>>2. СВОБОДНЫЙ (10.06.1942)
>Е:
>Фиг его знает. Как я понимаю, "севастопольские дела" 8-го авиакорпуса по кораблям никто подробно пока что еще не разбирал ни у них, ни у нас. BC/RS (Vol.2) утверждает, что "Свободный" потопили Не-111 из I/KG 100.
Вот тут следующая информация – вроде указывает на Ю-87. http://flot.sevastopol.info/ship/esminets/svobodniy.htm
В 8.00 последовали новые воздушные атаки. На смену Хе-111 пришли пикировщики Ю-87. Уже первые бомбы упали довольно точно: в 8-15 м от эсминца. От осколков на "Свободном" появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5-7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти.
Роковой для "Свободного" авианалет начался в 13.15. На эсминец набросились сразу 27 "юнкерсов": 15 зашли с носа и 12 - с кормы. Зенитчики открыли яростный ответный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100-250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две - в ходовой мостик, одна - в район первой трубы, одна - во 2-е машинное отделение, две - в кормовой мостик и две - в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, к тому же загорелся мазут, затем начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды... Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир - капитан 3 ранга П.И. Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ - покинуть судно. Вскоре после эвакуации личного состава от пожара взорвались торпеды в первом аппарате, а затем прогремели еще два взрыва - сдетонировал боезапас в кормовых погребах. "Свободный" лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.
>4. ТАШКЕНТ и БДИТЕЛЬНЫЙ (02.07.1942)
>Е:
>Удар наносился KG 76 и I/KG 100. Кто там какого типа кого потопил - вряд ли можно установить сейчас. Но поскольку Ju-88 было больше - то они более вероятны как бы :-))
http://flot.sevastopol.info/ship/lider/tashkent.htm
Но на следующий день, 2 июля 1942 года около 12 часов дня стоявший у Элеваторного причала корабль внезапно атаковали около 30 зашедших со стороны суши вражеских “юнкерсов”. “Ташкент”, получив два прямых попадания, лег на грунт. Из находившихся на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены.
Вообще-то, думается мне, что попасть с Хе-111 даже в недвижущийся эсминец практически невозможно, так что все-таки ето была KG. 76.
>5. МОЛОТОВ (03.08.1942)
>Е:
>Дело темное и неясное, поскольку с советской стороны есть разнобой в точной хронологии атак торпедных катеров и торпедоносцев, как я понимаю. Но вообще, практически все современные отечественные и западные источники приписывают торпедное попадание именно самолетам из 6./KG 26.
http://flot.sevastopol.info/ship/cruiser/molotov.htm
В 0.59 лидер, не дожидаясь крейсера, открыл огонь по Двуякорной бухте. В этот же момент немецкие береговые батареи, расположенные на мысах Ильи и Киик-Атлама. открыли огонь по "Молотову". Семь трехорудийных залпов легли с большой точностью, несколько из них накрыли крейсер- гитлеровцы, видимо, пользовались радиолокацией. В 1.05 при выходе "Молотова" к точке залпа по второму расчету исходных данных его сигнальщики вновь обнаружили слева на курсовом угле 20° торпедный катер. Крейсер увеличил ход и отвернув вправо, открыл огонь по катеру из автоматов.
Убедившись, что сохранить необходимое для точности стрельбы устойчивое маневрирование крейсера невозможно, командир бригады приказал отходить на юг 28-узловой скоростью. В 1.19 удалявшиеся от крымского берега корабли атаковал самолет-торпедоносец. Он приближался к "Молотову" с траверза левого борта. Командир крейсера М.Ф.Романов вовремя отвернул вправо, и торпеда прошла вдоль правого борта. Через 5 минут последовала одновременная атака уже двух торпедоносцев. Один шел на крейсер с правого траверза, другой - с левого курсового угла 110°. Из-за затруднявшего наблюдение лунного света второй самолет был обнаружен поздно. С расстояния 3-6 кбт "Молотов" открыл интенсивный огонь и начал циркуляцию влево, уклоняясь от правого торпедоносца, находившегося на курсовом угле 150° и сбросившего две торпеды. Одна из них прошла вдоль левого борта, а вторая в 1.27 попала в кормовую оконечность корабля справа. Правда, сам самолет тоже был сбит огнем кормовых автоматов крейсера. Торпеды, сброшенные вторым торпедоносцем также с правого борта, прошли за кормой "Молотова".
Сайт не ахти какой, но мне кажется, что во всех трех случаях описано достаточно правдеподобно.
>>4. ТАШКЕНТ и БДИТЕЛЬНЫЙ (02.07.1942)
>>Е:
>>Удар наносился KG 76 и I/KG 100. Кто там какого типа кого потопил - вряд ли можно установить сейчас. Но поскольку Ju-88 было больше - то они более вероятны как бы :-))
>
> http://flot.sevastopol.info/ship/lider/tashkent.htm
>Но на следующий день, 2 июля 1942 года около 12 часов дня стоявший у Элеваторного причала корабль внезапно атаковали около 30 зашедших со стороны суши вражеских “юнкерсов”. “Ташкент”, получив два прямых попадания, лег на грунт. Из находившихся на борту 344 человек экипажа 76 погибли и 77 были ранены.
>Вообще-то, думается мне, что попасть с Хе-111 даже в недвижущийся эсминец практически невозможно, так что все-таки ето была KG. 76.
В мемуарах командира "Ташкента" описываеться так:
В полдень 2 июля...
Потом установили, что это произошло почти ровно в двенадцать часов.
Ни в порту, ни в городе не раздалось сигналов тревоги. Но внезапно ударили наши зенитки, и сразу же загремели по кораблю колокола громкого боя.
Как был, без кителя, я выскочил из каюты на мостик. Увидел — на корабль пикируют самолеты. И в то же мгновение понял, что бомбы уже сброшены — их свист, нарастающий и зловеще близкий, слился с треском автоматов и пулеметов.
Прежде чем я успел что-либо сделать, где-то в корме раздался сотрясший весь корабль взрыв
>>>2. СВОБОДНЫЙ (10.06.1942)
>>Е:
>>Фиг его знает. Как я понимаю, "севастопольские дела" 8-го авиакорпуса по кораблям никто подробно пока что еще не разбирал ни у них, ни у нас. BC/RS (Vol.2) утверждает, что "Свободный" потопили Не-111 из I/KG 100.
>
>Вот тут следующая информация – вроде указывает на Ю-87.
Е:
Спасибо, мне это все известно. Проблема в том, что по советским источникам достоверно идентифицировать типы немецких самолетов практически невозможно, поэтому к таким вещам нужно относиться крайне осторожно и опираться главным образом на немецкие данные.
>>4. ТАШКЕНТ и БДИТЕЛЬНЫЙ (02.07.1942)
>>Е:
>>Удар наносился KG 76 и I/KG 100. Кто там какого типа кого потопил - вряд ли можно установить сейчас. Но поскольку Ju-88 было больше - то они более вероятны как бы :-))
>
>Вообще-то, думается мне, что попасть с Хе-111 даже в недвижущийся эсминец практически невозможно, так что все-таки ето была KG. 76.
Е:
Не понимаю - а какие сомнения в возможности попасть с Не-111 в неподвижную цель?? В данном случае и Не-111, и Ju-88 бомбили с горизонтального полета, так что разницы там, скорее всего, не было особой. В налете приняло участие примерно 25 Ju-88 из I/KG 76 и 20 Не-111 из I/KG 100. Просто советская сторона почему-то идентифицировала все принимавшие участие в налете на Новороссийск самолеты как Ju-88.
>>5. МОЛОТОВ (03.08.1942)
>>Е:
>>Дело темное и неясное, поскольку с советской стороны есть разнобой в точной хронологии атак торпедных катеров и торпедоносцев, как я понимаю. Но вообще, практически все современные отечественные и западные источники приписывают торпедное попадание именно самолетам из 6./KG 26.
>
Е:
Насчет "Молотова" то, что Вы процитировали - это текст Чернышева из выпуска "МК" по крейсерам типа "Максим Горький". Откуда там все это взято - непонятно, никакой ссылки нет. По времени второго столкновения с катерами, насколько я знаю, есть разнобой, поэтому без привлечения обширного корпуса документов с советской стороны и без прояснения точного времени атак ТКА с итальянской стороны вряд ли что можно прояснить.