>Был в старом "Танкомастере" - даж на обложке, ни и унутре в статье М. Коломийца об испанских БА.
есть еще фото но надо собирать до кучи с разных источников
"Наиболее интересными были бронеавтомобили, построенные в частной мастерской Филда («Construktora Field») в пригороде Барселоны. Они изготавливались из штампованных листов брони и отличались от остальных машин характерными обтекаемыми формами. По различным данным, было выпущено 10-12 таких броневиков."
Одной из особенностей гражданской войны в Испании являлось широкое использование броневых автомобилей. Объяснялось это не только маневренным характером боевых действий и хорошим качеством дорог, но и имевшейся в стране хорошей производственной базой. Как показал опыт первых боев, броневики ненамного уступали танкам, но были значительно дешевле и проще в обслуживании. Особенно активно развивалось бронеавтомобильное дело в республиканской зоне, где находились наиболее крупные промышленные центры.
Пионером в этом были заводы в Бильбао. В августе 1936 г. здесь наладили производство бронированных машин на шасси различных грузовиков. Количество построенных боевых машин было небольшим, все они отличались большим разнообразием. После захвата Бильбао франкистами — 20 июня 1937 г. — работы по бронированию прекратились.
Другим центром по производству броневиков была Каталония и Валенсия, где находилось большое количество различных промышленных предприятий и частных мастерских. Здесь первые бронированные машины начали строиться осенью 1936 г. без каких-либо проектов и чертежей, используя имеющиеся подручные материалы. 'Чуть позже работам по бронированию придали более организованный характер. Основной производственной базой стала Барселона, где находились филиалы фирм «Испано-Сюиза» и «Дженерал-Моторс». С конца 1936 года на заводах Барселоны изготовили несколько десятков броневиков. Тип их бронировки зависел от наличия броневого листа и возможностей предприятия-изготовителя.
Наиболее интересными были бронеавтомобили, построенные в частной мастерской Филда («Construktora Field») в пригороде Барселоны. Они изготавливались из штампованных листов брони и отличались от остальных машин характерными обтекаемыми формами. По различным данным, было выпущено 10-12 таких броневиков.
Другим интересным проектом был бронеавтомобиль на шасси «Испано-Сюиза» Т-69, который, помимо экипажа, мог перевозить до десяти солдат! Таких машин было построено всего несколько штук, броневые листы для них изготовил завод Sociedad Comercial de Hierros в Мадриде, сборку осуществлял филиал «Испано-Сюиза» в Барселоне. Любопытно, что на некоторых этих бронеавтомобилях ставили башни с разбитых Т-26.
Точное количество всех броневиков, произведенных на различных предприятиях, неизвестно. Они различались типом бронировки, вооружением, базовым шасси. Из-за несовершенства конструкции многие эти бронеавтомобили могли использоваться только для действий по хорошим дорогам и боев в населенных пунктах. Поэтому они не пользовались популярностью в танковых подразделениях республиканцев и большей частью использовались в составе пехотных частей. В испанской армии все эти бронеавтомобили получили прозвище «Tiznaos» — «Грязные» — из-за обилия надписей и лозунгов различных партий на их бортах.
Но помимо всех этих весьма несовершенных «бронтозавров», производились на испанских заводах и полноценные боевые машины, отвечавшие требованиям современной войны и составившие основу бронеавтомобильного парка республиканской армии. Этими броневиками стали UNL-35 и Chevrolet 1937.
В ноябре 1936 г. Комиссия по бронетанковому вооружению Испанской республики поручила полковнику испанской армии, советскому военному советнику Николаю Алымову спроектировать бронеавтомобиль по типу советских машин ФАЙ и БАИ. Разработка конструкторской документации осуществлялась на заводе № 22 Union Naval de Levante в Валенсии. В ходе проектирования броневик получил заводское обозначение «Trabajo № 35» («Проект № 35») или сокращенно Т-35. Впоследствии по первым буквам названия завода-производителя машина получила официальное обозначение UNL-35. Производство броневого листа для броневиков удалось наладить на заводе Atlos Hornos de Sagunto под руководством советского инженера Андриана Воробьева. Небезынтересно привести выдержки из отчета Н. Алымова, направленного в Москву в июне 1937 г.: «Я был послан на завод «Навалис» (завод Union Naval de Levante. -Прим, авт.) для производства бронеавтомобилей на шасси ЗИС-5. Так как шасси очень длинное, пришлось укоротить раму на 140 см, обрезать карданный вал и передвинуть задние рессоры. Броневой корпус частично сварной, частично клепанный на специальных угольниках. Низ машины бронированный, вооружение — два пулемета.
Производство броневого листа налажено на заводе «Сагундо» в Валенсии. Был взят химический анализ нашей и немецкой брони, и на основе этого проведены опыты по изготовлению брони с высоким содержанием хрома и никеля. В результате получилась хорошая твердая броня, которая при толщине в 10 мм не пробивается бронебойной пулей с 25 м. Кроме того, была изготовлена экранированная (двухслойная) броня путем склепки 7-мм броневого листа с 3-мм котельным железом. При стрельбе бронебойной пулей с 25 м пулей броня пробивалась, а на месте железа получалась вспучина. Все построенные бронемашины были покрыты экранированной броней.
В настоящий момент всего сдано 26 броневиков, из них десять с пулеметами Максима и 16 с пулеметами ДТ. Находится в производстве 200 шасси на заводах «Навалис», «Сагундо», «Торрес», «Девис». О строительстве броневиков хорошо были осведомлены мятежники, и после выпуска первых десяти машин заводы «Навалис» и «Сагундо» подверглись сильным бомбардировкам с воздуха».
Следует отметить, что существовало две основных модификации UNL-35 на шасси ЗИС-5. Они различались бронировкой двигателя и рядом других мелких деталей.
С лета 1937 г. до весны 1938 г. выпускалось примерно по пять-шесть UNL-35 в месяц. Затем, из-за сильных бомбардировок авиации франкистов пришлось эвакуировать производство бронеавтомобилей на завод Amat (г.Элда, провинция Аликанте). К этому времени поставки грузовиков из СССР прекратились, поэтому для производства UNL-35 стали приспосабливать другие шасси, главным образом «Форд» V8 и «Шевроле» (любопытно, что для бронировки использовали несколько шасси с правым расположением руля). Это, а также перебои с поступлением броневого листа, значительно снизили выпуск бронеавтомобилей, и только с сентября 1938 г. производство их начало возрастать и прекратилось в марте 1939 г., после разгрома испанской республики. Всего же за два года производства было построено более 120 UNL-35 ( из них более половины на базе ЗИС-5).
Почти одновременно с началом работ по изготовлению UNL-35 завод «Дженерал Моторс» в Барселоне приступил к проектированию более тяжелого броневого автомобиля. Новая боевая машина создавалась на базе трехосного шасси «Шевроле» SD по типу уже производившегося UNL-35 и советского БА-6. Первые образцы нового броневика, получившего обозначение ААС-1937 («Autometralladora Canon» — бронеавтомобиль с пушкой) или «Шевроле-1937», были готовы в апреле 1937 г. Корпус изготавливался из 8-мм брони, поставляемой с металлургического завода в Сагун-до, вооружение состояло из двух пулеметов (ДТ, Максима или MG-13). По возможности, на части броневиков устанавливали башни, снятые с разбитых и не подлежащих ремонту Т-26, БТ-5 и БА-6. До марта 1938 г. завод «Дженерал Моторс» выпускал примерно по четыре ААС-1937 ежемесячно. Но после того как франкисты отрезали Каталонию от основной территории Республики, начались перебои с поставкой броневого листа. Выпуск машин стал уменьшаться и прекратился в феврале 1939 г. Всего же за время производства республиканская армия получила чуть более 70 бронеавтомобилей «Шевроле-1937».
UNL-35 и ААС-1937 начали использоваться в боях практически сразу после начала их изготовления. Так, уже в мае 1937 г. они участвовали в подавлении восстания анархистов в Барселоне. К лету 1938 г. все бронеавтомобили UNL-35 и ААС-1937 находились в составе 1-й (Каталония) и 2-й (зона «Центр-Юг») бронетанковых дивизий республиканской армии. После разгрома Каталонского фронта (в феврале 1939 г.) около тридцати машин обеих типов вместе с остатками республиканской армии перешли французскую границу, где и были интернированы. В 1940 г., после оккупации Франции Германией, небольшое количество броневиков ААС-1937 поступило на вооружение частей вермахта и использовались на Восточном фронте (в частности, в боях под Москвой), где все были потеряны.
После разгрома Испанской республики в марте 1939 г. оставшиеся в строю броневики UNL-35 и ААС-1937 поступили на вооружение армии Франко, в составе которой прослужили до 1957 г.
1, Бронеавтомобиль UNL-35 (ранний вариант) во дворе завода Onion naval de Levante, февраль, 1937 г,
3. Один из вариантов «Tiznaos», изготовленный в Барселоне, декабрь, 1936 г,
4, Один из броневиков, изготовленный в мастерской Филда Арагонский фронт, 1937г.
5. Бронеавтомобиль захваченный франкистами в районе июнь, 1937 г, Судя по надписи на борту - UHP («Union de Hermanos - «Объединенная пролетарская партия»), машина принадлежала одному из отрядов этой партии,
6. Трофейный бронеавтомобиль «Испано-Сюиза» Т-69 с башней от танка Т-26 на параде франкистов по случаю освобождения Каталонии, Барселона, 21 февраля 1939 г.
7. Один из многочисленных броневиков, построенных в Каталонии, 1937 г,
8. «Tiznaos» на улице одной из испанских деревень, 1937 г,
9. UNL-35 на шасси ЗИС-5 (поздний вариант). Арагонский фронт, 1938 г.
10. Колонна UNL-35 на шасси «Форд» V8 из состава 2-й Бронетанковой дивизии на марше, лето, 1938 г. Башня броневика покрашена в цвета флага республиканцев,
11. UNL-35 на шасси «Форд» V8 у Центрального университетского гаража, Мадрид, 1939 г,
12. Бронеавтомобиль ААС-1937 интернированный на французской территории, Версаль, 1940 г,
13. Бронеотряд франкистов, Мадрид, 1940 г, В центре броневики ААС-1937: справа две машины с пулеметным вооружением, слева с башней отТ-26,
14. Бронеавтомобиль ААС-1937, состоявший на службе в немецком вермахте, захваченный бойцами Красной Армии, Западный фронт. Август, 1941 г,
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ UNL-35
Масштаб М 1:35
Чертежи восстановил и выполнил М.Коломиец.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРОНЕАВТОМОБИЛЯ UNL-35 (НА ШАССИ ЗИС-5)