От Dassie
К Сергей Стрыгин
Дата 13.04.2004 10:31:03
Рубрики WWII; Современность; Спецслужбы; Загадки;

Два замечания к слову.

1) Сергей, предыдущая дискуссия далеко вниз уползла, Ваш возможный ответ не видел, но повторю вопрос немного другими словами. Вы там привели заметку П.Лидова из "Правды" за 31 января 1944. В заметке есть слова польского военнослужащего Я.Мороза, сказавшего, что он попал в лагерь в окрестностях Смоленска осенью 1939 года (по-Вашему, речь идет о лагере 2-ОН). Мораль отсюда - лагерь-то под Смоленском для польских офицеров существовал аж с осени 1939! А что ж о нем ни слуху, ни духу нигде, кроме Сообщения комиссии Бурденко? И зачем тогда всякие Козельски, Осташковы и Старобельски, коли вот он, лагерь-то? Так и продержались в нем поляки до 1941, когда их немцы расстреляли. Или нет?

По-моему, заметка в "Правде" от 31 января 1944 года - большой прокол "версии Сталина".

2) Сегодня в польской газете "Жиче" опубликован мой текст (страниц 5-6 машинописных), где я упомянул, в частности, свой экспресс-опрос тут на ВИФе о Катыни, а заодно и высказался по сегодняшней ситуации с катынскими делами, - как я это понимаю, - в том числе и о Ю.И.Мухине. В общем-то, все, что хотел сказать, они напечатали (есть пара мелких ошибок, но это несущественно).
Вот адрес этого текста в интернете
(в бумажной версии добавлены три моих фотографии с раскопок в Медном в августе 1991 года в рамках следственных действий Главной военной прокуратуры СССР):

http://www.zycie.com.pl/opinie.php?id_tekst=33345#

Дасси.

От Сергей Стрыгин
К Dassie (13.04.2004 10:31:03)
Дата 14.04.2004 14:44:06

О заметке в "Правде"

>1) ... из "Правды" за 31 января 1944. В заметке есть слова польского военнослужащего Я.Мороза, сказавшего, что он попал в лагерь в окрестностях Смоленска осенью 1939 года (по-Вашему, речь идет о лагере 2-ОН). Мораль отсюда - лагерь-то под Смоленском для польских офицеров существовал аж с осени 1939! А что ж о нем ни слуху, ни духу нигде, кроме Сообщения комиссии Бурденко? И зачем тогда всякие Козельски, Осташковы и Старобельски, коли вот он, лагерь-то? Так и продержались в нем поляки до 1941, когда их немцы расстреляли. Или нет?

>По-моему, заметка в "Правде" от 31 января 1944 года - большой прокол "версии Сталина".

"Лагерь под Смоленском" в пос. Катынь, точнее, один из обычных лагпунктов Вяземлага на строительстве автодороги Москва-Минск, существовал как минимум с 13 февраля 1937 г.

Приказ по 6-му отделению Вяземлага


Первоначально в нем содержались обычные зеки, строившие это шоссе.

Однако, как известно, после сентября 1939 г. стройные ряды советских заключенных стали в больших количествах пополняться бывшими польскими гражданами, в том числе и бывшими офицерами.
В отличие от настоящего времени, суды и трибуналы в те годы работали быстро, имелось в наличии и работавшее еще быстрее ОСО при НКВД.
Законодательство также было пожестче нынешнего, поэтому нет ничего удивительного в том, что попавший в плен к РККА польский офицер уже через несколько недель после этого на вполне законных основаниях мог очутиться в обычном исправительно-трудовом ГУЛАГовском лагере с лопатой в руках.
Абсолютно законных поводов для осуждения военнопленного в то время было сколько угодно – попытки побега, сопротивление охране, бытовые преступления при нахождении на сборном пункте или в лагере для военнопленных и т.д.

Кроме того, Я.Мороза могли сразу отфильтровать от общей массы пленных офицеров еще на сборном пункте.
Ему осенью 1939 г. было 44 года, вполне могли иметься грешки за прошлую войну 1918-20 г.г. или за службу в 1920-1939 г.г.

Моя гипотеза относительно личности Я.Мороза следующая:

С осени 1939 г. в Вяземлаге начали появляться осужденные к исправительно-трудовым работам поляки.
Ян Мороз был одним из них, причем конкретно он попал именно на лагпункт в районе пос. Катынь.

5 марта 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о массовом осуждении решением ОСО к исправительно-трудовым работам бывших военнопленных польских офицеров, полицейских и т.д. из спецлагерей УПВИ НВКД и аналогичных контингентов из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии и направлении их на строительство автодороги Москва-Минск.
Такое решение явно нарушало положения Женевской конвенции 1929 г. «О содержании военнопленных» и, поэтому, руководство СССР приняло также и обычные для того времени меры сохранения секретности.
В частности, помимо общепринятой в то меры сохранения секретности в виде запрета переписки для осужденных поляков, из системы Вяземлага ГУЛАГА НКВД были выделены некоторые лагпункты, которым был придан особый правовой статус («лагеря особого назначения»).
По всей видимости, на этих лагпунктах, в том числе на Катынском, вообще не осталось никаких обычных советских зеков, а содержались лишь исключительно бывшие польские граждане, причем не только офицеры, но и рядовые военнослужащие, чиновники госаппарата, гражданские лица и священнослужители.
Первыми, кстати, стали поступать в «лагеря особого назначения» не офицеры из Козельского лагеря УПВИ НКВД в апреле 1940 г., а заключенные из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии еще в марте 1940 г. !

Пополнялись личным составом эти «лагеря особого назначения» всю весну и лето 1940 г., их формирование в целом завершилось лишь к концу сентября-началу октября 1940 г.
В частности, попали в эти лагеря и отдельные поляки, интернированные осенью 1939 г. в Литве и переданные Литвой летом 1940 г. Советскому Союзу (немцы эксгумировали и опознали тела некоторых из них в апреле-июне 1943 г.)

Ведомственная принадлежность этих «лагерей особого назначения №1-ОН, №2-ОН, №3-ОН» не ясна.
Я бы не отбрасывал сейчас вообще никаких версий.
Это могли быть и выделенные в отдельную структуру лагпункты внутри Вяземлага, и специально созданные подчинявшиеся напрямую ГУЛАГУ лагеря, и лагеря в системах других управлений НКВД (например, ГУШОСДОРА или ГУГБ ).
Нельзя полностью отбрасывать и версию (впрочем, достаточно маловероятную), что «лагеря особого назначения» действовали все-таки в системе Управления по делам военнопленных и интернированных НКВД.
Я бы не отбрасывал совсем без рассмотрения и даже такую дикую, на первый взгляд, версию, что «лагеря особого назначения» могли организационно подчиняться Наркомату Обороны !
(Какие-то невнятные намеки на вероятность такого развития событий содержатся в первом прижизненном издании воспоминаний сына Л.П.Берии Серго. Из последующих изданий воспоминаний С.Л.Берия это место убрали).

Так что заметка в «Правде» от 31 января 1944 г. – это не «прокол» в «версии Сталина».
Без сомнения, каждый сообщаемый факт и каждое слово в ней тщательно продуманы и, помимо достижения пропагандистского эффекта, были призваны замаскировать то, что совершенно обоснованно скрывало в то время руководство СССР – факт внесудебного массового осуждения в 1940 г. на принудительные работы большой группы польских военнопленных.

От серж
К Сергей Стрыгин (14.04.2004 14:44:06)
Дата 14.04.2004 16:26:17

Логику можете показать?

>Это могли быть и выделенные в отдельную структуру лагпункты внутри Вяземлага, и специально созданные подчинявшиеся напрямую ГУЛАГУ лагеря, и лагеря в системах других управлений НКВД (например, ГУШОСДОРА или ГУГБ ).

Зачем это нужно было делать?
Кстати, я Вам в ветке ниже описал структуру и взаимоотношения ГУШОСДОРа при проведении работ. Это управление занималось ТОЛЬКО организацией.

>Нельзя полностью отбрасывать и версию (впрочем, достаточно маловероятную), что «лагеря особого назначения» действовали все-таки в системе Управления по делам военнопленных и интернированных НКВД.

А в чем было их "особое назначение"?

>Я бы не отбрасывал совсем без рассмотрения и даже такую дикую, на первый взгляд, версию, что «лагеря особого назначения» могли организационно подчиняться Наркомату Обороны !

А почему не "Главсевморпути"? ))
Существует целый наркомат, где есть куча лагерных управлений, создается специальное управление по делам военнопленным, а НКО "взяло" и "создало" "лагеря особого назначения" под себя.
Это уже явный "перебор". ))

От Dassie
К Сергей Стрыгин (14.04.2004 14:44:06)
Дата 14.04.2004 16:18:23

Все-таки прокол.

>5 марта 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о массовом осуждении решением ОСО к исправительно-трудовым работам бывших военнопленных польских офицеров, полицейских и т.д. из спецлагерей УПВИ НВКД и аналогичных контингентов из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии и направлении их на строительство автодороги Москва-Минск.
>Такое решение явно нарушало положения Женевской конвенции 1929 г. «О содержании военнопленных» и, поэтому, руководство СССР приняло также и обычные для того времени меры сохранения секретности.
>В частности, помимо общепринятой в то меры сохранения секретности в виде запрета переписки для осужденных поляков, из системы Вяземлага ГУЛАГА НКВД были выделены некоторые лагпункты, которым был придан особый правовой статус («лагеря особого назначения»).

П.Лидов в заметке в "Правде" от 31 января 1944 г. пишет иначе:

"В сентябре 1939 года он [Яков Мороз] попал в плен в Красной армии и был доставлен в лагерь № 2 особого назначения.
Девять месяцев провел он здесь, в семи-восьми километрах от Козьих Гор."

По-Вашему же, лагеря особого назначения были выделены после решения ПБ 5 марта 1940 года про осуждение поляков к ИТР и направление их на строительство дороги?
И что это за решение, кстати?
Есть ли его хоть какие-то его следы хоть где-то - в перекрестных документах, выписках, протоколах и т.п.?

Создатели "версии Сталина" явно перестарались с заметкой в "Правде" от 31 января 1944 года.

От Добрыня
К Dassie (13.04.2004 10:31:03)
Дата 13.04.2004 12:09:30

Неустанно крепить вражду между народами!

Приветствую!
Нда уж...
С уважением, Д..