От Sanyok
К Alexsoft
Дата 08.12.2003 00:17:34
Рубрики WWII; Артиллерия;

Ре: Ст.сержант? А...

Да , старший сержант. По должности -пом. ком. взвода связи.
Дед жив , но ему уже 94 года , прогрессирующая деменция , поэтому спрашивать его сейчас - бесполезно , я в основном могу воспроизводить то , что он мне рассказывал когда был в более приемлемом состоянии.
Вот что , смог до сих пор :
Часть 1 (до ВОВ):
Призвали деда в армию в 31-м году. Попал в ОКДВА , в войска связи. Так как у него было образование 5 классов+ФЗУ направили его в школу младших командиров. Присягу принимал в Хабаровке , на площади их построили и все хором повторяли слова присяги "Я , сын трудового народа ...". На трибуне присутствовали командующий армией – Блюхер и комиссар Гамарник.
Из интересных случаев в учебке , рассказывал только как один раз , стоя на часах чуть не застрелил корову , когда та не отозвалась на окрик" Cтой , кто идёт."
После окончания школы младших командиров попал в 5-ю отдельную химроту, помошником командира взвода связи. Часть их распологалась в начале возле Благовещенска , затем близ Владивостока , а потом в Хабаровске. Перемещение части, дед объяснял тем, что часть была секретная , но солдаты , гуляя с девочками выбалтывали им где они служат , поэтому каждый раз меняли дислокацию.
Служба была тяжёлой , очень часто были учения, в ходе которых заражали месность ипритом , а потом ее чистили хлорной известью. А по жаре ходить в химическом костюме и противогазе – не сахар. Зато кормили очень хорошо. В день давали по 200 грам масла и по 400 грамм мяса. Мясо было в основном баранье , которое возили из Монголии. Когда часть одно время дислоцировалась в Хабаровске , иногда посылались группы бойцов на Амур , ловить рыбу , чтобы улучшить рацион. Хлеб без ограничений, белый и чёрный. Правда в 33м пришло очень голодное пополнение , по воспоминаниям деда “молодые” за неделю израсходовали месячную норму. Поэтому колличество хлеба стали нормировать. Вообще по рассказам деда из 7 лет , проведённых им в армии лучше чем на Дальнем Востоке его никогда не кормили. Во время службы в Владивостоке он иногда ходил в патруль по городу , старшим патруля. Вспоминает что очень часто приходилось разнимать драки между моряками и гражданскими. Про моряков говорит , что "бузили" они много , так как в город их выпускали очень редко. Причём очень часто бывало, что скажем повяжут они морячка и сдадут в комендатуру, а через час – два снова его в городе видят.

В конце службы их не хотели демобилизовать до тех пор, пока они не подпишут обязательство после армии поехать работать на Камчатку. Но они упёрлись и не сдались , хотя прослужили ещё лишних два месяца.

В начале сентября 39-го он получил повестку из военкомата , явится с вещами на сборный пункт в пятничанском лесу. Там формировалсь стрелковая дивизия. Дед попал на ту же должность , на которой был в срочную – пом. ком. взвода связи.
Где-то в середине сентября их погрузили в эшелоны И они поехали в сторону польской границы. Доехали до станции Подволочийск. Там передовые отряды , сняли польские пограничные посты и они вошли на территорию Польши. До сих пор дед уверен что они пришли помочь полякам отогнать немцев. По его рассказам они дошли до Варшавы , которая была окружена немцами и отогнали их оттуда(Мне думается , что скорее всего дед имеет в виду Львов , который действительно был окружён немцами 23.9.39 , но затем к городу подошли советские войска. А так как по договору Молотова-Риббентроппа Львов должен был отойти к СССР , то немцы были вынуждены снять осаду и отступить). На мой вопрос , а были ли срёзные стычки с немцами, он отвечал , а как же и артиллерия участвовала и танки. Несколько раз вскользь упоминал о том что при вступлении в Польшу по ним пару раз стреляли из окон домов.
О Польше дед рассказывал что она ему напоминала его дореволюционное детство: куча мелких лавочек , евреи с пейсами и в лапсердаках, синагоги. В Польше дед пробыл до декабря В декабре они погрузились на эшелоны и поехали. Куда едут, не знали. Доехали до Москвы , там выгрузились на какой то товарной станции, где их отправили в баню , а затем выдали им зимнее обмундирование – полушубки и валенки. Тогда им стало ясно что они едут в Финляндию. Эшелон их проехал Петрозаводск и встал на станции "Ладейное поле". Одновременно с их выгрузкой в соседний эшелон грузили раненных и обмороженных. По рассказу деда это были грузины в ботинках с обмотками. (Вообще дед всегда посмеивался над этим видом воинской обуви. Любил рассказывать: " вот идёт строй таких "обмоточников" , у одного портянка развязалась , другие на нее наступают , тот падает весь строй валиться. Смех да и только." Сам же он никогда ботинок не носил. В срочную службу (или как дед любил говорить в "кадровую" ) и во время "освободительных походов" носил сапоги , а в призыв во время ВОВ пришёл в армию со своими сапогами , лиш бы не заставили в ботинках ходить.
О финской войне дед тоже особенно не распостранялся. В основном рассказывал о жутком холоде , о том как им давали в обед горячий суп и ледяную буханку хлеба, которую приходилось резать чуть ли не пилой. Рассказывал о снайперах-кукушках, хотя сам их никогда не видел, но несколько человек в его роте было убито ими. Рассказывал также о укреплениях линии Маннергейма , которые были сделани из нескольких слоёв бетона в перемешку со слоями резины, так что снаряд от них отскакивал. (Это не соответствовало действительности, но рассказы подобного рода встречал во многих воспоминаниях).

После окончания Финской войны их перебросили на румынскую границы. В августе 40-го перешли границу в районе городка Могилёв-Подольский. Здесь , по выражению деда всё было спокойно , так как Румыния отдала Молдавию по договору(" для выравнивания границы"). В Молдавии пробыл около месяца. Там их часть занималась охраной строящихся аэродромов. Стройматериалы им возили молдоване на лошадях. По воспоминаниям деда вместо воды молдоване пили вино. По его словам оно было слабенькое и кисловатое , а так ничего.

От Sanyok
К Sanyok (08.12.2003 00:17:34)
Дата 08.12.2003 21:33:17

Продолжение

>Часть 2 (ВОВ):

В период ВОВ деда призвали в апреле 42-го , до этого у него была "бронь" железнодорожника.Сначала направили в учебный батальон инструктором. В батальоне он прослужил месяца три , а затем батальон расформировали и растасовали по разным частям. Дед попал в 1099артполк РГК. Рядом с их полком формировался 1100 артполк. В артполку дед попал на свою профессиональную должность – пом.ком.командира взвода связи. В полку были 122-мм пушки , а батареи были трёхорудийного состава. После сформирования их полк был направлен на Западный фронт , а 1100-й на Сталинград. Но по его рассказам до Сталинграда 1100-й не доехал, а был разбомблен по дороге. Их же полк до фронта доехал благополучно.

Фронтовые воспоминания:

1."Потрошение"
В конце 42-го – начале 43-го у них начали забирать людей и направлять в пехоту (так как по его словам в артиллерии потери намного ниже, чем в пехоте). В конце концов в его взводе из 30 человек осталось 18. Забрали даже командира взвода. (Кстати после этого и до конца войны дед был по сути комвзвода . Нового офицера во взвод так и не назначили, даже когда положение на фронте улучшилось). Хотели и его забрать но начальник штаба отстоял , так как не мог он оставить взвод вообще без командира. Поэтому чтобы "упрятать" его от "любопытных глаз" сделал его офицером связи. В течении месяца или двух , дед сопровождаемый автоматчиком возил секретные приказы между штабом полка и штабами стрелковых дивизий , которым придавался их полк. (Интересный момент – всё то время что дед был офицером связи, он утверждает , что носил погоны младшего лейтенанта . Когда же он вернулся обратно в полк , на свою старую должность , то снова стал старшим сержантом.).

2. Пополнения
Один раз к ним прислали для пополнения зеков, выпущенных из лагерей. Зеки были жутко худющие и совсем слабые. Комполка их быстро сбыл в пехоту , так как работать в артиллерии они не могли – из за дистрофии они были не в состоянии поднимать снаряды.

3. Дизертиры и штрафники.

Однажды после бомбёжки у него из взвода пропал один солдат , который только не давно прибыл на фронт. А через пару недель этого солдата привезли в полк под охраной. Он дизертировали и был пойман солдатами второго эшелона. По приговору трибунала его расстреляли перед строем.

Другой случаей старшина из их полка , баловался с трофейным автоматом и случайно выстрелив, тяжело ранил солдата. Трибунал приговорил его к штрафроте. Деду поручили отвести его туда, сопровождал его автоматчик из комендантского взвода. Штрафроту они искали дня два и нашли в каком то болоте.

4. Вооружение и техника.

Как уже писалось в полку были 122-мм пушки. Возили их американские тягачи. Дед ими всегда восхищался – "маленькие такие , а пушку легко тащат". Его же взвод своё имущество возил на грузовике “Студебекер”. Комполка ездил на “Виллисе” , друге офицеры- на грузовиках вместе с расчётами. Всю войну дед прошёл с карабином ( за исключением периода , когда он был офицером связи – тогда у него был “Наган”). В полку автоматы были только у комендантского взвода да у старшин батарей. Наводчики арт. расчётов были вооружены “Наганами”.

5. Курёзы.

Один раз по ним отбомбились свои же. Девушки–кукурузницы заблудились в темноте и по ошибке сбросили бомбы на них. Особого вреда бомбы не причинили – было трое-четверо раненных. Комполка с начштабом поехали к лётчицам “разбираться”. Потом начштаба рассказывал деду – настрочили лётчицы донесение командиру дескать уничтожена вражеская батарея.

6. Ранения.

Деду посчастливилось он не был только однажды контужен , хотя смерть ходила рядом – один раз когда ходил чинить линию связи накрыло их миномётным огнём. Один его напарник был убит , а другой тяжело ранен.
Контужен был во время бомбёжки. Вспоминает как его и ешё пару солдат взрывной волной просто швырнуло метров на десять – когда очнулся была просто "куча мала" лежали они друг на дружке, правдо без убитых обошлось.

7. Ложные батареи.

По воспоминаний практически каждый раз когда дислоцировались на новом месте строили ложные позиции – порубят пару деревьев , и поставят их будто это арт стволы, ешё для надёжности повесят пару шинелешек рядом и выроют пару землянок с накатами брёвен сверху.

8. Награды .

Дед награждён медалями “За отвагу” и “За боевые заслуги”. В детстве приставал к нему с расспросами за что получил , но он не очень любил на эту тему распостраняться.


9.Немецкие хитрости.

Во время наступления в западной Белоруссии немцы узнали точный час начала артподготовки. (На мой вопрос как это узнали? Дед усмехнувшись отвечал,: "А ты что думаешь , что только наши за языками ходили.") и в предверии наступления оттянули войска с линии фронта , оставив лишь пару пулемётчиков , для создания видимости фронта. А после того как , закончилась артподготовка – вернулись обратно в окопы. А тем временем после артподготовки с нашей стороны в наступление пошла польская дивизия. Тут немцы ее и положили. Дед как раз к началу наступления на командном пункте дивизии был (их полк предали дивизии на время наступления и он провёл к ним связь).

Немцы часто при отступлении оставляли бочки с метиловым спиртом . После нескольких случаев отравления , весь наеденный спирт пробовали на пленных.

10. Освобождение Белоруссии.

По воспоминаниям в Белоруссии целых деревень осталось очень мало. В основном натыкались они на сожённые деревни где были одни лишь трубы, а население жило в землянках .
Пойманых полицаев и старост отдавали на суд населению деревни. Т.е. если деревня утверждала что, староста особенно перед немцами не выслуживался, то его отпускали. В любом другом случае – вешали.

Минск по его словам был разбит полностью – целых зданий он практически не видел.

11. Власовцы.

Об русских , служивших у немцев дед практически ничего не рассказывал. Единственное упоминание о власовцах – бои за город Липштадт или Либштадт в Германии. По его словам бои были очень ожесточёнными , город переходил из рук в руки раз пять. Когда же немцев в конце концов выбили , оказалось что город обороняли власовцы. Те из них , кто сдались в плен были тут же расстреляны.

12. Германия.

По его словам в каждый город в Германии первыми входили штрафники , которые , по его словам там “бузили”. Контроль же над другими частями был строже , за марадёрство или изнасилование наказывали – штрафрота или расстрел.

Рассказывал как то в одном городишке решили расположиться они в одном доме . Проверили – дом пуст. Только начали располагаться , вдруг подходит пара немцев , мужчина и женщина. Мужчина несёт на вытянутых руках автомат. Приблизившись к дому положил автомат на землю. Подошёл к солдатам , стал им говорить, что это его дом , попросил взять кое какие вещи.

13. Союзники

Полк деда встретился с англичанами на Эльбе. О союзниках особенно не распостранялся , только рассказывал как стащили они у англичан чемодан, который “плохо лежал”. В чемодане оказались консервы шоколад.

14. Трофеи
По окончании войны солдатам разрешалось послать домой посылку весом не более 6 кг.
Что он послал домой - не помнил.

До меня дожили , привёзенные с войны:
серебрянный протсигар , офицерская планшетка и ложка из нержавейки , сделанная на заводе Круппа.

От VAF
К Sanyok (08.12.2003 00:17:34)
Дата 08.12.2003 00:30:14

Страшно подумать

сколько далеко идущих "выводов" можно сделать из этого рассказа ;-)))