От Валерий Мухин
К Валерий Мухин
Дата 07.03.2001 02:48:27
Рубрики Танки; Память;

Занятная фраза про авиабензин (+)

==========================
http://autopilot.sigent.ru/2000/1/80.phtml
Лишь бы на пути следования везде был авиационный бензин, потому как летать на 95-м хоть и можно, но не везде разрешают.
==========================
C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru

От Валерий Мухин
К Валерий Мухин (07.03.2001 02:48:27)
Дата 07.03.2001 02:53:19

Про смесевой советский бензин (+)

>==========================
http://www.deol.ru/manclub/war/lendpr.htm
Одним из наиболее слабых мест советской экономики накануне грандиозной по своему размаху войны было производство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильного бензина. Особенно не хватало высокооктановых сортов бензина. Так, в первой половине 1941 года потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего лишь на 4% ("Военная академия тыла и транспорта. Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945", ч. 1. Л., 1963, стр. 46). В 1940 году в СССР было произведено 889 тысяч тонн авиабензина, в 1941 году - 1269 тысяч тонн, в 1942 - 912 тысяч тонн, в 1943 - 1007 тысяч тонн, в 1944 - 1334 тысяч тонн и в 1945 - 1017 тысяч тонн ("Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", Стат.сб., М., 1993, стр. 55). Всего за годы войны из США, Великобритании и Канады по ленд-лизу и в рамках советских заказов было поставлено 2586 тысяч тонн авиационного бензина и светлых бензиновых фракций (Jones R.H. The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union. Norman, Oklahoma Univ. Press, 1969, Appendixes). В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советские самолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Поставленный по ленд-лизу авиабензин вместе со светлыми бензиновыми фракциями составил 46,7% от советского производства 1941-1945 годов. Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 года, оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 52,7%. Очевидно, что без западных поставок горючего советская авиация просто не смогла бы поддерживать свои войска в необходимом объеме. Надо учесть также, что из-за гораздо более высоких октановых чисел западного авиабензина его роль в обеспечении советской авиации была на самом деле еще более значительной, чем это можно было бы заключить из одних только весовых показателей.
Автобензина в СССР в 1941-1945 годах было произведено 10923 тысяч тонн (в том числе в 1941 году - 2983 тысячи тонн) ("Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", стр. 55), а из США было получено по ленд-лизу 242,3 тысячи тонн, что составило лишь 2,8% от общего советского производства за время войны (за вычетом производства за первую половину 1941 года). Правда, действительная роль американского автобензина была несколько выше из-за более высоких октановых чисел. Кроме того, Соединенные Штаты построили в Советском Союзе крупные нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске, что резко увеличило отечественное производство горюче-смазочных материалов. Тем не менее собственных потребностей в автобензине СССР удовлетворить не мог, и от его дефицита Красная Армия страдала до самого конца войны.
>==========================
>C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru
C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru

От А.Б.
К Валерий Мухин (07.03.2001 02:53:19)
Дата 09.03.2001 14:25:48

Re: Кстати....

Помнится...читал где-то... мемуары нашего тав. инженера-химика... что в Британию попал... и определял качество бензина (британского) - при этом вышел на риформинг (кислотным катализом) - почти моментально технологию пустили в производство... и октановое число заметно подросло... что, говорят, поспособствовало повышению "резвости" спитфайров....
А у нас - как с риформингом дело было? Или только прямогонный бензин юзали?

От Саня
К А.Б. (09.03.2001 14:25:48)
Дата 09.03.2001 14:41:52

Гы :) и я о том же

Уфимский нефтеперерабатывающий завод
Численность работающих завода - 3640 человек (1994 г.). В составе завода 10 служб, в том числе 6 основных. В 1994 г. завод переработал 5330,5 тысяч тонн нефти и выпустил (в тыс.тонн): автобензин 683,7; дизтопливо 1566,3; мазут топочный 2223,4. Потребители продукции: 800 предприятий Республики Башкортостан и Российской Федерации, 13 инофирм. Строительство завода началось в 1935 г.

Первая установка (основана в 1937 г.) в 1938 г. дала первые 117 тонн бензина прямой гонки. К 1939 году закончилось строительство первой очереди завода (установки риформинга, термического крекинга, сернокислотной очистки бензина, вторичной перегонки). К концу 40-ых г.г. в строй действующих входят установки второй очереди (комбинированная термического крекинга, вторая сернокислотная фенольной очистки, асфальтовый завод); установки третьей очереди (газофракционирующая, полимеризации, гидрогенизации). Во время Великой Отечественной войны завод снабжал фронт горючим. После войны впервые в практике отечественной нефтепереработки на заводе осуществлялось промышленное освоение новых технологических процессов каталитического крекинга, гидроочистки топлив, производства алюмосиликатного катализатора, в 1959 г. впервые в СССР освоена переработка высокосернистых нефтей. В 70-ые годы подверглись коренной реконструкции установки переработки нефти; построены новые технологические установки (каталитического риформинга Л-35-5; ГИПХ-105 по производству меднохромовых катализаторов, инертного газа, элементарной серы), обеспечивающих увеличение мощн. и улучшение качества
продукции. В 1970-1975 г.г. в строй действующих введены установки производства технического водорода, ЭЛОУ-АВТ-6, гидроочистки дизельного топлива. В 1980-1985 г.г.

Там дальше бла-бла, но вот Вам ещё

http://www.anrb.ru/ipnhp/russian/aboutus/unpz60.htm

У нас в КАКОЙ-ТО Уфе процесс АВТ-1 запустили в 1937 году! А дед мой в войну уже АВТ-3 и 4 рисовал. По Грозному и Баку просто сетевых данных увы нет... НЕ НАДО ГРЯЗИ про нашу нефтепереработку. Она ВООБЩЕ в России возникла, если уж на то пошло. И вот когда :)))))))
http://www.yukos.ru/leadership/history/meetings.html

или так:
В Терской области на землях, принадлежавших местному казачьему войску, с давних пор нефть добывали из колодцев в Грозненской и Мамакаевской балках. Недалеко от крепости Грозной находился и Вознесенский промысел. Добываемую из его колодцев нефть у откупщиков покупали братья Дубинины - основатели первого в истории нефтяного дела перегонного завода, построенного около Моздока. Этот завод существовал до 1846 г. Позже между Тереком и Сунжей появились и другие
А


Риформинг

С точки зрения детонационной стойкости прямогонные бензины тем хуже, чем больше в них линейных и малоразветвленных алканов.

Для получения более разветвленных углеводородов использовали процесс термического риформинга. По сути дела это тот же термический крекинг, только сырьем служат не мазут, а тяжелая фракция прямогонного бензина и температура процесса выше. В результате термической деструкции углеводородов бензин обогащается более высокооктановыми легкими компонентами. Кроме того, значительная часть алканов переходит в алкены, которые, как известно, отличаются неплохими детонационными свойствами.

Однако были у термического риформинга и недостатки. Много исходного сырья превращалось в газ, а продукт все равно имел не такое уж высокое октановое число (70—75 МОЧ). Кроме полезных алкенов в нем оказывалось и достаточное количество нестабильных диенов. Поэтому приходилось применять специальные антиокислители и стабилизаторы, иначе бензин при хранении мутнел, осмолялся.

В общем, термический риформинг не оправдал возлагавшихся на него надежд и был вытеснен каталитическим риформингом.

Реакции ароматизации, лежащие в его основе, были открыты еще в середине 30-х годов.

Эти каталитические превращения позволяют дегидрировать нафтеновые углеводороды в ароматические. Одновременно происходит дегидрирование алканов в соответствующие алкены, эти последние циклизуются тут же в циклоалканы, и с еще большей скоростью происходит дегидрирование циклоалканов в арены. Так, в процессе ароматизации типичное превращение следующее:

н-гептан ® н-гептен ® метилциклогексан ® толуол.

Одновременно с этими происходят и другие реакции, например, изомеризации. Это тоже полезное превращение, так как изосоединения повышают октановое число катализата. Побочной, вредной здесь считается реакция гидрокрекинга, когда исходные алканы крекируются в газ.

Перед второй мировой войной были построены и первые установки каталитической ароматизации бензинов. Они работали по принципу гидроформинга, осуществлявшегося с циркулирующим водородным газом под давлением. Вы спросите, что это такое. Вообще говоря, при ароматизации водород образуется постоянно, и его надо отводить. Но при низком давлении водорода катализатор быстро закоксовывается, теряет стабильность, активность и селективность. Бороться с этими неприятными явлениями легче всего, повысив давление водорода в реакционной зоне. Поэтому на первых установках гидроформинга применяли давление порядка 4,5—5 МПа, жертвуя глубиной ароматизации и, соответственно, октановым числом бензина.

Однако в начале 50-х годов было сделано очень важное открытие. Выяснилось, что платина, осажденная на оксид алюминия, является великолепным катализатором риформинга. Применение новых катализаторов позволило снизить рабочее давление повысить температуру, углубить процессы ароматизации и в итоге получить бензин с октановым числом выше 90 ИОЧ.

Первые установки модернизированного процесса, названного платформинг, работали при давлении 2—3 МПа. Затем начался процесс непрерывного совершенствования катализаторов и технологии риформирования прямогонных бензинов. В результате появились полиметаллические катализаторы. В них к платине добавляют рений, кадмий, галлий... Октановое число получающегося бензина приблизилось уже к 100. А кроме того, высокая селективность новых вариантов риформинга обеспечивает и очень высокий выход топлива.

Сырьем каталитического риформинга являются фракции бензина 85—180 °С. Более легкая часть “отрезается”, так как в условиях риформинга она не ароматизуется и в лучшем случае является балластом. Но в ней присутстствуют низкооктановые н-пентан С5Н12 и н-гексан С6Н14.


С уважением
С

От А.Б.
К Саня (09.03.2001 14:41:52)
Дата 09.03.2001 14:48:44

Re: Химика "лечишь"? :))

Знаю все это...
Как и то, что на кислотном катализаторе риформинг лучше должен идти... Вообще, изомеризация углеродного скелета - верный признак присутствия карбкатионов :)...

А просто термически рушить цепочки - не умно...

Казалось мне - что англичане как-то оперативнее в промышленность внедрили метод... Ну, да может они - маленькая страна, им легче было....

От Саня
К А.Б. (09.03.2001 14:48:44)
Дата 09.03.2001 16:09:42

Re: Химика "лечишь"?...

Ни в коем случае. Это просто общая справка - не один Вы читаете, я надеюсь :)). А меня лично удивляет механизм рождения легенд - это я об отсутствии у нас высокооктанового бензина.
"вот так рождаются гении" (с) сперматозоид из анекдота :))

С уважением
С

От Валерий Мухин
К Саня (09.03.2001 16:09:42)
Дата 09.03.2001 19:09:28

Re: Химика "лечишь"?...

>А меня лично удивляет механизм рождения легенд - это я об отсутствии у нас высокооктанового бензина.

Цитата взята с харламовского «антисуворовского» сайта. Не смотря на большую любовь Свирина к Харламову, последний неоднократно замечался именно в вранье (или честном заблуждение?) для доказательства своих тезисов.

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От Саня
К Валерий Мухин (09.03.2001 19:09:28)
Дата 09.03.2001 19:50:33

Re: Химика "лечишь"?...


>Цитата взята с харламовского «антисуворовского» сайта. Не смотря на большую любовь Свирина к Харламову, последний неоднократно замечался именно в вранье (или честном заблуждение?) для доказательства своих тезисов.

Я как раз не думаю, что враньё. РЕАЛЬНЫЕ цифры производства высококачественного топлива по крайней мере по словам моего отца и деда вещь крайне ДСПшная, если не хуже :). Отсюда в открытой печати может быть что угодно. А бензин для самолётов поставлялся, кстати ещё и потому. что лендлизовских-то самолётов у нас было немало... А что касается свойств грозненского и бакинского бензинов - они были лучшими на тот момент. Сравнимым было топливо из некоторых техасских месторождений. И крекинг/риформинг у нас и у Штатов развивался довольно параллельно. В Штатах, кстати, крекинг обязан своим развитием в значительной степени Ипатьву :). Объёмы были у нас поменьше это да. Но не фатально.

С уважением
С
>C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От М.Свирин
К Саня (09.03.2001 19:50:33)
Дата 10.03.2001 03:42:05

Смотря в каком году?

Здравствуйте

>Объёмы были у нас поменьше это да. Но не фатально.

К сожалению вы почти правы, но не насчет 1943-44 гг. Ведь ВЕСЬ 1943 г. ГРОЗНЕНСКОГО бензина НЕ БЫЛО почти что ВООБЩЕ! Вы вспомните до куда немцы в 1942 дошли и что сделали наши в Грозном, ожидая прихода врага? Были почти аналогичные проблемы и в Баку.
Именно поэтому на 1943-44 и падает МАКСИМУМ потребления ленд-лизовского бензина в СССР. Именно поэтому в 1943-44 и строили основную массу ленд-лизовских нефтеперерабатывающих заводов в СССР (некоторые из них работают и до сих пор, вызывая удивление у мериканцев, свидетелем чему - дружбан Леши Никольского, что сегодня работает в какой-то нефтяной компании типа Юкоса пиарщиком).
Именно поэтому на 1943-44 приходится и наиболее активное потребление СССР ленд-лизовского молибдена и вольфрама.
Почти поэтому (впрочем тут налеты) не развернули и производство дизелей Джи-Эм-Си в СССР в 1943-44.

До свидания

От А.Б.
К Саня (09.03.2001 16:09:42)
Дата 09.03.2001 17:32:06

Re Что меня удивило...

Так это великоватый выход мазута топочного.... Ну, да это от "природы нефти" видно сильно зависит :)

Другой вопрос - что ж движки как были... так и остались не шибко "вылизанными"...
К слову, ЗМЗ 402 - еще производится (под 76) боооольшими сериями, как я понял. А ему - 100 лет, в обед.... Отчего это так? А?

От Саня
К Валерий Мухин (07.03.2001 02:53:19)
Дата 09.03.2001 13:34:43

Что-то мне эта цифирь

не очень нравится. Писать, что в СССР в войну вообще не было высокооктанового бензина (скажем больше 78) как-то странно. Вот ссылка, в которй упоминается про риформинг в Баку. В Грозном тоже были установки для риформинга (с 1943 года). Это автоматом означает получение высокооктанового бензина. Вот и ещё вопрос для разбирательства появился - что там было с высокооктановым бензином у нас на нефтепереработке...


С уважением
С

http://press.lukoil.ru/text.phtml?result_artic=606&result=72