От Alex Medvedev
К Turan
Дата 10.05.2004 14:19:12
Рубрики Прочее; Современность;

Интервью сценариста

http://squadron.ru/everything/sudba_geroev_intervjju_s_juriem_chernjakovym

Судьба героев. Интервью с Юрием Черняковым // Копцев Алексей

С Днем Победы! Традиционно, в этот день мы вспоминаем о солдатах, сумевших одолеть самого страшного врага за всю историю человечества. Отдавших жизнь свою ради наших с вами жизней. В сегодняшней телепрограмме много фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Хорошо всем известных и совсем новых — снятых молодыми кинематографистами. Но главная праздничная телепремьера — это, без сомнения, фильм «На безымянной высоте».
Мне выпала редкая удача, и я смог пообщаться с Юрием Черняковым, автором сценария этой картины. А разговор наш, по понятным причинам, был посвящен именно военному кино, его прошлому, настоящему и будущему. Он получился особенно интересным, ведь оказалось, что оригинальный вариант сценария «На безымянной высоте» разительно отличается от того, который стал основой ленты. Слово автору.

— Здравствуйте! С праздником! Как отразилась война на Вашей судьбе? Ведь, насколько я знаю, одна из книг («Узбекский барак») как раз и посвящена военному детству уральского мальчишки?

- Война началась, когда мне было два года. Я с матерью оказался в эвакуации на Урале. Но повесть «Узбекский барак» — сплошная выдумка. В моей памяти сохранились не факты, а ощущения и переживания тех лет. Их я и постарался передать. Например, свое удивление тем, что война закончилась. Мне тогда казалось, что она не имеет начала и конца, как небо и земля.

— Что повлияло на то, что Вы стали именно военным прозаиком? Чем особенно интересна эта тема? Какие вехи своей творческой биографии Вы считаете самыми важными?

- Я вовсе не военный прозаик. Мои повести, рассказы и написанные на их основе сценарии были о чем угодно, только не о войне. Этот сценарий я взялся писать, чтобы заработать на жизнь. Но потом увлекся. Известные сценаристы от этой темы отказывались, в частности, Эдуард Володарский, который меня и сосватал. Был 99-й год, время после дефолта, надо было кормить семью, и я согласился.

Хотя откуда мне знать про фронт? Еще мешало то, что на меня смотрели, как на портного, который должен шить из материала заказчика, и по его прихоти. А материала-то не дали. Пришлось самому выдумывать историю про то, чего я никогда не знал и не видел.

Я начал сочинять историю о противостоянии на фронте штрафбатовцев и власовцев, а от меня требовали «старой песни о главном» — эдакого попурри из знаменитых фильмов про войну. Само название сериала, которое придумал не я, говорит об этом. Отказываться было поздно, аванс давно проел, пришлось подчиниться. Сценарий основан на впечатлениях от рассказов тех, кто воевал, книг и фильмов. Написал, и сам удивился, тому, что получилось. Кстати, после споров с заказчиками, сценарий дали на экспертизу и доработку одному из самых известных наших сценаристов. Он почти все оставил, как есть, в сущности ничего не изменил, поэтому отказался ставить свое имя в титры.

— Когда Вы начали сотрудничать с кинематографистами, и что это были за картины?

- Сотрудничать с кинематографистами я начал в 80-ые годы, когда буквально все киностудии захотели ставить фильм по моей повести «Пространство для маневра» (ничего военного), напечатанной в «Новом мире». Я выбрал «Ленфильм». И не прогадал. Там и тогда было иное отношение к творчеству и авторам, чем сейчас. С нами считались, с нами советовались.

Фильм получил первую категорию, но его не успели показать — к власти пришел Андропов, стали заворачивать гайки, картину переозвучили, исковеркали, лишь однажды показали по телевидению и благополучно забыли. О чем фильм? Если кто-нибудь видел английскую картину «Общество мертвых поэтов» (вышедший позднее), то там та же тема, та же фабула, те же герои, вплоть до подробностей. Ничего не хочу этим сказать, но когда смотрел эту картину — просто мурашки по спине: бывают же совпадения. С тех пор с кино у меня было связано больше разочарований, чем удовлетворения.

— В чем отличие авторского варианта сценария «На безымянной высоте» от режиссерского? Как должен был закончиться последний бой? Что ожидает героев в дальнейшем?

- Прежде всего обидно за майора Иноземцева. По сценарию это сильная, харизматическая личность, профессиональный военный, а вовсе не бывший бухгалтер. Осталось непонятным его предложение, реализованое в картине: перенести главный удар на участок своего полка, при условии, что господствующая над полем высота будет захвачена.

В сценарии есть любовный треугольник — Иноземцев, Малютин и радистка Катя, что создает дополнительное драматургическое напряжение. Когда Иноземцев посылает на высоту Малютина, это можно расценить двояко: с одной стороны, лучше Малютина никто не справится, с другой — начальник таким образом избавляется от соперника-подчиненного. Какова его мотивация на самом деле, загадка. Скорее и то, и другое.

В фильме, увы, этого нет. Осталась лишь фраза Кати «Вы специально его туда послали!», которая ни о чем не говорит. И таких линий — начатых, но не доведенных до конца, несколько. В фильме финал а-ля «Зори здесь тихие», тоже гибнут все герои, кроме «заговоренного» уголовника, чтобы еще сильнее сжалось сердце зрителя. Мне такой драматургический прием не по душе, и по сценарию в живых оставались несколько героев. В частности, бывший власовец, который героически сражался при обороне высоты, но несмотря на это, капитан СМЕРШ должен был его арестовать сразу после боя.

— Был ли в оригинале герой-уголовник, или это выдумка режиссера?

- Уголовник в сценарии есть, но делать из него главного героя я бы не стал. Хотя режиссеру виднее, на ком акцентировать внимание зрителя (жаль, что это не Иноземцев).

— Какие из новых военных фильмов кажутся вам интересными и почему? Смотрели ли вы «Враг у ворот»? Ваше отношение к этому фильму и к американскому кинематографу в целом. Есть ли будущее у фильмов, посвященных Великой Отечественной войне? Нужно ли
переосмыслить ее историю, по-другому взглянуть на победителей и проигравших?

- «Враг у ворот», к сожалению, не видел. Из наших фильмов о войне ценю те, которые сняли режиссеры-фронтовики в 60-ые годы. Из американских — «Тонкая красная линия» и «Апокалипсис сегодня». К «Рядовому Райану» у меня сложное отношение. Здорово сделано и снято, но мешает идеологическая заданность — чтобы отправить домой к маме одного рядового, мы не пожалеем десятки других рядовых и офицеров.

В целом, американское и наше кино о войне нужно оценивать по шедеврам. Но не сравнивать. Полагаю, сколько будут помнить о войне, а о ней будут помнить всегда, столько будут смотреть и снимать фильмы о ней. Переосмысление — неизбежно, оно зависит не от желания, а от смены поколений и ценностей, ибо каждое поколение видит историю по-своему.

— И последний вопрос. Какие из своих книг Вы бы посоветовали молодому читателю?

- Я бы посоветовал прочесть книгу «Чудо в перьях» (изд-во «Терра»), она же «Слуга» (изд-во «Олимп»). Лично мне она нравится до сих пор. Она выдержала несколько переизданий, и потому ее легче найти. А так, мои повести и рассказы были в разное время напечатаны в журналах «Октябрь», «Знамя», «Новый мир», но не все есть в интернете.

— Спасибо за интервью! С праздником!

- Спасибо. Я тоже хочу поздравить всех читателей сайта Squadron.ru с пятьдесят девятой годовщиной Великой Победы и пожелать здоровья всем нашим ветеранам. С Днем Победы!



От Сергей Зыков
К Alex Medvedev (10.05.2004 14:19:12)
Дата 11.05.2004 23:01:57

вот этой парочке - Режиссер и Сценарист фильму про Куликовскую битву заказать

там точно дружинники (в колльчугах-косухах и проклепаных напульсниках, в штанах из камуфла) свои боевые топоры изолентой обматывать будут

а щиты и шлемы массовке МВД предоставит...
только декораторы распишут их под хохлому

От Пассатижи (К)
К Alex Medvedev (10.05.2004 14:19:12)
Дата 11.05.2004 13:30:45

Странное интервью, то ли интервьюер, то ли интервьюируемый, мягко говоря неумен. (-)


От Jones
К Пассатижи (К) (11.05.2004 13:30:45)
Дата 11.05.2004 13:52:15

Re: интервьюер, то ли интервьюируемый, мягко говоря неумен.

Интервьюируемый, судя по фильму -- тоже.

От Пассатижи (К)
К Jones (11.05.2004 13:52:15)
Дата 11.05.2004 14:17:57

Вы непримиримы. Фильм показывает, как наши бьют фашистов. Фильм не шедевр,

Здравствуйте,
но многое из того, что приписывается здесь этому кину, не соответствует действительности. В частности там нет перестроечных штампов, нет заградотрядов, но есть люди, которые сознательно идут на смерть, за други своя. Считаю, что в целом все верно.
С уважением, Алексей.

От Максимов
К Пассатижи (К) (11.05.2004 14:17:57)
Дата 11.05.2004 14:24:20

А вот ст.о/у пишет в частности:

"...Как водится, отечественным режиссёрам чудесно удаётся показ тупых русских и очень умных, толковых немцев. На протяжении всего противостояния русских дураков и умных немцев чувствуется врождённое подобострастие советского интеллигента ко всему иностранному. Понятно, в глазах создателей фильма умные немцы превосходят русских дураков по всем показателям. Например, немецкие командиры с винтовками в атаку не бегают."

С уважением.

От Пассатижи (К)
К Максимов (11.05.2004 14:24:20)
Дата 11.05.2004 14:35:12

У автора цитируемых Вами строк, мягко говоря, завышенная самооценка

Здравствуйте,
своих мыслительных способностей.
С уважением, Алексей.

От Siberiаn
К Пассатижи (К) (11.05.2004 14:35:12)
Дата 11.05.2004 20:27:27

Гоблин в тему написал. Ничего лишнего и минимум понтов. Учится у него надо (-)


От Пассатижи (К)
К Siberiаn (11.05.2004 20:27:27)
Дата 11.05.2004 21:02:08

Я не спорю, может и в тему, но глупость. Хотите у него учиться - учитесь. (-)


От Daniel
К Пассатижи (К) (11.05.2004 21:02:08)
Дата 11.05.2004 21:08:44

А Я думаю - не глупость написана, и ?? (-)


От Пассатижи (К)
К Daniel (11.05.2004 21:08:44)
Дата 11.05.2004 21:42:05

Думайте все, что Вам угодно, но писать местоимение "я" с большой буквы не в

Здравствуйте,

начале предложения - симптомчик знаете-ли. Надеюсь все же опечатались?
По существу - уж чего в фильме нет, так это того о чем пишет автор исходного текста, а именно:
"На протяжении всего противостояния русских дураков и умных немцев чувствуется врождённое подобострастие советского интеллигента ко всему иностранному".
Зато есть, как уделали пулемет на колокольне, а потом немецкую диверсионную группу, легко. Без заградотрядов и "детей арбата".

С уважением, Алексей.

От Максим Гераськин
К Пассатижи (К) (11.05.2004 21:42:05)
Дата 11.05.2004 22:11:45

Re: Думайте все,...

>Зато есть, как уделали пулемет на колокольне, а потом немецкую диверсионную группу, легко. Без заградотрядов и "детей арбата".

Ну. Был один чел у русских, вот он и уделал и колокольню и спецгруппу. Остальные метались как бараны под пулеметом с колокольни (в 1944 ) и получали по очкам от спецгруппы.

Ладно, два чела у русских было - снайперша еще.

В 1944.

От Пассатижи (К)
К Максим Гераськин (11.05.2004 22:11:45)
Дата 12.05.2004 09:50:51

Дык у немцев то, ни одного. Гдеж умные немцы и тупые русские? (-)


От Максим Гераськин
К Максим Гераськин (11.05.2004 22:11:45)
Дата 11.05.2004 22:13:14

И конечно

>Ну. Был один чел у русских, вот он и уделал и колокольню и спецгруппу.

Этого чела глупо послали на убой, вместе с разведгруппой.
Типа высотки брать кроме разведчиков было совсем некому.

От Пассатижи (К)
К Максим Гераськин (11.05.2004 22:13:14)
Дата 12.05.2004 09:57:14

Его послали потому, что у него был шанс выполнить задачу и возможно выжить.

Здравствуйте,
>Этого чела глупо послали на убой, вместе с разведгруппой.<

это то-ли не совсем так, то ли совсем не так :) Насколько я понял из фильмы, под это дело была специально создана группа, в которую были включены разведчики, а командир разведчиков был назначен командиром группы (роты?)

Впрочем надоело спорить ни о чем. Если Вам фильм не понравился, а мне скажем, до какой-то степени, понравился все эти препирательства вряд ли приведут к изменению позиций.

С уважением, Алексей.

От Бульдог
К Пассатижи (К) (12.05.2004 09:57:14)
Дата 12.05.2004 11:30:31

Вы фильм то смотрели?

>это то-ли не совсем так, то ли совсем не так :) Насколько я понял из фильмы, под это дело была специально создана группа, в которую были включены разведчики, а командир разведчиков был назначен командиром группы (роты?)
Неизвестно откуда взявшаяся в полку разведрота, была послана на высоту как единственно свободная боевая единица. В качестве усиления ей были приданы отнятый у СМЕРШа арестанты и постоянно ржущий артиллерист, который вроде бы д.б. корректировать огонь артиллерии, но на самом деле пулявший из пушки.

От Пассатижи (К)
К Бульдог (12.05.2004 11:30:31)
Дата 12.05.2004 11:48:11

Я смотрел. Были приданы в т.ч. арестанты, артиллерист, власовцы. Разведроты

Здравствуйте,
не помню. Были разведчики, разведвзвод? Командир - лейтенант. Разведчиков усилили - получилась рота. Вроде так.
С уважением, Алексей.

От Максимов
К Пассатижи (К) (11.05.2004 14:35:12)
Дата 11.05.2004 15:02:28

Согласен. Но это впечатление человека слабо разбирающегося в истории.

Такскать "чипичного представителя"

С уважением.

От Пассатижи (К)
К Максимов (11.05.2004 15:02:28)
Дата 11.05.2004 15:12:16

Нет, это мнение человека, считающего, что он хорошо разбирается во всем. (-)


От Максимов
К Пассатижи (К) (11.05.2004 15:12:16)
Дата 11.05.2004 15:18:47

Re: Именно! Таких у нас процентов 80.

Вы же про полезность для т.н. "массового зрителя" трактуете?

С уважением.

От Пассатижи (К)
К Максимов (11.05.2004 15:18:47)
Дата 11.05.2004 15:33:58

У 80% населения мания величия? Не думаю, что все так плохо.

Здравствуйте,
>Вы же про полезность для т.н. "массового зрителя" трактуете?<

Я в основном про то, что фильм произвел на меня впечатление не худшее, чем все остальные наши последние фильмы на тему ВОВ, что на мой взгляд фильм и его авторы не заслужили столь бурного и категоричного осуждения.
Мнение же Гоблина - это мнение критика, а не рядового зрителя, хотя отрицать влияние критиков на формирование взглядов "массового зрителя" я, конечно, не буду.

С уважением, Алексей.

От Максим Гераськин
К Пассатижи (К) (11.05.2004 14:17:57)
Дата 11.05.2004 14:21:27

Сам режиссер сказал, что он делал сценарий

о том, чего не знает.

Вы же упрямо продолжаете говорить, что фильм неплохой.

От Пассатижи (К)
К Максим Гераськин (11.05.2004 14:21:27)
Дата 11.05.2004 14:30:14

Всеже, наверное, сценарист.

Здравствуйте,
>о том, чего не знает.<

Вы не допускаете мысли, что даже идиот может быть неплохим художником?

>Вы же упрямо продолжаете говорить, что фильм неплохой.<

Здесь у Вас ошибка, я упорно продожаю говорить, что мне этот фильм показался неплохим. Я допускаю, что он вызывает идеосинкразию у прочих зрителей, но это не повод рассуждать в духе "есть два мнения - мое и неправильное", когда речь идет о художественном произведении.

С уважением, Алексей.

От Максим Гераськин
К Пассатижи (К) (11.05.2004 14:30:14)
Дата 11.05.2004 22:15:14

Ну, сценарист

>Здесь у Вас ошибка, я упорно продожаю говорить, что мне этот фильм показался неплохим.

А вот многим он показался плохим.
И что?

От Пассатижи (К)
К Максим Гераськин (11.05.2004 22:15:14)
Дата 12.05.2004 09:48:46

Ну так я ж не против. Многим не понравился, мне не то, чтоб сильно понравился

Здравствуйте,
но учитывая, что за последние 5 лет на тему ВОВ было снято 4 (?) фильма (один из которых "Кукушка", который вроде не совсем о ВОВ, другой - "Звезда", где самым запоминающимся персонажем оказался макет "Тигра"), я не считаю, что он много хуже этих фильмов о войне.

Ключевые слова - "я считаю".

С уважением, Алексей.

От Саня
К Alex Medvedev (10.05.2004 14:19:12)
Дата 10.05.2004 14:44:55

Re: Вот это бреееед... (-)


От 13
К Alex Medvedev (10.05.2004 14:19:12)
Дата 10.05.2004 14:34:27

Re: Интервью сценариста

Я ....ю дорогая редакция...

Был 99-й год, время после дефолта, надо было кормить семью, и я согласился.

Хотя откуда мне знать про фронт? Еще мешало то, что на меня смотрели, как на портного, который должен шить из материала заказчика, и по его прихоти. А материала-то не дали. Пришлось самому выдумывать историю про то, чего я никогда не знал и не видел.

Оно и видно... Распил бабок ...


Я начал сочинять историю о противостоянии на фронте штрафбатовцев и власовцев, а от меня требовали «старой песни о главном» — эдакого попурри из знаменитых фильмов про войну. Само название сериала, которое придумал не я, говорит об этом. Отказываться было поздно, аванс давно проел, пришлось подчиниться.

Жалко что не отравился и не сдох...

Кстати, после споров с заказчиками, сценарий дали на экспертизу и доработку одному из самых известных наших сценаристов. Он почти все оставил, как есть, в сущности ничего не изменил, поэтому отказался ставить свое имя в титры.

Испугался наверное...

От Jones
К 13 (10.05.2004 14:34:27)
Дата 10.05.2004 14:50:39

Re: Кстати, о власовцах!!!

Какие они, все-таки хорошие. Патриоты. Не то. что гнусный особист.

От Саня
К Jones (10.05.2004 14:50:39)
Дата 10.05.2004 15:58:01

Re: Кстати, о...

>Какие они, все-таки хорошие. Патриоты. Не то. что гнусный особист.

На самом деле этот штамп особиста самый отвратительный и есть. Хорошо, пусть он был бы буквоедом и говнюком, как и положено нормальному особисту, но вот включение всех этих перестроечных штучек конечно совсем дрянь. Особисты на фронте вообще-то и дело делали, "надо полагать"...

С уважением
С