От Frederick
К All
Дата 03.03.2001 13:09:23
Рубрики WWII; Флот;

История боевых действий английского линкора ''Rodney'' 1939-1941 гг.

Спасибо за уточнения Exeterу и FVL1~01.
Заложен 28 декабря 1922 года. Спущен на воду 17 декабря 1925 года. Вступил в строй 10 ноября 1927 года. 26 сентября 1939 года, находясь в 150 милях от берегов Норвегии, эскортировал вместе с английскими линкором ''Nelson'', авианосцем ''Ark Royal'', легким крейсером ''Aurora'' и крейсером ''Sheffield'' поврежденную подводную лодку ''Spearfish''. В 14.30 эскадра подверглась налету немецкой авиации: 4 пикирующих бомбардировщиков ''Junkers Ju-88'' и 9 средних бомбардировщиков ''He-111''. Немцы не смогли нанести никаких повреждений. Этот налет стал первым боевым столкновением для ''Rodney''. 9-29 декабря 1939 года находился в Ливерпуле на ремонте рулевого управления, поврежденного в результате штормовой погоды. 1 января 1940 года поднят флаг флагмана флота Метрополии. 7 марта 1940 года имея на борту Первого Лорда Адмиралтейства, Winston Churchill, вышел из устья реки Клайд (Шотландия) в Скапа-Флоу (Оркнейские о-ва). Вечером 8 апреля 1940 года было получено сообщение, что немецкие корабли выдвигаются к норвежским портам; ''Rodney'' вместе с флотом вышел из Скапа-Флоу в море. Днем 9 апреля 1940 года ''Rodney'' вместе с линкором ''Valliant'', 6 крейсерами и 8 эсминцами находились недалеко от Бергена (Норвегия) и около 15.00 были атакованы немецкой авиацией. ''Rodney'' получил попадание одной 1000-фунтовой авиационной бомбой, которая взорвалась на бронированной палубе и не проникла вглубь. 17 апреля 1940 года вместе с флотом вернулся в Скапа-Флоу. 9 июня 1940 года вышел из Скапа-Флоу вместе с линейным крейсером ''Renown'' и эсминцами для прикрытия войскового конвоя, возвращавшегося из Нарвика (Норвегия) в Англию. Утром 10 июня 1940 года, после получения известия о выходе немецких линкора ''Gneisenau'' и тяжелого крейсера ''Admiral Hipper'' из Тронхейма (Норвегия) в море, эскадра изменила курс и отправилась на перехват. Кроме того, английскому авианосцу ''Ark Royal'' было приказано соединится с эскадрой. Интенсивные поиски немецких кораблей с помощью авиации не увенчались успехом и около полуночи эскадра продолжила свою миссию по охране конвоя. Между тем, линкор ''Gneisenau'' и тяжелый крейсер ''Admiral Hipper'' присоединились к линкору ''Scharnhorst'' в Тронхейме. Вечером 11 июня 1940 года английская эскадра повернула на юг для нанесения авиационного удара по немецким кораблям. 13 июня 1940 года в 2.00 английские палубные самолеты поднялись с авианосца ''Ark Royal'' и взяли курс на Тронхейм. После возвращения летчики утверждали, что смогли добиться как минимум одного попадания авиационной бомбой в немецкий линкор ''Scharnhorst''. Эскадра взяла курс на Скапа-Флоу, куда ''Rodney'' и ''Renown'' прибыли 15 июня 1940 года. 24 июля 1940 года флаг командующего флотом Метрополии был перенесен на линкор ''Nelson''. 23 августа 1940 года вышел из Скапа-Флоу в Розайт для профилактики силовой установки. 4 ноября 1940 года вышел из Розайта с приказом присоединиться к силам охранения судоходной линии Галифакс (Канада) – Англия. Утром 12 ноября 1940 года присоединился к конвою. Вечером 20 ноября 1940 года вышел из состава охранения конвоя. 5 декабря 1940 года снова отправился из Скапа-Флоу к Галифаксу для встречи важного конвоя, который вышел оттуда 3 декабря. Обратный путь конвоя прошел без происшествий, однако ''Rodney'' получил тяжелые погодные повреждения и 17 декабря 1940 года прибыл в Розайт для незамедлительного ремонта. 13 января 1941 года вышел из Розайта в Скапа-Флоу. 12-23 февраля 1941 года провел конвой из Англии в Галифакс. 9 марта 1941 года вышел из Скапа-Флоу вместе с другими кораблями Флота Метрополии. 13 марта 1941 года был отделился от основных сил флота и направился встречать конвой, идущий из Галифакса. Вечером 16 марта 1941 года c торгового судна ''Chilean Reefer'' получено сообщение о нападении немецкого рейдера. ''Rodney'' на полной скорости направился в указанную точку. По прибытии в указанный район, на дистанции в 15 миль был замечен вражеский боевой корабль в сопровождении большого танкера. ''Rodney'' начал преследование, но немецкие корабли скрылись в темноте. К этому времени уже было достаточно темно и ''Rodney'' направился на поиски спасшихся моряков с горящего торгового судна ''Chilean Reefer''. Вскоре удалось обнаружить лодку с 27 спасшимися членами экипажа, среди которых были капитан и его старший помощник с ''Chilean Reefer''. Когда их подняли на борт, они сообщили, что напавший корабль был немецким линкором ''Gneisenau''. Дальнейший поиск потерпевших не имел результатов и ''Rodney'' повернул назад, чтобы присоединиться к конвою. 24 марта 1941 года было замечено неизвестное судно, ему приказали остановиться и назвать себя. Судно не дало ответ и продолжало двигаться и ''Rodney'' вынужден был дать предупредительный залп по курсу судна. После того, как стало известно, что судно называется ''Ville de Liege'', оно было отпущено. Конвой прибыл в Великобританию без каких-либо происшествий, после чего ''Rodney'' был отправлен в Галифакс, где оставался до 10 апреля 1941 года. 10 апреля ''Rodney'' вышел из Галифакса в качестве флагмана канадского войскового конвоя. 19 апреля 1941 года без происшествий прибыли в устье реки Клайд. 22 мая 1941 года стало известно, что немецкий линкор ''Bismarck'' и тяжелый крейсер ''Prinz Eugen'' находятся в море. В это время ''Rodney'' с 4 эсминцами эскортировал войсковой транспорт ''Britannic'' в Канаду. ''Rodney'' и 3 эсминца были срочно направлены на усиление флота, искавшего немецкие корабли. На рассвете 27 мая 1941 года ''Rodney'' и флагман Флота Метрополии линкор ''King George V'', присоединившейся накануне 26 мая, обходили немецкий линкор ''Bismarck'' по кругу для того, чтобы атаковать его с запада. В 8.43 ''Bismarck'' был замечен на дистанции 22,5 км. В 8.47 ''Rodney'' открыл по нему огонь 928-килограмовыми снарядами, в 8.48 ''King George V'' также дал залп из 6 носовых орудий 356-мм. В 8.49 ''Bismarck'' открыл огонь по ''Rodney'' и сразу же накрыл его, однако ближайший снаряд взорвался в 12-20 м от носа ''Rodney'', обдав бак веером осколков. В 9.00 дистанция между кораблями была 18,2 км и продолжала быстро сокращаться. К 9.30 на ''Bismarck'' полыхали пожары, корабль стал полностью неуправляем. Английские линкоры ''Rodney'' и ''King George V'' и тяжелый крейсер ''Norfolk'', присоединившийся уже во время боя, продолжали расстреливать ''Bismarck'' с дистанции уже 3 км. К 10.00 орудия главного калибра ''Bismarck'' были выведены из строя, остальные орудия все еще продолжали огонь. К 10.10 вся артиллерия ''Bismarck'' смолкла, над кораблем вырос огромный столб огня и дыма. Английский тяжелый крейсер ''Dorsetshire'', который только что присоединился к бою, выпустил по ''Bismarck'' 3 торпеды: 2 торпеды взорвались в левом борту и 1 – в правом, вызвав детонацию пороховых погребов. 27 мая 1941 года в 10.37 немецкий линкор ''Bismarck'' затонул в 400 милях западнее французского порта Брест. В результате этого боя ''Rodney'' получил лишь осколочные попадания. По пути домой линкоры ''Rodney'' и ''King George V'' были атакованы 2 немецкими самолетами. Оба самолета были отогнаны зенитной артиллерией английских кораблей и сбросили бомбы в море. Зенитная артиллерия ''Rodney'' добилась попадания в один из самолетов. Самолет стал терять высоту и скрылся из виду в 4 милях за кормой ''Rodney''. Выйдя из устья реки Клайд прибыл в Галифакс 10 июня 1941 года, после чего направился в Бостон (США) для прохождения необходимого ремонта. Ремонт закончился 12 августа 1941 года и ''Rodney'' отправился на Бермудские о-ва. 24 сентября 1941 года, согласно приказу, прибыл в Гибралтар и вошел в состав английского соединения ''H'' на Средиземном море. 27 сентября 1941 года в то время, как соединение ''H'' охраняло конвой, идущий через западную часть Средиземного моря, было получено сообщение о сильной итальянской эскадре идущей со скоростью 20 узлов на перехват конвоя. Английские линкоры ''Rodney'' и ''Prince of Wales'', крейсера и эсминцы были направлены на сближение с итальянцами. К 14.25 была замечена вся итальянская эскадра в составе 2 линкоров, 4 крейсеров и 16 эсминцев, однако вскоре итальянцы не ввязываясь в бой отступили и скрылись в гавани Неаполя (Италия). Английские корабли не смогли их догнать до наступления темноты и повернули назад. 16 октября 1941 года соединение ''H'' во главе с флагманским кораблем ''Rodney'' вышло из Гибралтара для прикрытия английского авианосца ''Ark Royal'', который должен был доставить самолеты на Мальту. Днем 17 октября 1941 года самолеты поднялись в воздух с ''Ark Royal'' и направились на Мальту, после чего соединение ''Н'' повернуло обратно в Гибралтар. 30 октября 1941 года получен приказ о переводе ''Rodney'' в Англию. 2 ноября 1941 года вышел из Гибралтара в Олтби (северо-западная Шотландия) и прибыл туда 8 ноября. Через несколько дней переведен в Хвальфьорд (Исландия) и до конца года 1941 года оставался там на случай нападения немецких кораблей на конвои.
Продолжение следует...
С уважением

От FVL1~01
К Frederick (03.03.2001 13:09:23)
Дата 04.03.2001 03:24:48

а как же торпедная атака Роднеем Бисмарка?

И снова здравствуйте
Да и кстати не грех бы и упомянуть Торпедную стрельбу 609мм торпедами Роднея по Бисмарку, оди то раз они предположительно попали, первый и последний раз в ВМВ (кроме крайне гипотетической торпеды с Худа) линкор стрелл торпедой по линкору
Подробности нужны ?
С уважением ФВЛ

От SVAN
К FVL1~01 (04.03.2001 03:24:48)
Дата 04.03.2001 05:15:49

Re: а как...

Хм, а не 622 мм?

СВАН

>И снова здравствуйте
>Да и кстати не грех бы и упомянуть Торпедную стрельбу 609мм торпедами Роднея по Бисмарку, оди то раз они предположительно попали, первый и последний раз в ВМВ (кроме крайне гипотетической торпеды с Худа) линкор стрелл торпедой по линкору
>Подробности нужны ?
>С уважением ФВЛ

От FVL1~01
К SVAN (04.03.2001 05:15:49)
Дата 04.03.2001 11:10:15

Торпеды, действительно загадка????

И снова здравствуйте
>Хм, а не 622 мм?
Вот кстати и статичтика в бою с Бисмарком выпущено 380 406 мм снарядов (пропусков залпа и отказов техники не было, пристрелка первого залпа осколочно-фугасными, затем второй и последующий залпы - бронебойными, 2й залп лег недолетом 18м, накрытие Бисмарка 3 им залпом, одно попадание в 8,54, после чего цель прочно удерживалась как артиллерийской РЛС так и оптическими директорами. второе попадание с Родней в 9,02 (1 башня), третье четко зарегистрированное в 9,12 (командно-дальномерый пост)), и 716 снарядов калибра 152 (примерно 90 процентов выпущенных (остальные пристрелочные болванки с дымовым маркером, вроде других в боекомплекте не полагалось ?, еще бли дистанционные гранаты, но те только по самолетам) - фугасные гранаты немотря на то что в начале войны у англичан было крайне мало фугасных снарядов и их берегли на случай атаки авиации (152 ммтровки считались поууниверсальными) или эсминцев). после 9,15 Родне выпускает с 45-50 секундным интервалом очередь из 6 торпед с 10 км дистанции, безуспешно, вторая очередь из двух торпед с дистанции 6800м, так же мимо. и лишь третья , с дистанции 3600 м из 4х торпед дала одно попадание а районе миделя Бисмарка. Кстати тут получается что на Роднее было торпед сверх штатного боекомплекта торпед Мк-1 (10 штук), где то либо неувязка, либо приняли еще две торпеды непосредственно в трубы?????, Странно все это. Родней немотря на некоторые свеедния, о том что торпедное вооружение демонтировано в 1938 году все еще нес два 609мм торпедных носовых аппарата, побортно (Демонтировали ТА кажется только на Нельсоне). Торпеда Мк-1 (609 калибра являлась развитием немецкой торпеды 600мм обр 1913 года), парогазовая, характеристик под рукой нет.
С уважением ФВЛ

От Exeter
К FVL1~01 (04.03.2001 11:10:15)
Дата 04.03.2001 14:53:28

А в чем загадка-то??

Здравствуйте, уважаемый FVL~01!

Британские торпеды MkI имели все-таки калибр именно 24,5" (622 мм), это Вы их с "Лонг Лэнсами" спутали. Никакого прямого отношения к немецким 600-мм торпедам они не имели. Кислородные 24,5" торпеды MkI разрабатывались с 1917 г именно для вооружения крупных артиллерийских кораблей по опыту Ютланда. Испытания проходили с 1920 г на эсминцах "Вивьен" и "Вэнок", приняты на вооружение в 1924 г. Этими торпедами планировалось вооружить "предвашингтонские" капитал-шипы проектов G-3 и N-3, но в итоге по известным причинам установили только на "Нельсоне" и "Роднее". "Родней" нес ТА вплоть до вывода из боевого состава флота в конце 1944 г, с "Нельсона" ТА были демонтированы в ходе ремонта зимой 1941/1942 гг. Нормальный боекомплект мирного времени был 10 торпед в погребе, в военное время дополнительно принимались еще 2 торпеды непосредственно в ТА. Так что "Родней" расстрелял по "Бисмарку" весь торпедный боезапас.

Вес торпеды MkI 5287 фунтов (2552 кг), вес заряда 742 фунта (т.е. аналогичен заряду британских 533-мм торпед), дальность стрельбы 15000 ярдов (75 каб) при скорости хода торпеды 35 уз и 20000 ярдов (100 каб) при скорости торпеды 30 уз.

С уважением, Exeter

От FVL1~01
К Exeter (04.03.2001 14:53:28)
Дата 05.03.2001 03:21:41

Ну значит в Апалькове две опечатки/ошибки на эту тему.

И снова здравствуйте
>Здравствуйте, уважаемый FVL~01!

И про калибр и про демонтаж в 38 году, поверил я ему а зря, надо было не полениться а дальше в шкаф лезть за Линейными кораблями Великобритании. Ох источник источник.
А про развитие от немецкой 600мм тровки так это из старой ГДРвской Торпедоваффен, помните такую Дружбовскую книгу за 6 рублей, год эдак 87
С уважением ФВЛ

От Frederick
К FVL1~01 (05.03.2001 03:21:41)
Дата 05.03.2001 09:23:44

Странные опечатки

>И снова здравствуйте
Доброе утро
>
>И про калибр и про демонтаж в 38 году, поверил я ему а зря, надо было не полениться а дальше в шкаф лезть за Линейными кораблями Великобритании. Ох источник источник.
>А про развитие от немецкой 600мм тровки так это из старой ГДРвской Торпедоваффен, помните такую Дружбовскую книгу за 6 рублей, год эдак 87

Был однако демонтаж в 1938-1939 гг, когда действительно 2 торпедных аппарата 24,5' были сняты и ничем не заменены. Как объяснить их появление - не знаю. Они могли быть возвращены в ходе ремонтов 9-29 декабря 1939 года в Ливерпуле, либо в конце августа-октябре 1940 года и 17 дек. 1940 - 13 янв. 1941 в Розайте.
>С уважением ФВЛ
С уважением

От FVL1~01
К FVL1~01 (05.03.2001 03:21:41)
Дата 05.03.2001 03:23:09

Одно радует своим умом допер куда засунуть две лишние торпеды :-))))))) (-)