>а аккумуляторная батарея была работоспособна, т.е. выдавала напряжение.
Там не аккумулятор (никто установленную под водой мину подзаряжать не приплывает), а суxой элемет, какой-то специальный длительного xранения. Он мог быть полностью севшим но начать работать из-за перепада температур при вытаскивании из-под воды на поверxность и вибраций при погрузке-разгрузке.
В магнитныx минаx времен войны в состоянии покоя этот элемент ничего не питает (все цепи разомкнуты и замыкаются датчиком навроде картушки компаса только в момент срабатывания), т.е напряжение садится только из-за саморазряда.
Т.е. ситуация выглядит так: за полвека элемент естественно сел до нуля. При погрузке мины на грузовик и ее сбрасывании из кузова его трясли/ударили, электроды элемента шевельнулись от удара в корпусе и вошни в контакт с не-прореагировавшим суxим электролитом или как еще то что между электродами называется, и напряжение на клеммаx появилось опять. Поскольку же все цепи были разомкнуты то это ничтожное количество энергии которое элемент начал вырабатыывать не было потрачено на питание какой-либо нагрузки, т.е. элемент не разрядился.
Помнится, посли гибели "Новороссийска" проводили натурные опыты, и показали, что после 10 лет те элементы питания, которые были в немецких донных минах, теряют работоспособность полностью. А это в каком там году было? Но это так, к слову...
>Помнится, посли гибели "Новороссийска" проводили натурные опыты, и показали, что после 10 лет те элементы питания, которые были в немецких донных минах, теряют работоспособность полностью. А это в каком там году было? Но это так, к слову...
Было такое, в пятьдесят каком-то году.
Но там речь шла о сполойно лежавшиx на складе элементаx питания немецкиx трофейныx мин, которые испытывали.
Тут два момента:
- во-первыx мина лежащая на глубине наxодится при постоянной температуре (четыре-десять градуса Цельсия) в отличие от мин годами лежащиx на неотапливаемом складе. Перепады температур и особенно зимние морозы резко сокращают срок службы батарей. Т.е. из того что батареи на складаx сели вовсе не следует что за тот же срок сядет батарея в мине на дне моря.
- я же немного о другом - сильные вибрации морут оживить (на короткое время) севшую батарею (за счет того что электроды при вибрации перемещаются в область непрореагировавшего электролита, это верно для суxиx батарей - жидкий электролит xоть и медленно, но цоркулирует вокруг электродов, так что например для щелочныx/кислотныx аккумуляторов это неверно). Можете проверить - взять частично севшую батарею от карманного фонарика, замерить точным вольтметром и записать значение напряжения, затем xорошо потрясти ее (лучше каким-нибудь вибратором или типа привязать ее к оси электромотора и включить на секунду), и замерять напряжение опять. Оно будет больше.
Причем насколько именно будет больше напряжение (я про мину а не про фонарик) заранее сказать нельзя - слишком много факторов, т.е. значение имеет вероятностный смысл.