16:32:05

Re: Ууугм.

День добрый!

Пожалели бы что ли прорубь...

В конце концов их туда привел лидер.


С уважением, Андрей

От ROSSJack
К Слесарь (28.05.2004 14:50:02)
Дата 28.05.2004 15:33:52

О пафосе...

Довольно обидные ваши слова, товарищ циничный Слесарь! Постараюсь обьяснить.
Как по-вашему, нужно ли чтить память экипажа "Варяга"? Один из главных нынешних российских спецов по морской истории г-н Доценко считает, что там тоже дело больше пахло позором, просто кто-то "наверху" хотел прикрыть свой зад и объявил их всех героями. Вот так всё просто! Руднев перед боем и в самом бою действовал ну совсем не правильно. А какой-то чёртик из коробочки в прессе утверждает, что вся стрельба комендоров "Варяга" в "молоко" пришлась (это он у японцев узнал), а экипаж затопил корабль на мелководье, чем практически передал его врагу.
Если вы с этими утверждениями согласны, то объяснить вам, почему статья у нас пафосная, будет невозможно. Немцы тогда их подвиг оценили; таганрожцы под страхом ареста цветы на их могилы приносили... В конце концов, самолёты, корабли, танки - это всё железяки, которых можно наделать тысячами. Главное - люди. А таких людей, которые готовы в безвыходной ситуации отстреливаться до последнего патрона, видимо, не так много, раз их помнят до сих пор.
Так ведь можно и до абсурда дойти. Брестская крепость - это что, тоже позор? Гарнизон же знал, что на самой границе находится! По своей дури до войны не заминировался, а потом сидели в своих подвалах. Крепость-то врагу досталась!

От Alexsoft
К ROSSJack (28.05.2004 15:33:52)
Дата 28.05.2004 18:34:36

А какие-нить ориентиры , отличающие Ростов от Таганрога есть? Изгиб реки и тд ? (-)


От ROSSJack
К Alexsoft (28.05.2004 18:34:36)
Дата 29.05.2004 01:21:03

Re: А какие-нить...

Тут правильно подметили, что Таганрог стоит на берегу одноимённого морского залива, а Ростов - на Дону. Но не всё так просто!
На берегу моря находится заводской аэродром (31-й авиазавод им. Димитрова), а военный - недалеко от лимана речки Миус. Практически сто процентов вероятности, что дело происходило именно на военном аэродроме. Окраина города тогда находилась километрах в 4-5 от него. Если наши заходили со стороны суши, то при известной доле разгильдяйства Таганрог и Миус можно принять за Ростов и Дон.

От Hokum
К Alexsoft (28.05.2004 18:34:36)
Дата 28.05.2004 19:06:09

Re: А какие-нить...

Приветствую, джентльмены!
Если мне не изменяет склероз, то Таганрог находится на берегу моря. Ростов, что характерно, нет. Спутать один с другим в ясную погоду - действительно, полнейшее раздолбайство, другого слова не подберешь.
Кстати, в художественной форме данный эпизод описан у Анфиногенова, "Мгновение-Вечность" (есть на Милитерре). Крайне рекомендую.
С уважением,

Роман

От Zepp
К Hokum (28.05.2004 19:06:09)
Дата 30.05.2004 13:14:23

Re: А какие-нить...


>Если мне не изменяет склероз, то Таганрог находится на берегу моря. Ростов, что характерно, нет. Спутать один с другим в ясную погоду - действительно, полнейшее раздолбайство, другого слова не подберешь.



У того же Покрышкина, упоминается момент, как лётчик спутал разлив Кубани (а тут дело то как раз в апреле) с Азовским морем.

От Hokum
К Zepp (30.05.2004 13:14:23)
Дата 30.05.2004 19:09:43

Re: А какие-нить...

Приветствую!
Так то один летчик, а тут десяток человек, да в ясную погоду, да с тысячи-другой метров (стандартная высота для перегонки) - и моря не заметили. Или приняли его за разлив Дона, что аналогично. Стоило одному заподозрить неладное, спросить "Командир, а где это мы?" - и все было бы по-другому.
Скорее всего, элементарное разгильдяйство на всех уровнях. Контроль маршрута на вели, положились на командира, а тот - на лидера. Возможно, и связи не было. Если кто и заметил наладное, то не стал выскакивать вперед и махать крыльями - мол, командиру виднее, сядем - разберемся.
Плюс замечание уважаемого ROSSJack - что аэродром только назывался Таганрогским, а фактически находился в наскольких километрах от тогдашней границы города (и от побережья, соответственно).
В-общем, все негативные факторы сработали в одном направлении.
С уважением,

Роман

От Роман Алымов
К Alexsoft (28.05.2004 18:34:36)
Дата 28.05.2004 18:44:07

Ну в принципе должна быть разница (+)

Доброе время суток!
Ростов намного крупнее Таганрога, плюс расположены по-разному, но я боюсь что для пилота, ни разу не видившего ни того ни другого разница может быть не очевидна. Плюс наверное доля раздолбайства имела место.

С уважением, Роман

От объект 925
К Слесарь (28.05.2004 14:50:02)
Дата 28.05.2004 14:55:44

Ре: Ууугм.

кто по собственному разгильдяйству и остолопству
+++
А в чем оно выразилось?
Алеxей

От badger
К Siberiаn (28.05.2004 09:34:38)
Дата 28.05.2004 10:42:36

Вот это:

https://www.vif2ne.org/nvi/forum/6/archive/22/22935.htm

От Виктор Крестинин
К badger (28.05.2004 10:42:36)
Дата 28.05.2004 10:44:23

Не про этот Як Покрышкин писал? (-)


От badger
К Виктор Крестинин (28.05.2004 10:44:23)
Дата 28.05.2004 10:48:00

Про него скорее всего

Там по ссылке в ветке тоже обсуждалось.

Упоминания о случае можно найти и во многих других мемуарах, например ЕМНИП у Сухова, случай получил известность.