От Evgeniy01
К All
Дата 10.12.2003 11:35:49
Рубрики Современность; Флот; Артиллерия;

Информация по поводу взрыва на Сенявине

Доброе время суток!

Общаюсь с кап.3 в отставке, который служил командиром 152мм. башни на Суворове (крейсер 68бис на ТОФе). Его рассказ отличается от того, что выдала комиссия (эпизод о взрыве башни описан в книге Морина о 68бис), а именно:
1) Комиссия - правое орудие носовой башни №1 пропустило выстрел (после срабатывания запальной трубки выстрела не произошло)и расчет башни сняв блокировки, открыл затвор, опустил зарядный стол со снарядом. Прибойник автоматически дослал второй снаряд (первый был в стволе). Заряд сплющило и он воспламенился. От его возгорания боевое отделение наполнилось дымом, второй снаряд влетел во внутрь башни, первый улетел из ствола, расчет погиб от газов.
2) По рассказу - командир башни чтобы продемонстрировать максимальный темп стрельбы отдал приказ достать из погребов заряды на три залпа. Заряды были поданы и раздеты (имеется ввиду снята асбестовая рубашка с зарядов). При заряжении пушки, орудие становится на фиксированный угол возвышения (12град.). На Сенявине орудие при подъеме на фиксированный угол встало, затем соскочило с защелки (по словам кап.3., это случалось не раз, т.к. мат. часть была достаточно изношена, например, Сенявин был уже учебным кораблем и башня №2 вообще была законсервирована). В момент когда орудие соскочило с защелки, подавался заряд (1,6м. в длину) и он был переломлен пополам, затем воспламенился. После воспламенились и 12 зарядов в башне. Расчет кинулся к выходу, но там помимо броневой двери, была противохимическая штора на 18 барашках. Кап.3 был лично знаком с командиром башни и корр. Кр.везды, который погибли в башне. Кап.3, говорит, что от людей в башне практически не собрали останков (буквально их разнесло по стенкам, извиняюсь конечно за страсти).
Я не оспориваю комиссию, тем более, что рассказ кап.3. - это косвенное свидетельство. Мне представляется, что от горения одного заряда (24кг. пороха)в стволе с открытым затвором 22 чел. в башне погибли бы от удушения газами, но кап.3. говорит что останков практически не было, что вполне м.б. при сгорании 12 зарядов (288кг. пороха) в ограниченном пространстве башни.
Кто что думает по этому поводу?

С уважением, Поломошнов Евгений.


От apple16
К Evgeniy01 (10.12.2003 11:35:49)
Дата 10.12.2003 12:21:39

Да еще что можно извлечь из мусорки

КЗ дает список погибших:

В этой страшной трагедии погибли 37 человек. Вот их имена: капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович, старший лейтенант Пономарев Александр Васильевич, лейтенант Белюга Александр Владимирович, лейтенант Марданов Валерий Ясавиевич, старшина 1-й статьи Бикбов Рашид Кутузович, старшина 1-й статьи Курочкин Анатолий Ильич, старшина 2-й статьи Аникин Иван Иосифович, старшина 2-й статьи Шикабутдинов Рамиль Саматович, старшина 2-й статьи Подолько Сергей Николаевич, старшина 2-й статьи Пономарев Виктор Федорович, старшина 2-й статьи Акуличев Виктор Сергеевич, старшина 2-й статьи Дадонов Александр Федорович, старшина 2-й статьи Виноградов Виктор Михайлович, старшина 2-й статьи Будаков Александр Петрович, старший матрос Кулунов Виктор Васильевич, матрос Гилазиев Фарид Гариевич, матрос Галкин Геннадий Николаевич, матрос Бородин Алексей Васильевич, матрос Болдырев Александр Евгеньевич, матрос Юдин Анатолий Борисович, матрос Золотарев Виктор Васильевич, матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич, матрос Свинин Александр Романович, матрос Сулейманов Наиль Мансурович, матрос Чергушевич Юрий Михайлович, матрос Архипенко Валерий Николаевич, матрос Ануфриев Александр Николаевич, матрос Шутов Леонид Семенович, матрос Пинчук Александр Степанович, матрос Ломаев Николай Александрович, матрос Костылев Виктор Антонович, матрос Матренин Анатолий Михайлович, матрос Носков Владимир Васильевич, матрос Проничев Николай Павлович, матрос Прудников Иван Васильевич, матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич, матрос Столяров Сергей Николаевич.


http://www.redstar.ru/2003/06/21_06/2_02.html

Интересное журналистское (т.е. не совсем достоверное в деталях)
свидетельство:


Взрыв главного калибра

Артиллерийский крейсер «Адмирал Сенявин» должен был по плану боевой подготовки выполнить зачетную стрельбу главным калибром на учебном полигоне в заливе Петра Великого.

13 июня 1978 г. к полудню на его борт прибыл целый десант писательской братии из Москвы и Ленинграда, также компанию им составили журналисты газеты ТОФа «Боевая вахта». Столичные гости оказались на крейсере не случайно. Дело в том, что двумя месяцами ранее на «Адмирале Сенявине» побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, а также министр обороны СССР Дмитрий Устинов и главком ВМФ Сергей Горшков. Они выходили в море на флотские учения, где наблюдали артиллерийскую стрельбу-пальбу воинов-тихоокеанцев, результатами которой остались глубоко удовлетворены.

С этого момента все и началось: на освященный высоким гостем крейсер двинулись целыми толпами паломники от журналистики и литературы, искусства и передовых трудовых коллективов, надоедая и мешая экипажу заниматься боевой подготовкой. Более того, незадолго до выхода крейсера на стрельбы на «Сенявин» «по стопам» Леонида Ильича прибыла из Москвы съемочная группа тележурналистов. Они возжелали отснять сюжет, как со столь знаменитого теперь крейсера провожают в запас отслуживших свой срок воинов. Столичным журналистам пошли навстречу и многих «дембелей» поувольняли, в т.ч. девять из 14 матросов и старшин из носовой башни главного калибра. И это буквально накануне ответственных боевых стрельб!

...В полдень 13 июня «Адмирал Сенявин», снявшись с якоря, взял курс к учебному полигону. В кильваторе следовал другой крейсер «Дмитрий Пожарский». В районе полигона, куда прибыли под вечер, стоял туман. Гостям сообщили, что первоначально будет произведена подготовительная стрельба главным калибром, а уж затем зачетная. Все оживились, т.к. никому до сих пор не приходилось присутствовать при таких событиях, и ватагой, получив «добро», рассредоточились в ходовой рубке. А спустя еще некоторое время послышались отрывистые команды. Крейсер вздрогнул всем корпусом: заработал главный калибр корабля. Залп! Залп! Залп!

Тем временем писательскую братию пригласили в кают-компанию ужинать. Все были в сборе за исключением собкора «Красной Звезды» капитана 2-го ранга Леонида Климченко (как потом станет ясно, Климченко упросит начальство и проникнет в башню главного калибра, чтобы все видеть своими глазами и сделать репортаж «изнутри», хотя посторонним во время стрельбы в артиллерийской башне находиться категорически запрещалось). Внезапно замигал свет в офицерской кают-компании, корабль содрогнулся. Залп!.. Эта началась зачетная стрельба.

Как вспоминал фотожурналист Василий Федорченко: «Когда началась зачетная стрельба, я выскочил из офицерской кают-компании и, взобравшись на марсовый мостик, стал снимать все подряд, дабы «схватить» наиболее удачный момент, чтобы залп «смотрелся». И вдруг что-то гулко ухнуло. Я поначалу ничего не понял. Потом смотрю: из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Раздались крики: «Затяжной выстрел...», «Взрыв в башне», «Щас рванут погреба!» Сразу же раздался сигнал аварийной тревоги. Забегали офицеры, матросы. Через несколько мгновений моряки аварийной партии, раскатав пожарные рукава, уже поливали башню из брандспойтов. Я успел еще отснять несколько кадров, но тут меня заметили и, запретив дальше фотографировать, погнали вниз. Шуганули и писателей, которые пытались было выйти на палубу. Мы собрались в какой-то каюте. Все в шоке, подавленные, но толком пока ничего не знаем. Через некоторое узнаем: из башни главного калибра матросы выносят трупы комендоров и складывают на юте. Одним из первых вынесли тело корреспондента «Красной Звезды» Лени Климченко... Наступила ночь, а останки погибших все выносили и выносили. У кого-то из матросов не выдержали нервы, и с палубы донеслось истеричное: «Не могу, не могу больше носить, смените меня...» Как чумные слонялись по коридору, из каюты в каюту писатели, прикуривая одну сигарету от другой...»

К утру крейсер «Адмирал Сенявин» прибыл в бухту Стрелок, встал к новому пирсу. Трупы с юта уже убрали. Всего погибло 37 человек. Все, кто находился в башне, а также те моряки, кто не успел выбраться из артпогребов и задохнулся от дыма. Писателям наконец дозволили заглянуть внутрь аварийной башни. Стены были черные, в копоти, все, что могло сгореть или обгореть — сгорело и обгорело. Потом журналистам «Боевой вахты» передали «командирские» часы Л.Климченко с обгоревшим ремешком, оплавленным корпусом и совсем расплавленным стеклом, чтобы они передали их вдове погибшего...

В Стрелке, где уже к этому времени собралось все командование ТОФа, один из адмиралов сказал и без того перепуганному и не пришедшему еще в себя творческому люду, дескать, вам, ребята, чертовски повезло: это, почитай, один из тех редких случаев в истории флота, когда после взрыва в башне главного калибра не рванули артпогреба...

Из документов расследования причин взрыва на крейсере «Адмирал Сенявин» 13 июня 1978 г.: «...При подаче электросигнала на производство 9-го залпа правое орудие башни №1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате этого произошло воспламенение заряда в каморе орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе...»

Не отправь командование в запас накануне стрельб опытных старослужащих комендоров, глядишь, беды бы и не случилось. Молодые же воины, не приобретшие еще необходимых навыков, когда возникла нештатная ситуация, попросту растерялись...

Погибших похоронили на берегу б. Стрелок. Командира крейсера капитана 2-го ранга В.Плахова и замполита капитана 3-го ранга

И.Спицина (в тот выход в море отсутствовал на корабле, т.к. был в отпуске), которым еще в апреле за успешную стрельбу Леонид Ильич лично вручал платиновые часы с памятной гравировкой: «От Л.И.Брежнева. 1978 г.», сняли и понизили в должности. После этого трагедию по обыкновению того времени предали забвению.


http://www.konkurent.ru/list.php?rub=12&indiv=852

От apple16
К Evgeniy01 (10.12.2003 11:35:49)
Дата 10.12.2003 12:10:48

Широкорад вот что пишет

13 июня 1978 года КРУ «Адмирал Се­нявин» проводил учебные стрельбы. Огонь вела лишь одна башня (№ I); вто­рая была законсервирована и не имела личного состава. Использовались прак­тические снаряды (то есть без взрывча­того вещества) и пониженно-боевые за­ряды. После восьми успешных залпов, на девятом, правое орудие не выстрелило. Такой случай был предусмотрен, и авто­матически включились две блокировки, не позволявшие открыть затвор. Однако расчет выключил блокировки, открыл затвор, и лоток со следующим зарядом установили в положение для заряжания. В результате автоматического включения привода прибойник до­слал новый снаряд в камору ору­дия, раздавив находившийся в ней заряд, и тот воспламенился. Струя раскаленных газов через зазор между досланным снарядом и каморой орудия прорвалась в боевое отделение. Старый снаряд вылетел из ствола и упал в воду в 50 м от корабля, а новый снаряд вле­тел назад в боевое отделение. В башне вспыхнул пожар. По приказу командира корабля капитана 2 ранга В. Плахова были затоплены погреба I и II башен. Огонь погасили штатными средствами пожаротушения, но погибли все, кто на­ходился в первой башне, включая кор­респондента газеты «Красная звезда» капитана 2 ранга Л.Климченко. Из 37 погибших 31 человек отравился окисью углерода, трое утонули при затоплении погребов и трое получили смертельные травмы.

Приказом министра обороны коман­дира крейсера и его заместителя по по­литической части сняли с должностей и назначили с понижением. Так же посту­пили и с командиром артиллерийской бо­евой части капитан-лейтенантом А. Шу­биным. Командир соединения контр-ад­мирал В.Варганов был предупрежден ми­нистром обороны о неполном служебном соответствии, получили взыскания и дру­гие должностные лица.

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1998_02/13.htm

В толстой книжке он дополнительно пишет что изношенность
орудий крейсера была незначительной (дает сколько всего сделано выстрелов).
Далее идет предложение о том что "адмиралы спрятали концы в воду"
(это нормально для данного автора).

То что публичная версия событий минимизировала последствия для начальства
(виноваты погибшие)
это очевидно - это нормальная практика.
Реальные результаты расследования видимо еще не находятся в открытом доступе.
Косвенно можно попробовать оценить это по мерам принятым на других крейсерах 68бис для избежания повторения случившегося.
(кроме дисциплинарных что-то еще видимо было)

Есть сайтец
http://kreiser-zhdanov.boom.ru/
там общаются выходцы с 68х - может кого там и расспросите.

От mmx
К Evgeniy01 (10.12.2003 11:35:49)
Дата 10.12.2003 12:01:11

Re: Информация по...

>но кап.3. говорит что останков практически не было, что вполне м.б. при сгорании 12 зарядов (288кг. пороха) в ограниченном пространстве башни.

А интересно какой объем башни? Зная сколько 1кг пороха выделяет газа (найти в сети, должно где-то быть) можно посчитать какое там создалось давление.