От Kalash
К All
Дата 05.01.2004 09:29:22
Рубрики 1941;

Re: Предположим узнал...

Об этом отлично написано в фаетастическом романе Василия Звягинцева "Одиссей покидает Итаку". Там наши современники завладели телами Сталина и одного комкора и месяца за два до 22 июня подготовились к войне. Мне понравилось, как за 20 минут до вылета немцев, наши самолеты были в воздухе и ударили по немцам сверху, В итоге, если не ошибаюсь, немцев дальше старой границы не пустили.

От Константин Федченко
К Kalash (05.01.2004 09:29:22)
Дата 09.01.2004 16:51:18

(3)

> Еще садились опаленные огнем истребители первого эшелона, а навстречу им уже шли скоростные бомбардировщики "СБ" и пикировщики "Пе-2" под прикрытием "Чаек", на две тысячи метров выше - "Ил-4", а с превышением еще в километр - три полка "ЛАГГов" и "МИГов".

Полков Чаек, ЛаГГов и МиГов для этих задач уже нет - они ввязались в бой сразу. Если же считать, что по произволу автора (заранее - время-то у него есть) вся авиация округа перетасована, так что на аэродромах первой линии не было ни И-153 ни МиГ-3, а находились они все за пару-тройку сотен километров от границы - результат первого столкновения будет таким же тяжелым, каким был в реальности. Ибо из наличных готовых к вылету пяти сотен истребителей встретить противника смогут только около 200 И-16.
250 И-152 и "Чаек" И-153 будут (по сценарию автора) прикрывать три с половиной сотни СБ и Су-2 (Пе-2 так и останутся без экипажей на земле, да и было их 54 штуки - новых, но без экипажей).
64 исправных и имеющих экипажа МиГа (полк с бору по сосенке) обеспечат слабенькое сопровождение для 250 дальних ДБ-3, ДБ-3ф (автор упорно разделяет ДБ-3ф и Ил-4, хотя они одно и то же). Только вот как они их будут сопровождать? ДБ базируются глубоко в тылу, (Смоленск-Курск), им до цели выходить - пара часов. Придется заранее планировать точку встречи (чтобы иметь запас действий против аэродромов противника - где-то у границы), значит, МиГи должны будут ждать и кружиться где-то в довольно опасном для ожидания районе.
Кроме того - если эти события просходят на самом рассвете, практически в утренних сумерках - самолеты, вылетающие заранее, будут вылетать в сложных погодных условиях. Возможно, часть вылетов придется просто отменить, потому что большинство пилотов просто не смогут вылететь в темноте (к ночным полетам в общем и целом готовилась одна эскадрилья на полк).


> Все дальнейшее происходило как на плохих учениях, где заранее расписаны победители и побежденные.
> Взлетевшие на прикрытие своих избиваемых бомбардировщиков "мессеры" в упор наткнулись на волны "СБ" и ввязались в бой с "Чайками". Известно, что "Мессершмитт" превосходит "Чайку" в скорости на полтораста с лишним километров, но тут бой диктовался скоростями "СБ", и верткие бипланы, по маневру явно переигрывая немцев, при необходимости легко уходили под защиту огня своих бомбардировщиков.

Во втором воздушном флоте - три с половиной сотни истребителей. Никакое преимущество по маневру не поможет и прикрытие слабым оборонительным огнем трехлинейных пулеметов СБ не поможет - слишком велико преимущество противника в числе, тактике, силе вооружения. Ме-109 просто не будут ввязываться в невыигрышные тесные схватки, довольствуясь результативным отстрелом зазевавшихся СБ и И-153 с большого расстояния и на большой скорости.

> И пока воздушная карусель, стреляющая, ревущая моторами и перечеркнутая сверху вниз дымом горящих машин над самой землей медленно (триста пятьдесят километров в час) смещалась к западу, группы "Ил-4" и "ДБ-Зф" почти незамеченными проскочили выше и накрыли бомбовым ковром аэродромы, где только что приземлились остатки первой волны немцев.

Чтобы произошло такое невероятное совпадение по времени - необходимо всеведение о действиях противника и всемогущество в отношении своих действий. Автор, безусловно - всевластен в пределах своего текста. Однако в реальности так быть не могло. Произошло бы самое вероятное - часть дальних бомбардировщиков отклонилась бы от цели, часть была перехвачена противником и рассеяна (не имея достаточно сильного и автономно действующего истребительного прикрытия), наконец - остаток добрался бы до каких-то из аэродромов противника (а их было много десятков в Восточной Польше), может быть, и застал бы на них самолеты, но уж наверняка встретил бы мощный зенитный огонь. В итоге, неприцельно отбомбившись с большой высоты по району аэродромов, и понеся небольшие потери, ДБ вернулись бы на свою территорию. Маловероятно, чтобы после такого массированного вылета удалось все полки собрать для выполнения задачи в течение того же и даже следующего дня.

> Всегдашней слабостью германского командования, что кайзеровского, что гитлеровского, оказывалось то, что оно легко впадало в состояние, близкое к панике, при резком, непредусмотренном изменении обстановки.
> Вот и сейчас торопливые команды снизу заставили повернуть свои истребители на парирование новой непосредственной опасности. Воздушное сражение происходило на весьма ограниченном театре, и маневр силами не составлял труда. В иных обстоятельствах это могло быть и плюсом для немцев. Не исчерпав и половины своего запаса горючего, "Мессершмитты" повернули на запад, к своим базам, рассчитывая на значительный выигрыш в скорости. И успели перехватить бомбящие с горизонта "ИЛы".
> Ловушка сработала. С высоты на немцев обрушились "МИГи" и "ЛАГГи", как раз те самолеты, которые превосходили "мессеров" по своим тактико-техническим данным, и вдобавок с полным боезапасом.

Реально же, если бы такое невероятное совпадение произошло, такое малое количество МиГов (64) не представляло бы большой опасности для шестикратно превосходящего противника (ну, пусть после кровопролитных схваток начала дня - четырехкратно)

> Наконец-то, впервые за два года, люфтваффе почувствовали, что значит воевать хотя бы с равным противником.
> И, наконец, садиться выходящим из боя истребителям пришлось как раз в тот момент, когда к цели начали подходить приотставшие "СБ".

Очередное совершенно неправдоподобное совпадение по времени.

> В подобной ситуации, наверное, за всю мировую войну оказывались только японские летчики во время сражения у атолла Мидуэй.

Не знаю, не знаю - я с ними сакэ не пил...

> Когда же ожесточение воздушных схваток на какое-то время стихло - все, кому было суждено, догорали на земле, а уцелевшие, на последних литрах бензина, садились, кто куда мог, - в очистившемся небе появились "ТБ-3", массивные, неуклюжие и медлительные, но несущие огромный по тем временам бомбовый груз. Десятки тысяч мелких осколочных бомб они стали вываливать на разворачивающиеся в боевые порядки, только что начавшие форсирование границы гитлеровские войска.

сотня ТБ-3 - это, конечно, прилично. При максимальной загрузке - 500 тонн... А если мелкими осколочными - то по две самых крупных (РРАБ-1) под каждый из них ( и у каждой зона сплошного поражения осколками - круг радиусом 20 метров). Итого сотня ТБ-3 накроет осколками примерно 500 х 500 МЕТРОВ. Маловато будет, знаете ли.

> Мотопехота на грузовиках и бронетранспортерах, забившая все прифронтовые дороги, огневые позиции открыто стоящей артиллерии, танковые колонны - такая цель, что лучше и не придумать.

Цель-то цель, но на все цели никаких бомб не хватит.

>И потери сухопутных войск, еще даже не успевших вступить в боевое соприкосновение с частями Красной Армии, оказались для немцев немыслимо большими.
> ...Есть в объективных законах войны один, не до конца, кажется, проясненный закон, по которому ничем не примечательная точка фронта вдруг становится объектом приложения главных сил противоборствующих сторон и центром лавинообразного нарастания масштабов операций. Такими точками, например, становились Верден и Перемышль в первой, Сталинград во второй мировой войнах. Упорное сопротивление на одном участке вдруг вызывает у противника непреодолимую потребность подавить это сопротивление именно здесь, потребность ничем разумным не диктуемую.
(лирическое отступление про Сталинград скипнуто)
> Вот этот иррациональный закон и заставил командование люфтваффе бросать все, что у него было, в отчаянные воздушные бои над Белостоком, далеко превосходящие по ожесточенности битву за Англию.
> Рычаговская карусель, при которой две трети истребительной авиации округа непрерывно крутились над полем боя севернее этого, не такого уж значительного города, притягивала к себе все, чем располагали здесь сначала второй, а затем и части первого и четвертого воздушных флотов.

Судя по описанному исходу событий, бросать подкрепления приходилось бы скорее советскому командованию... Хотя делать это не так-то просто - радиус действия самолета куда меньше, чем протяженность театра. И перебрасывать надо авиаполки целиком, чтобы не создавать невыносимую нагрузку на наземные службы - а такие вещи на делаются в течение нескольких часов.

>И в этом как раз и заключалась для них главная стратегическая ловушка. Прежде всего, бои шли над советской территорией, значит, наши самолеты имели лишних полчаса по запасу горючего, во-вторых, "МИГи" значительно превосходили "Ме-109" по скорости на высотах и, ходя над главным горизонтом схваток, могли безнаказанно перехватывать их тогда, когда те пытались реализовать свой главный козырь - скороподъемность и маневр на вертикалях.

На практике МиГам очень редко удавалось реализовать такое превосходство.

>На горизонталях же "И-16" и "И-153" имели серьезное превосходство.

Как правило - в случае пушечного вооружения (а это было только примерно на трети машин), боя один на один или в малой группе и хорошей подготовки пилота.

> И, разумеется, все больше и больше срабатывал тот фактор, который немцы так и не научились учитывать - безусловное моральное превосходство русского, а теперь советского солдата.

Моральный фактор автор все-таки учитывает, и это безусловно радует.

> К двум часам дня обе стороны понесли очень тяжелые потери, наверное, самые тяжелые за все известные воздушные битвы современности.

Безусловно.

>Только если учесть, что по сравнению с предыдущим вариантом истории советская авиация в первый день войны потеряла самолетов в три раза меньше, а немецкая вчетверо больше, то реальный итог выглядел совсем иначе, нежели при чисто арифметическом подходе.

На самом деле, как видим, все обстояло бы намного хуже...

>Как под Курском в сорок третьем году был сломан хребет немецких танковых войск, так сегодня, 22 июня, может и не сломался, но крепко затрещал хребет люфтваффе.

насчет Курска - это, пожалуй, передержка. Но в любом случае - это не тема для другой ветки.

> Нельзя быть сильным везде, говаривал Наполеон, а может, и Мольтке -старший. Сейчас Рычагов вполне сознательно решил быть сильным в одном месте и ни разу не позволил своим комдивам выпустить самолеты меньше, чем полком, как и учил Марков. И плоды были налицо.

Вообще говоря, главный положительный итог описанных действий - просто то, что они были (действия) - полки получили приказы, плохие ли, хорошие, и ввязались в бой. В реальности те авиачасти, которые не подверглись ударам, долгое время находились в растерянности, не имея данных о происходящем, и не имея приказов.

> К вечеру немцы почти не летали, даже на поддержку своих штурмующих границу и избиваемых с воздуха войск.

Как бы это ни было смешно, но как раз на поддержку своих войск немцы и в реальности тратили минимум усилий. И так же как красноармейцы сетовали на отсутствие в небе самолетов со звездами, так же и противник жаловался на постоянные налеты красных и пассивность люфтваффе. В этом и была доктрина блицкрига - не прикрывать свои войска, а бить вперед, по самым уязвимым местам обороняющегося.

> А на ночь у него было и еще кое-что. Тоже из других времен. Собранные по всем учебным полкам и аэроклубам две сотни "У-2" и "Р-5". Опять же по совету Маркова. Пять групп по сорок машин для непрерывного воздействия по ближним тылам осколочными бомбами и просто ручными гранатами.

Не обязательно по аэроклубам - можно было и в войсках наскрести такое число ночных эрзац-бомбардировщиков. Только вот решение это не "из других времен", а хорошо забытое старое. И обходиться на У-2 придется скорее всего только ручным сбросом - оборудовать его бомбодержателями дело не пятиминутное.

> Вот примерно с семнадцати часов 22 июня и начало проясняться то, что история все-таки перевела стрелку.

А по-моему, стрелки тут кто-то другой двинул ;-) Сталин, мол, виноват -недоглядел.

С уважением

От Константин Федченко
К Kalash (05.01.2004 09:29:22)
Дата 09.01.2004 15:44:13

(2)

> В три пятьдесят загудел телефон и представитель штаба ВВС округа из Ломжи доложил, что слышит нарастающий гул многих авиационных моторов, а вот сейчас над ним плотным строем проходят девятки бомбардировщиков. Не меньше сотни, "юнкерсы"...

Итак, в 3-50 противник уже углубился на советскую территорию не меньше чем на 10 км (расстояние до Ломжи) - при этом штабист убедился лично, что это именно немецкие "юнкерсы", и только после этого начал звонить - самолеты пролетели еще километров пять. Время пошло на минуты - за каждую минуту бомбардировщики противника (со скоростью 350 км/ч) углубляются на 6 километров, приближаясь к целям. А кто-то уже оказался над своей целью.
Можно ли было засечь приближение самолетов заранее? В принципе - да. "видимость по горизонту для неподвижного поста ВНОС в благоприятных условиях 6-8 км и слышимость 10-12 км". Это дает фору по времени 1-2 минуты.
Кроме того, в войсках имелись импульсные радиолокационные станции на автомобильном шасси - около 45 РУС-1 (дальность обнаружения 17 км) и около 30 РУС-2 Редут (95 км).

> Несмотря на то, что иного этот ранний звонок сообщить не мог, именно в ожидании такого сообщения он и сидел сейчас на своей КП, Рычагов почувствовал нечто вроде невесомости. Даже слегка зазвенело в голове. Сдернув трубку соседнего телефона, он отдал короткий кодированный приказ командиру сорок первой истребительной авиадивизии генералу Черных, за ним - командирам сорок третьей Захарову и сорок пятой - Ганичеву.

Прошли еще секунды на передачу приказа и объявление тревоги. (Кстати, номера дивизий реальные, но истребительной была только 43-я, и только она была в ЗОВО. Но это мелочи.)

>По этой команде пошли на взлет

вспомним - экипажи сидят под самолетами. Для общего взлета в составе полка нужно запрыгнуть в кабину, запустить двигатель, выстроиться в очередь на взлетную полосу (может быть - и единственную, аэродромы-то в основном полевые), а после взлета (минимум - минута) - набрать высоту (примерно километр в минуту).

>все семьсот истребителей округа - "И-153", "И-16", "МИГи", "ЯКи" и "ЛАГГи".

(ЛаГГов не было, но это мелочи.) Исправных истребителей - около 900, но на них 626 экипажей, из них в воздух подняться могут 500, остальные сидят без самолетов. Итого - из тысячи имеющихся (исправных и неисправных) истребителей половина (!) останется на земле. (И переучиванием тут проблему не решить - не переучишь - останутся новые, переучишь - старые). Если до них успеют долететь бомбардировщики противника - останутся на земле насовсем. Успеют ли?....

На то чтобы службы ВНОС засекли противника и уверенно его опознали (пролетом над Ломжей), передачу приказа по цепочке от ком. ВВС округа до пилота, на взлет, набор высоты хотя бы два километра (чтобы не быть сбитым на взлете) - уходит в описанной обстановке в общей сложности МИНИМУМ 8-10 минут. Это если очень повезет. За это время самолеты противника уже пройдут от границы 50-60 километров, и окажутся над большей частью аэродромов.

>Из Белостока, Гродно, Кобрина - сразу же, из Минска, Барановичей, Слуцка и Пинска - через десять минут. Строго по графику.

Ну, аэродромы названы не совсем верно, хотя это опять мелочи. Главное в другом:

Истребители сконцентрированы в основном в приграничной полосе - не далее 100-150 км от границы (полки 9,10,11 сад). Итак, несмотря на все меры обеспечения внезапности - большая часть аэродромов попадет под первый авианалет до того, как истребители смогут ему организованно противостоять. Большинство - это значит, скажем, что до Лиды не долетят (54 И-16, И-152).
А вот сорок третья дивизия (видимо, полюбившаяся автору) - аж за 400-450 км от границы в районе Могилева - могла поднять в воздух одновременно 81 самолет И-16 и И-153. До нее тоже не долетят.


>И тут же начали раскручивать моторы пятьсот пятьдесят бомбардировщиков "ДБ-Зф", "СБ" и "ПЕ-2".

369 СБ и Су-2, 250 ДБ-3 и ДБ-3Ф - да, примерно так.

>Три сотни тяжелых "ТБ-3" пока ждали своего часа.

и правильно ждали - их на западном направлении было всего две сотни, из них взлететь могли лишь около ста.


> Самое-самое раннее летнее утро. Когда небо на востоке уже сильно зарозовело, а на западе еще темно-синяя мгла, когда просыпаются первые птицы и начинают что-то такое высвистывать и чирикать, а припоздавшие петухи торопятся докричать свое, когда густая роса насквозь пробивает модные брезентовые сапоги и, пересиливая запахи бензина, масла и нитролака, в кабины залетает ветер, пахнущий полевыми цветами и печным дымком из ближних сел и хуторов.
> Не воевать бы в такое утро, а, к примеру, ждать первых поклевок на Нарове или Припяти...

пейзаж - красота ))

> Замолотили воздух винты, взревели на взлетном режиме моторы, прижалась к земле под тугими струями воздуха седая от росы трава. Началось!
> ...С трехкилометровой высоты в утренней мгле на фоне сплошных лесов не сразу заметны плывущие внизу, километром ниже, ровные, как нарисованные на целлулоиде планшетов, девятки "Ю-88" и "Хе-111". А потом, как на загадочной картинке, где, когда присмотришься, ничего, кроме основного рисунка, уже не увидишь, все поле зрения заполнили идущие, как на параде, бомбардировщики. Взблескивают в восходящем солнце фонари кабин, туманятся круги винтов, за плитами бронестекла-флинтгласса сидят молодые, бравые, прославленные в кинохрониках "Ди Дойче вохеншау" герои сокрушительных ударов по Лондону, Нарвику, Варшаве, Афинам, Роттердаму, двадцати пяти- и тридцатилетние обер-лейтенанты, гауптманы и майоры, кавалеры бронзовых, железных и рыцарских крестов всех классов и категорий, готовые к новым победам и очередным наградам.

все-таки майоры и гауптманы были редко ))

> Четко идут, умело, красиво. И - без истребительного прикрытия. А зачем оно?

однако на самом деле истребители тоже участвовали в первом же вылете. В том числе, естественно, и в качестве прикрытия.

>Не курносых же "ишаков" бояться, что спят сейчас внизу и которым не суждено больше взлететь. Восемьсот должно их сгореть прямо на стоянках немногих действующих, давно разведанных, вдоль и поперек заснятых аэродромов. Еще четыреста будут сбиты в воздухе пятикратно превосходящим противником.
> Так все и было.
> Поэтому, надо думать, первое, что испытали герои люфтваффе, успевшие увидеть пикирующие на них "И-шестнадцатые" и "Чайки", - удивление. Искреннее и даже возмущенное. Так ведь не договаривались!

Действительно, странно. Как мы видели раньше, с приграничных аэродромов самолеты никак не успевали взлететь, да еще и так, чтобы занять положение выше нападающих бомбардировщиков.
А истребители 43 иад от района Могилева - еще на полпути. Да даже если бы и успели - небо большое, противника еще отыскать нужно, и идентифицировать. Без радиосвязи это сложно - поэтому жертвами таких ударов могли оказаться скорее всего как раз свои же самолеты.

> Ведущий полка свалился на крыло и, прибавляя тягу мотора к силе земного притяжения, обрушился вниз. Поймав в кольца прицела крутой купол пилотской кабины вражеского самолета, откинув предохранительную скобу с гашетки, майор впервые в жизни ударил огнем четырех стволов по живому, шевелящемуся там, внутри стеклянного яйца. "Юнкерс", с разнесенным фонарем и искромсанным пулями стабилизатором, нехотя накренился, медленно опрокинулся вверх брюхом, а потом, войдя в крутой штопор, посыпался вниз так стремительно и неудержимо, будто никогда и не умел летать.
> Может быть, эти три немца, уже готовившиеся, наверное, открыть бомболюки, оказались первыми жертвами последней гитлеровской авантюры. А уже через несколько секунд среди первых убитых в этой новой войне нельзя было определить, кто погиб раньше, кто позже.

> Сто шестьдесят первый авиаполк - шестьдесят два истребителя, сто шестьдесят второй - пятьдесят четыре, сто шестьдесят третий - пятьдесят девять, сто шестидесятый - шестьдесят: вся истребительная авиадивизия неслыханного после двадцать второго июня состава (в ходе войны дивизии были меньше, чем сейчас полки) обрушилась на бомбардировщики второго воздушного флота, нанося свой внезапный и страшный удар.

Тут автор очень точно описал состав 43-й истребительной дивизии. Только вот в воздух подняться могла лишь треть самолетов - дивизия была по сути дела "школой молодняка" - на 243 исправных самолета приходился 81 пилот, готовый к полетам в простых условиях, и еще 232 - новички, только прибывшие из училищ.

>И много, наверное, проклятий прозвучало в эти минуты в эфире в адрес своих авиационных генералов, господа бога и самого фюрера из сгорающих в пламени авиационного бензина и дюраля уст героев люфтваффе.
> Наверное, происходящее можно сравнить только с тем, что должно было произойти не с немецкими, а с советскими ВВС в это утро, когда пылали забитые рядами самолетов аэродромы, и те, кто не был убит сразу, еще во сне, в отчаянии матерились, глотая слезы бессильной ярости, или пытались взлететь под огнем, зачастую даже с незаряженными пулеметами.

Увы, но все ухищрения автора с тонизирующим шоколадом и ночной полировкой самолетов не увели последовательность событий от той, которая была в реальности....

> Наверное, первым ударом было сбито не менее полусотни бомбардировщиков. Но бой потерял стройность. Если бы на "ишаках" и "чайках" были рации, если бы летчики имели боевой опыт... Но таких (испанских, халхингольских, китайских) бойцов были единицы:

Строго говоря, боевой опыт (в основном, правда, финской войны) имела почти треть летного состава истребительной авиации. И, строго говоря,на "ишаках" и "чайках" рации все-таки были - но у командиров полков и у части комэсков. И - даже в реальной ситуации при первом же налете бомбардировщики противника понесли ощутимые потери. К сожалению, число сейчас назвать не могу.

>Строй полков и эскадрилий рассыпался, каждый начал свою личную войну, хорошо еще, если ведомые не теряли ведущих. Гонялись, догоняли, сбивали, но и сами попадали под огонь кормовых, верхних, нижних блистеров, расположения которых на юнкерсах толком и не знали отчаянные лейтенанты.

обычный dog-fighting - вполне типичная ситуация при столкновении больших сил авиации в ограниченном пространстве.

> Постепенно немцы начади оправляться от растерянности. Сбиваясь в тесные группы, вывалив вниз бомбовый груз, бомбардировщики разворачивались на обратный курс, прибавляли газу, огрызаясь плотным организованным огнем. И, натыкаясь на густые потоки трасс, вспыхивали и падали вниз верткие лобастые машины - гроза испанского неба.
> Но свою задачу они выполнили до конца. Сокрушающего и внезапного удара по ничего не подозревающим аэродромам, военным городкам, местам и складам у немцев не получилось.

даже если бы у автора "все получилось" - перехватить все бомбардировщики противника, нацеленные не на аэродромы, а на другие цели - было бы невозможно, потому что их надо было еще найти, и сделать это до нанесения удара по целям.

>Генерал Захаров докладывал Рычагову через час, что его дивизия, потеряв около сорока машин, уничтожила примерно сто пятьдесят - сто шестьдесят. Потери один к четырем. По сравнению с тем, что было - десять к одному, - успех блестящий. Примерно такое же соотношение выходило и по другим дивизиям.

реально при вводной автора истребители 9, 10, 11 дивизий частично были бы застигнуты на аэродромах, частично - вынуждены были бы вести бой на взлете, в "собачьей свалке". Большинство из 500 неспособных взлететь (неисправных и не имеющих экипажей)истребителей были бы уничтожены, 400 взлетевших также несли бы тяжелые потери. Однако потери противника в таком случае тоже были бы тяжелыми, причем более тяжелыми, чем в реальности.

> Даже как итог первого дня это было бы прекрасно, а на самом деле разыгрывался только дебют.

Реально дебют немногим лучше реальности. Продолжение следует.
С уважением

От Константин Федченко
К Kalash (05.01.2004 09:29:22)
Дата 09.01.2004 13:51:27

поехали (1)

>(...) Последние сутки Рычагов потратил на то, чтобы хоть в первом приближении осуществить идеи командующего.

Итак - допущение первое: дата нападения известна заранее со 100-процентной уверенностью. Чего в реальности быть не могло. Таким образом, фактор внезапности противника отбрасывается, даже заменяется на фактор внезапно сильного отпора.

>С вечера субботы все самолеты округа были на исходных позициях.

Таким образом - ВСЕ, то есть и неисправные. А таких было аж 232. Значит, если противник доберется до аэродромов - они будут уничтожены на земле. Наверное, ремонт можно было провести более интенсивно, но при этом не хватило бы сил и средств либо на приведение в порядок аэродромов и имеющейся исправной техники, либо на сборку, оснастку и наладку новой техники, прибывающей с заводов. Кроме того не сказано явно, были ли приняты меры по приведению в соответствие числа и уровня подготовки экипажей и техники ("кирпич бар, раствор йок"), и ускоренному обучению экипажей на новой технике.

>Подвешены бомбы и "РС", заряжены пушки и пулеметы, готовы к работе заправщики и машины-пускачи, экипажи сидят под крыльями.

Наземной техники на самом деле очень мало, поэтому как ни готовь ее к работе, обеспечить такое напряжение вылетов, как сказано ниже (пять-шесть вылетов), опираясь на аналогичные результаты люфтваффе - просто нереально. Экипажи сидят ночь под крыльями - значит, бессонная ночь и нервное напряжение сразу снижают эффективность.

> Всем пилотам выдан американский тонизирующий шоколад, полковые врачи имеют запасы фенамина и схемы его использования для поддержания сил летчиков.

Откуда "американский тонизирующий шоколад" и фенамин, да еще в таких количествах? было бы интересно узнать. Уж скорее было бы ожидать немецкого, хотя все-таки раньше луна превратится в зеленый сыр...

>Те, кто сегодня выживет, смогут сделать по пять-шесть вылетов, а значит, наши ВВС, на день 22 июня несколько превосходящие силы люфтваффе количественно, но уступающие им качественно, за счет невозможного для немцев боевого напряжения получат как бы тройное превосходство.

Именно пять-шесть вылетов было возможным, реальным и даже привычным для немцев боевым напряжением. Так что предпосылок к превосходству тут не видно. Считать нужно от числа самолетов с готовыми экипажами, способных одновременно подняться в воздух. А уж потом от уцелевших в первом вылете - смотреть, сколько из них смогут его повторить (по условиям состояния самолета, экипажа, аэродрома, наземных служб).

>Если же обратиться к идее стратегической внезапности, на которую и делают ставку гитлеровцы, то введя новый критерий - "стратегическая внезапность обороны", - наша авиация имеет великолепный шанс за первые сутки если и не завоевать господство в воздухе, то добиться такого паритета, который, с учетом морального перевеса, создаст возможность превосходства в ближайшие дни.

То, что предложено (как увидим ниже) - не внезапная оборона, а встречный бой. Есть известный аналог таких действий - артиллерийская контрподготовка 5 июля 1943 года за считанные минуты до начала действий противника. Да, такие действия дают преимущество по внезапности - вопрос в том, насколько эффективными будут последующие действия (через часы).

>И тогда вся идея блицкрига рухнет просто потому, что строилась она именно на этом - абсолютном господстве в воздухе! Наши войска, лишенные прикрытия сверху, видимые, как на ящике с песком, не знающие положения не только противника, но и своих соседей, геройски умирали, избиваемые с фронта, флангов, тыла и сверху! Пытались вырываться из клещей и мешков, тоже не зная - куда, в какую сторону. Не имели огневой поддержки, снабжения и связи - тоже поэтому. Из-за висящих над головой "юнкерсов", "хейнкелей", "мессершмиттов" и "фокке-вульфов". Кадровые дивизии растрепывались начисто на марше, не имея даже шансов дойти до соприкосновения с врагом - и все из-за этого трижды проклятого вражеского господства в воздухе. А как же иначе, если к полудню первого дня войны мы потеряли тысячу двести боевых самолетов?

С чувством сказано. Хотя и не всё и не совсем верно, но это уже детали.

>А если все будет наоборот?

Вот и посмотрим дальше (продолжение следует)

С уважением

От Dmitriy Makeev
К Константин Федченко (09.01.2004 13:51:27)
Дата 09.01.2004 14:09:28

Re: поехали

>> Всем пилотам выдан американский тонизирующий шоколад, полковые врачи имеют запасы фенамина и схемы его использования для поддержания сил летчиков.
>
>Откуда "американский тонизирующий шоколад" и фенамин, да еще в таких количествах? было бы интересно узнать. Уж скорее было бы ожидать немецкого, хотя все-таки раньше луна превратится в зеленый сыр...

Не иначе как отсюда :)
...Политработники под руководством комиссаров частей обходили машины. Они
заглядывали в полетные аптечки— все ли на месте? Есть ли предписанные
наставлением медикаменты и перевязочные средства? Заготовлены ли препараты
против обмораживания? Они, не стесняясь, открывали личные чемоданчики
летчиков, штурманов, радистов. Туда, где не хватало шоколада, они совали
плитки “Кола”. Незаполненные термосы отправлялись на кухню для заливки
кипящим какао. Не отрывая людей от работы, они совали им в карманы лимоны,
попутно, как бы невзначай, проверяя, надето ли теплое белье, не потерял ли
кто-нибудь в спешке перчатки, исправны ли кислородные маски.
Женщины — жены командиров — работали в аэродромной столовой. Горячие
завтраки упаковывались в термокоробки и отправлялись на машины по количеству
людей.
...


От Константин Федченко
К Dmitriy Makeev (09.01.2004 14:09:28)
Дата 09.01.2004 15:13:05

Шпанов, что ли? (-)


От Роман (rvb)
К Константин Федченко (09.01.2004 15:13:05)
Дата 09.01.2004 15:14:28

Он самый... Где бы фильму раздобыть ("Глубокий рейд")... (-)


От Владислав
К Роман (rvb) (09.01.2004 15:14:28)
Дата 10.01.2004 04:23:34

Возможность имелась... Но должный уровень энтузиазма проявлен не был :-( (-)


От Константин Федченко
К Kalash (05.01.2004 09:29:22)
Дата 06.01.2004 16:27:41

фигня полная

>Мне понравилось, как за 20 минут до вылета немцев, наши самолеты были в воздухе и ударили по немцам сверху.

после праздников могу разобрать по косточкам ))) кстати, в изложенном Вами виде всё еще более весело )) на самом же деле :

"В три пятьдесят загудел телефон и представитель штаба ВВС округа из Ломжи доложил, что слышит нарастающий гул многих авиационных моторов, а вот сейчас над ним плотным строем проходят девятки бомбардировщиков. Не меньше сотни, "юнкерсы"...
(...)Рычагов (...)сдернув трубку соседнего телефона, он отдал короткий кодированный приказ командиру сорок первой истребительной авиадивизии генералу Черных, за ним - командирам сорок третьей Захарову и сорок пятой - Ганичеву. По этой команде пошли на взлет все семьсот истребителей округа - "И-153", "И-16", "МИГи", "ЯКи" и "ЛАГГи". Из Белостока, Гродно, Кобрина - сразу же, из Минска, Барановичей, Слуцка и Пинска - через десять минут. Строго по графику. "

Так-то. Ощутите разницу.

С уважением

От Петров Борис
К Константин Федченко (06.01.2004 16:27:41)
Дата 09.01.2004 11:41:26

Константин, а чем закончилось? Результаты сего поднятия в воздух? (-)


От Константин Федченко
К Петров Борис (09.01.2004 11:41:26)
Дата 09.01.2004 11:52:47

ну, раз есть интерес - будем разбирать

"итоги дня":

===
К двум часам дня обе стороны понесли очень тяжелые потери, наверное,
самые тяжелые за все известные воздушные битвы современности. Только если
учесть, что по сравнению с предыдущим вариантом истории советская авиация
в первый день войны потеряла самолетов в три раза меньше, а немецкая
вчетверо больше, то реальный итог выглядел совсем иначе, нежели при чисто
арифметическом подходе. Как под Курском в сорок третьем году был сломан
хребет немецких танковых войск, так сегодня, 22 июня, может и не сломался,
но крепко затрещал хребет люфтваффе.
К вечеру немцы почти не летали, даже на поддержку своих штурмующих
границу и избиваемых с воздуха войск.

С уважением

От Дмитрий Адров
К Константин Федченко (09.01.2004 11:52:47)
Дата 09.01.2004 15:38:56

Непонятка

Здравия желаю!

> К вечеру немцы почти не летали, даже на поддержку своих штурмующих
>границу и избиваемых с воздуха войск.

Кто кого избивал?

Дмитрий Адров

От Петров Борис
К Константин Федченко (09.01.2004 11:52:47)
Дата 09.01.2004 12:53:11

ИМХО

Мир вашему дому

Но, судя по книге какого-то немца "Сталинские соколы..." - анализ действий советской авиации 1941-1945, уровень подготовки именно к воздушному бою наших летчиков привел бы к тому, что и наши бы тоже больше не летали... после 22-го июня Во всяком случае те 700, что взлетели. Если считать, что немцев шло 200-300 машин на бомбежку...

С уважением, Борис

От negeral
К Константин Федченко (09.01.2004 11:52:47)
Дата 09.01.2004 12:00:23

Кстати, сами немцы об этом и пишут. (-)


От Dmitri
К Kalash (05.01.2004 09:29:22)
Дата 05.01.2004 09:30:46

Отвратная книжка

А, типа, немецкая разведка хлопала лопухами.

От Kalash
К Dmitri (05.01.2004 09:30:46)
Дата 05.01.2004 09:54:05

Re: Отвратная книжка

>А, типа, немецкая разведка хлопала лопухами.
Да ладно Вам! Все же фантастика. А как вам погром устроенный английскому флоту в Черном море? Или добровольцы под Перекопом, атакующие с СВТ в руках? Есть в этом сериале неплохие места. Если все про пришельцев выбросить то читать можно.

От Dmitri
К Kalash (05.01.2004 09:54:05)
Дата 05.01.2004 10:00:01

Моё имхо - детский сад

Жалко времени.

Лучше Дэвидсона почитать - весьма понравилось.

От doctor64
К Dmitri (05.01.2004 10:00:01)
Дата 05.01.2004 23:09:59

Re: Моё имхо...

Ja-ja, Звягинцев. И-153 c мотор-пушкой и подвешенным Экзосетом, выносящие Айрон Дюка. Я столько не выпью. ;)

От Андрей
К doctor64 (05.01.2004 23:09:59)
Дата 07.01.2004 16:48:40

Re: Моё имхо...

>Ja-ja, Звягинцев. И-153 c мотор-пушкой и подвешенным Экзосетом, выносящие Айрон Дюка. Я столько не выпью. ;)

Уж лучше бы он про торпеды написал. Куда как больше толку было бы.

От doctor64
К Андрей (07.01.2004 16:48:40)
Дата 07.01.2004 19:50:27

Re: Моё имхо...

>>Ja-ja, Звягинцев. И-153 c мотор-пушкой и подвешенным Экзосетом, выносящие Айрон Дюка. Я столько не выпью. ;)
>
>Уж лучше бы он про торпеды написал. Куда как больше толку было бы.
И действительною Свордфиши смотрелись бы куда более уместно. Обслуживать/управлять вообще никаких проблем не составит, да и специалиста по обслуживанию аваторпед из жителя Югороссии 1920 года подготовить куда проще чем специалиста по обслуживанию Экзосета.

От Лейтенант
К doctor64 (05.01.2004 23:09:59)
Дата 06.01.2004 09:56:46

И не только они

>Ja-ja, Звягинцев. И-153 c мотор-пушкой и подвешенным Экзосетом, выносящие Айрон Дюка. Я столько не выпью. ;)

А во второй части марлезонского балета английскую эскадру топили Москитами с переоборудованного линкора при поддержке Ми-24.
Ждем применения тактического ядерного оружия тем-же автором ;-)

От Эвок Грызли
К doctor64 (05.01.2004 23:09:59)
Дата 06.01.2004 09:45:30

А разве у него не И-185 саксов топтали?(-)


От doctor64
К Эвок Грызли (06.01.2004 09:45:30)
Дата 06.01.2004 16:38:06

Re: А разве...

Именно Чайки. Типа как самолеты, с которым мог управится летчик времен первой мировой. Правда, куда он засунул пушку и как подвешивал Экзосет в книге не уточнялось. Равно как и то, что сможет сделать с броней дредноута этот несчастный Экзосет. Краску поцарапать?

От Бульдог
К doctor64 (06.01.2004 16:38:06)
Дата 08.01.2004 13:49:52

На форуме лордов даже картинка есть :D (-)