... комментарий Михаила Лютого (не путать с Лютовым) тоже не безупречен. Ляпов и в нем хватает.
Что касается критики конкретных деталей, то на сайте реконструкторской команды "XX легион" был очень хороший комментарий Мэттью Аммта (довольно известный в этих кругах товарисч). Но он (этот комментарий) быстро исчез. У меня случайно остался лишь русский перевод где-то 2/3 его текста. См. ниже.
**************
Обзор фильма "Гладиатор"
Мэтью Амт
Итак, начнем с позитивных моментов. Мне понравились декорации. Я заранее знал, что Колизей был наполовину сгенерирован на компьютере, и я не мог различить этого в фильме. Виду Рима с птичьего полета не помешало бы побольше дыма и красных черепичных крыш, но в остальном все было нормально. Африканский город тоже получился отлично, но конечно, его они не строили, а выбрали какую-то деревеньку и сняли. Армейские массовки были весьма впечатляющими. Сцена схватки на колесницах была занимательна и мимолетный кадр уличного театра был великолепен.
Насмотревшись перед фильмом рекламных роликов, я признаю, что шел в кино, настроенный на разочарование. По окончании первой сцены я прошептал другу: "Смотри. Не тот вид пшеницы!" Я-то шутил, но позднее мне сказали, что посеяна пшеница была явно рядовым посевом, а не посевом вразброс. Впрочем, через пару секунд мне стало ясно, что долго искать ошибки не придется.
Большинство доспехов были черными или коричневыми, и лично я терпеть этого не могу. Конечно, я не требую зеркальной полировки, как "Ermine Street Guard", но доспехи у солдата для того, чтобы он их чистил. Они были, достаточно, начищены и в хорошем состоянии. Аргумент "износа доспехов в затяжных кампаниях" - фигня. Много кампаний означает только то, что у солдат больше времени сообразить, как уберечь доспехи от ржавчины, и они чистили бы их и смазывали как минимум каждые утро и вечер. Щиты были приличной формы и даже с неплохими узорами на них, но все равно им не хватало яркости. А от грязи их защищали кожаные чехлы, которые снимали прямо перед битвой. (Я посмотрел эту сцену еще раз на DVD и заметил, что было достаточно много разноцветных щитов с начищенной бронзовой обивкой кромок и умбонами, но я не помню их в кино). Доспехи офицеров были, особенно, ярки, отполированы или же из посеребренной бронзы, и у каждого офицера была пара рабов, следящих за доспехами. (И на пиру доспехи СНИМАЛИ!).
Кто-то из киноиндустрии пытался меня убедить, что сияющие доспехи невыигрышно снимать, но это чушь. Снимали таких вещей предостаточно, смотрите фильм "Экскалибур"! А попытки объяснить коричневый и черный как кожу - это все равно, что кричать, что земля плоская. Особенно раздражали преторианцы своей чернотой - черные шлемы и доспехи, черная обувь, чудесные скутумы с длинным вертикальным ребром в республиканском стиле, черное на черном и миленькие маленькие черные плащики, а-ля, Дарт Вейдер. Ну даже если это "плохие персонажи" (каковыми в действительности они не являлись), неужели нельзя показать это какими-нибудь новыми методами, как, например, путем развития сюжета и персонажей? Вообще-то, первые преторианцы были показаны в пурпурных плащах, и я был так рад увидеть хоть какой-то цвет.
Большинство доспехов были неправильными по форме, хотя это было не так заметно. Во время схватки с колесницами, на людях Максима были великолепные кольчужные рубашки и превосходные щиты - синие с правильной начищенной бронзовой обивкой кромок и умбонами, и даже, с усилением. И на возницах были начищенные бронзовые анатомические кирасы и кавалерийские спортивные шлемы, прекрасно выглядевшие. Но там же были и конические средневековые шлемы, шлем типа Саттон-Ху, турецкий шлем XVII века с подвижным наносником и нечто типа кожаного доспеха на Максиме. Пара настоящих гладиаторских шлемов, которые я увидел, были коричневыми, как и большинство остальных, но на Максиме был нащищенный, выглядевший помесью шлемов Конана-варвара и Кота Самурая. Почему? Почему? Почему? Ну почему они так стараются сделать все НЕВЕРНО?? Там была слишком большая палица "утренняя звезда" XV века и всякая другая ерунда из "фэнтези". Максим, постоянно, МЕТАЛ свой меч! На многих легионерах было надето нечто вроде лорики, открытой со всех сторон, и пластины сужались, достигая низа, почти в точку. Ну и разумеется, у всех были наручи, что же это за комплекс такой у Голливуда, голых рук они, что ли, стесняются? Шлемы легионеров казались смешением разных типов и конечно же, обладали скосом с плавно искривленными назатыльниками, как обычный голливудский аттический шлем. Ну, преторианцам это бы еще как-то сошло, но у этих были аттические шлемы с добавленными большими плоскими назатыльниками! Сказать по чести, трудно так сразу заметить неправильности, но коричнево-черные цвета раздражают жутко. Скорее всего, большая часть всего была выполнена из пластика, так что им стоило напылить серебряную и золотую краски вместо коричневой и черной, и это бы выглядело настолько лучше! С другой стороны, мечи выглядели хорошо и были достойно отполированы.
Все охают и ахают по поводу битвы в начале фильма, и я признаю, что наступающий римский строй и толпы германцев впечатляли. Но подожженные стрелы и бензиновые бомбы - полный ИДИОТИЗМ! Огненные снаряды во влажном лесу? Острая стрела и так убьет человека, зачем пытаться поджечь его влажную шерстяную тунику-то? И создавать стену огня, которую потом римской же кавалерии пришлось штурмовать?! Ню-ню! А эти большие черные катапульты стреляющие большими черными гарпунами... Легионеры держали свои пилумы зажатыми под мышкой и не думали их метать. Их строй рассыпался и превратился в драку в баре, беспорядочную и неуправляемую. Тактический гений Максима был суммирован в его приказе: "По моему сигналу сметайте все." Какой лидер! Какая потрясающая тонкая смелость! Какой сценарий! А потом он сдал командование для того, чтобы вести кавалерию в бой. С пехотным-то мечом. В результате сражался без щита, что и продолжал, постоянно, делать на протяжении фильма. Ну а его восточный стиль боя больше подошел бы Джеки Чану. Многие германцы были фальшивыми, с большими фэнтезийными шипастыми топорами, в шкурах и мешковине, грязными коричневыми щитами и т.д. И кстати, почему это римляне пошли на войну зимой?
(Другие зрители указали мне на использование римлянами стремян, на триста-четыреста лет раньше срока и на то, что боевые кличи германцев подозрительно напоминали выкрики зулусов. Судя по всему, я пропустил немало деталей, пока вытирал слезы с глаз).
Да, я беспощаден ко всем деталям снаряжения, но, ведь, это же легче всего было сделать правильно и недостоверность никак не помогала сюжету. На веб-сайте Археологического журнала было опубликовано интервью с дизайнерами костюмов и вооружения. Один из них заявил, что они не могли найти никакой информации о том, как все это должно было выглядеть и они вынуждены были обратиться к другим периодам истории и додумывать. При этом, заметьте, они отказались от помощи как минимум одного британского общества реконструкторов, а об Интернете и вовсе не слыхали. В какие же книги они глядели? Комиксы "принц Храбрец" и афишу фильма "Спартак"? Подобные вопиющие ошибки не спустили бы ни одному киношнику, будь это фильм о Вьетнаме или Гражданской войне, так почему же позволено издеваться так над древностью и средневековьем? В любом случае, я интересуюсь такими деталями и обращаю на них внимание в первую очередь. Но не только.
Сюжет: Ни одному императору НИКОГДА не приходило в голову восстановить Республику!!! И ко II веку и сенаторов таких не осталось. Настоящий Коммод и вправду был выродившимся ублюдком, это они правильно показали, но он правил вместе с Аврелием примерно 3 года, пока последний не умер, и, судя по всему, убит не был. Коммод правил примерно 12 лет, убил свою сестру (возможно, ее звали Аврелия) и жену (жена упомянута?) перед тем, как его самого убил раб в ванной. Он, действительно, прошел гладиаторское обучение и любил отстреливать головы страусам с поднятой платформы в Колизее, но никогда не выходил на арену против настоящего противника.
В принципе, я не против введения вымышленного персонажа Максима, и не протестую по поводу небольших искажений и совмещений исторических деталей ради зрелищности фильма. Это нормально и всегда было. Но если ты новый император и хочешь убить очень популярного генерала, который весьма опасен, ты не отсылаешь его с парой шестерок, его перед твоими глазами в мелкие кусочки рубят, чтобы ты ТОЧНО ЗНАЛ, что он мертв! Ну и потом Максим просит "солдатскую смерть", которая, судя по всему, заключается в том, что коленопреклоненная жертва получает колющий удар мечом сзади в шею - что-что, простите? Это, надо понимать, поэтому, у римлян были такие большие назатыльники? В большинстве цивилизаций "почетным" считается удар в лицо, а не в спину! С первым преторианцем Максим расправляется так быстро, что никто не мог мне сказать, как он это сделал. И как он добрался из Германии в Испанию не встретив ни одного друга? Даже раны зажить не успели. И когда он обнаружил, что дом сожжен, а семья убита, почему он не обратился к дружественным соседям за помощью, перед тем как рабы так кстати переправили его в Африку? Еще очень это кстати получилось, что он не загремел на рудники или каменоломни. Остальной сюжет в большинстве своем предсказуем, бедный помятый жизнью герой добивается отмщения, преодолевая крайне неблагоприятные обстоятельства. Только одно изумило: Коммода убили на арене. Я все думал: "смеетесь, что ли, они бы никогда ТАКОЙ глупости не допустили". Допустили! Да, и еще довольно удивил тот факт, что Максим никогда не был в Риме - это будучи полководцем и, следовательно, сенатором. В I веке, например, сенаторам было ЗАПРЕЩЕНО покидать Рим без разрешения императора. Ну и всегда приятно наблюдать как тяжело вооруженные элитные солдаты в доспехах так плохо сражаются против голых героев, машущих стульями. А вы видели мужика, поваленного ДВУМЯ тиграми и после этого продолжающего сражаться? Потрясающе...
Мне прислали 5-6 е-мейлов с вопросами о татуировке SPQR. Это ерунда. SPQR означает "Сенат и Народ Рима" и использовалось на памятниках и официальных документах. К военному делу это не относится никак. Никаких сведений о том, что у солдатов были какие-то метки. Правда, позднее, их клеймили, дабы предотвратить дезертирство. Но генералы были сенаторами, и их бы не клеймили и татуровок бы никто не делал - зачем генералу дезертировать.
Глупейшее имя: "Сенатор Гай". (Римские имена не настолько сложны, но Максима они испоганили)...
Костюмы: Тоги были великолепны. Было весьма здорово видеть сенаторов в их белых туниках и тогах с пурпурной каймой. Хотя, если я не ошибаюсь, пурпурная кайма была положена только консулам и преторам. (Неважно!) Дофига длинных рукавов и ШТАНОВ, боже ж мой! Куча больших шейных платков, которые очевидно представляли собой солдатские focale, но выглядели как галстуки. Это хорошо, что гладиаторы максимовской школы были одеты в синие туники (ЦВЕТ! ЦВЕТ!), но они должны были быть подшиты, а не оборваны. Луциллу одевали во что-то странное, один раз даже в корсет XIX века. А Коммод разбирает бумаги в доспехах.