В этой инструкции сказано, что радиоигра проводится исключительно в интересах контрразедки, дезинформация же передается только для поддержания авторитета радиоточки.
Я, начитавшись Богомолова, считал, что основная цель радиоигры - передать ложные разведданные. Почему это не так? Потому что вся развединформация проверяется и заставить принять врага неверное решение все равно невозможно?
>Я, начитавшись Богомолова, считал, что основная цель радиоигры - передать ложные разведданные. Почему это не так? Потому что вся развединформация проверяется и заставить принять врага неверное решение все равно невозможно?
Это не вполне не так. радиоигры – это агентурно-оперативные мероприятия, заключавшиеся в установлении связи с противником от имени захваченных и перевербованных агентов-нелегалов и агентов-радистов для вскрытия его планов и намерений, перехвата каналов инфильтрации агентов, для продвижения дезинформации и выполнения других задач. Вот что об этом писали сами люди, организовывавшие и проводившие радиоигры с немцами: “Сущность радиоигр заключалась в использовании вражеских агентов с радиостанциями для дезинформации разведорганов и военного командования противника и проведения различных контрразведывательных мероприятий. В частности, радиоигры позволяли органам госбезопасности осуществлять агентурные комбинации по перехвату каналов связи разведывательных органов противника, выявление и ликвидацию их агентов, действовавших на советской территории, на внедрение органов госбезопасности в фашистские разведывательные органы и школы. С помощью радиоигр вскрывались планы противника, распознавались методы его работы и пресекалась подрывная деятельность вражеских агентов” (В. Я. Барышников, Д. П. Тарасов. Радиоигры. М.: Изд. ВШ КГБ, 1964. С. 8. Лексика первоисточника сохранена).
Радиоигры первоначально действительно задумывались исключительно в контрразведывательных целях, и фактически большинство их этим и ограничивалось. Однако в ряде случаев с их помощью удавалось вскрыть намерения германского командования, становившиеся понятными из направленности заданий перехватываемых агентов, их плотности на тех или иных направлениях и даже из дезинформации, с помощью которой абвер или СД пытались скрыть истинную обстановку. В случае ее разоблачения аналитики могли сделать вывод о том, какие именно действия она камуфлирует, что являлось су-щественным элементом уже не контрразведки, а разведки. Некоторые особенно масштабные радиоигры позволили продвинуться еще дальше и осуществить дезинформацию противника на тактическом и оперативном уровнях. За годы войны были проведены сотни подобных оперативных мероприятий длительностью от нескольких дней до нескольких лет.