От Михаил Денисов
К Mole Man
Дата 24.12.2003 19:55:39
Рубрики WWII; Современность; Политек;

не удержусь, поправлю

День добрый
>>Кстати, что это такое "финноугорская символика", которая была на тверских монетах.
>
>У финно-угров есть своя символика и свои священные животные.
>Серебряные деньги Тверского княжества также несут изображение священных животных финно-угров - утки, медведя, змеи.
----------------
Змея ни когда не была священным животным финно-угров. Хотя могла быть чьим-то тотемом.

>Кстати, после присоединения Твери к Москве процесс избиения финно-угорских священных животных на монетах прекратился. Даже более того.
>По преданию угро-финнов (отражено в Калевале и бытует до Ханты-мансийского округа), мир родился оттого, что утка достала из мирового океана кусочек грязи и свила на нем свое гнездо.
-------------
не совсем верная трактовка. Утка (гагара ан масс)достает ил со дна по укзанию демиурга. который и творит мир.

Денисов

От Mole Man
К Михаил Денисов (24.12.2003 19:55:39)
Дата 24.12.2003 20:41:46

не удержусь, поцитирую

Кстати, забыл написать - в сказках все упомянутые священные финно-угорские звери просят у русского князя: "Не убивай нас, мы тебе еще пригодимся".
Ответ был нарисован на монетах этих князей - "Нет. Не пригодитесь".

>Змея ни когда не была священным животным финно-угров. Хотя могла быть чьим-то тотемом.

Сошлюсь на акад. Рыбакова, "Язычество Древней Руси", стр.278 и далее. Культ "змея" ("ящера", "коркодила") особо бытовал на северных озерах, и Рыбаков прямо связывал его бытование там с финно-угорской средой, ссылаясь на шаманские бляшки Северо-Востока и т.д. и т.п.
Браслеты "змейкой", "змеи/драконы" в оформлении изб, ковшов и т.д.. Пишет Рыбаков (стр.280) о некоем чудском "двуглавом ящере", который одной головой заглатывает заходящее солнце, а другой изрыгает его на восходе и т.д.
Культ "каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющем не более 3 пядей (60-75 см) в длину" описал еще путешествующий в Московию Герберштейн. Заметим, что на Тверских монетах князь рубит мечом "змея" (или "дракона") именно с лапами.

(К слову, этим летом и прошлым я снимал на видеокамеру занятный процесс, откуда на поверхности земли появляются "свеженькие" средневековые монеты. И вдруг неожиданно осенило, почему змеи были священными животными во всех древнейших земледельческих культурах - от Египта и Крита до Индии и Китая. Заснял даже одну драматическую сцену на эту тему :)
Но это уже офф-топ, хотите продолжим по мылу.)

>не совсем верная трактовка. Утка (гагара ан масс)достает ил со дна по укзанию демиурга. который и творит мир.

Б.А.Рыбаков "Язычество Древней Руси", стр.587:
"Согласно мордовскому варианту легенды, наиболее близкому территориально к Волжской Болгарии, мир произошел так: по первичному Океану плавала утка (гоголь, нырок), которая нырнула на дно, достала комочек земли и из этого комочка возникла Земля и все живое на ней."

Калевала, руна первая:
"Мало времени проходит,
Протекло едва мгновенье -
Вот летит красотка утка,
Воздух крыльями колышет,
Для гнезда местечка ищет,
Ищет места для жилища.
Мчится к западу, к востоку,
Мчится к югу и на север,
Но найти не может места,
Ни малейшего местечка,
Где бы свить гнездо сумела
И жилище приготовить.
Полетала, осмотрелась,
Призадумалась, сказала:
"Коль совью гнездо на ветре,
На волне жилье поставлю,
Мне гнездо развеет ветер,
Унесут жилище волны".
Мать воды то слово слышит,
Ильматар, творенья дева,
Подняла из волн колено,
Подняла плечо из моря,
Чтоб гнездо слепила утка,
Приготовила жилище.
Утка, та красотка птица,
Полетала, осмотрелась,
Увидала в синих волнах
Матери воды колено.
Приняла его за кочку
И сочла за дерн зеленый.
Полетала, осмотрелась,
На колено опустилась
И гнездо себе готовит,
Золотые сносит яйца:
Шесть яичек золотые,
А седьмое - из железа.
Вот наседкой села утка,
Греет круглое колено.
День сидит, сидит другой день,
Вот уж третий день проходит -
Ильматар, творенья дева,
Мать воды, вдруг ощутила
Сильный жар в своем колене:
Кожа так на нем нагрелась,
Словно в пламени колено
И все жилы растопились.
Сильно двинула колено,
Члены сильно сотрясает -
Покатились яйца в воду,
В волны вод они упали,
На куски разбились в море
И обломками распались.
Не погибли яйца в тине
И куски во влаге моря,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать - земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились..."

Вариантов легенды много, у каждого финно-угорского народа своя,- наверняка есть и "христианизированная" версия с демиургом. Почему бы нет?

С уважением, Mole Man xlt@narod.ru



От Михаил Денисов
К Mole Man (24.12.2003 20:41:46)
Дата 24.12.2003 20:54:42

Да, с калевалой вы правы

Приношу свои и т.д.
Демиург - это мифология обских угров, скорее всего этот персонаж возник под иранским, а не христианским влиянием.
На счет змей...еще раз проглядел очень неплохую книгу петрухина "Мифология финно-угров", змеиные мотивы в искустве есть у всех. но именно в список космогонических животных (как медведь, лось, утка) они не входят.
Денисов