От Алексей Мелия
К Рядовой-К
Дата 10.11.2003 11:45:53
Рубрики Евреи и Израиль; 1917-1939;

Re: Уничтожение евреев...

Алексей Мелия

>ИМХО - полная лажа. Конечно, евреи могли попадать под белый террор но тот АФАИК не носил геноцидального характера, а был по социально-политическим критериям.
>Среди "не принявших" Советы евреев было тоже не мало...;)

Антисемитизм занимал заметное место в идеологии "белых". А это практически неизбежно должно было повлечь расправы с евреями, пусть и без распоряжения командования.

Что касается организованного уничтожения евреев, то этим занималась "дивизия" барона Унгерна. Но ввиду малочисленности как самой "дивизии", так и еврейского населения Монголии и прилегающих территорий число жертв вряд ли могло быть значительным.


http://www.military-economic.ru

От СанитарЖеня
К Алексей Мелия (10.11.2003 11:45:53)
Дата 10.11.2003 12:58:54

Re: Уничтожение евреев...


>Что касается организованного уничтожения евреев, то этим занималась "дивизия" барона Унгерна. Но ввиду малочисленности как самой "дивизии", так и еврейского населения Монголии и прилегающих территорий число жертв вряд ли могло быть значительным.

"Еще в начале столетия в Забайкальском казачьем войске числилось около четырехсот «казаков иудейского вероисповедания». Из них Семенов сформировал отдельную Еврейскую роту, за что спустя двадцать лет выходивший в Эрфурте на восьми языках журнал «Мировая служба»даже обвинял атамана в «иудомасонстве». Вообще, в Сибири многие евреи служили в Белой Армии, занимали видные, вплоть до министерских, посты в омской и читинской администрации. Такое положение вещей Унгерн считал совершенно нетерпимым.

«В настоящее время, — писал он Молчанову, — Вам удастся осуществить свой план действий в отношении евреев, от которых даже на семя не должно остаться ни мужчин, ни женщин...»Но очень сомнительно, чтобы Молчанов мог вынашивать подобные планы. Официально ни один из белых генералов никогда не выдвигал лозунга тотальной борьбы с еврейством. Унгерн — единственное исключение. Для него евреи были не только виновниками революции, но и движущей силой той, как он говорил, «всеобщей нивелировки», которая погубила Запад, и противопоставить которой можно лишь религию, культуру, сам дух «желтой расы». Монголы и евреи казались Унгерну крайними антиподами, носителями полярного мировоззрения.
...
В Монголии даже преступников приговаривали к смерти лишь в исключительных случаях, а теперь людей убивали прямо на улицах. Рассказывали, что, когда одна молодая еврейка, спасаясь от насилия, бритвой только что убитого мужа перерезала себе горло, ее тело, за ноги привязанное веревкой к седлу, протащили по всему городу и выбросили на свалку.

Но верность и преданность монголов Унгерн ценил справедливо. В одной еврейской семье, поголовно вырезанной казаками, нянька-монголка успела схватить младенца, побежала с ним в церковь при бывшем русском консульствеи упросила священника тут же его крестить. Вломившимся следом казакам было сказано, что ребенок уже христианин, тогда они в ярости зарубили его спасительницу.

Еврейские дома в Урге не были выделены в особый квартал наподобие тибетского. Евреи жили в зданиях русского типа, а они, если не считать Консульского поселка, были разбросаны по всему городу, вперемешку с юртами и фанзами. Разумеется, находились доносчики, тем не менее отыскать евреев оказалось не так-то легко. Все случившееся было для них полной неожиданностью, но с началом погрома некоторые еврейские семьи все же успели покинуть свои дома. Не то одиннадцать, не то двадцать евреев — мужчин, женщин и детей — нашли убежище у прославленного Тогтохо-гуна. Наверняка, они обратились к нему сознательно и не ошиблись в выборе. Еще при жизни ставший национальным героем, этот суровый воитель всеми почитался за образец благородства и рыцарских добродетелей. От политики он давно отошел, большую часть года проводил в степи, но в столице у него был свой дом. В нем или в стоявших во дворе юртах и были спрятаны бежавшие к Тогтохо-гуну евреи.

Между тем об их исчезновении стало известно в штабе Унгерна. Начались поиски. Впрочем, сам барон в них участия не принимал. Единожды решив судьбу ургинских евреев, дальнейшее он передоверил полковнику Сипайло, исполнявшему при нем обязанности начальника контрразведки. Но, несмотря на все его старания, найти беглецов не удавалось, хотя ясно было, что они где-то в городе. Тогтохо-гун, его родичи и данники свято хранили тайну. Все дело погубил случай.

В то время в Урге жил богатый корейский эмигрант, доктор Ли. В городе его знали все, он был фигурой заметной — отчасти потому, что имел автомобиль. И многие знали, что недавно доктор Ли потерял умершую от тифа обожаемую трехлетнюю дочь. Может быть, слышали о ее смерти и укрывшиеся у Тогтохо-гуна евреи. Но они не подозревали, что эта маленькая мертвая кореянка станет причиной их собственной гибели. В ирреальном мире тех месяцев сцепления человеческих судеб были непредсказуемы, кровавая фантасмагория становилась нормой жизни.

Когда Унгерн занял Ургу, Ли стал хлопотать о разрешении выехать в Китай, но получил отказ. То ли он был связан с тайными обществами, боровшимися за освобождение Кореи из-под власти Токио, и задержать его рекомендовали состоявшие при штабе барона японцы, то ли сам Унгерн не хотел выпускать на восток свидетеля ургинского погрома. Еще вероятнее, что Сипайло просто зарился на принадлежавший Ли автомобиль. Тогда он задумал бежать на этом автомобиле.

Неизвестно, каким образом о его намерениях узнали в доме Тогтохо-гуна, но укрывшиеся там евреи решили воспользоваться случаем, чтобы переслать письма своим родственникам и знакомым в Маньчжурии. О чем были эти письма, нетрудно догадаться. Скорее всего, в них содержались отчаянные просьбы обратиться за помощью к японцам, к западным консулам, к Семенову или другим белым генералам — словом, к любому, кто мог бы повлиять на Унгерна. Надежда вполне иллюзорная, но иных не оставалось. Правда, с технической стороны замысел вовсе не был таким безнадежным, как кажется на первый взгляд. По Калганскому тракту от Урги до китайской границы — около 600 верст, три дня пути на автомобиле. Обратную дорогу, пользуясь подменными лошадьми на «уртонах», гонец мог одолеть примерно за тот же срок. Если даже накинуть неделю на хлопоты в самой Маньчжурии, можно было надеяться, что за это время ничего непредвиденного не произойдет.

Неважно, за деньги или из сочувствия к несчастным, но Ли согласился взять письма. Все было готово к побегу, когда в последний момент о его планах кто-то донес. К нему пришли с арестом и во время обыска неожиданно обнаружили в шкафу мумифицированное детское тельце в маленькой ванночке. Оказалось, что Ли, не в силах расстаться с умершей дочерью, набальзамировал и сохранил ее тело. Обложенная засохшими цветами, девочка выглядела как живая. Изумление, охватившее всех, было прервано криком хозяина дома. На коленях умоляя не отнимать у него бесценную мумию, Ли во всем признался, отдал письма евреев и сказал, у кого они прячутся. Это его не спасло. Он был арестован и расстрелян, а перед Сипайло вста-

ла непростая задача: захватить евреев и в то же время повести себя достаточно корректно по отношению к Тогтохо-гуну. Его слава и влияние на монголов исключали возможность прямого насилия.

О том, что произошло дальше, рассказывали по-разному, но в целом картина складывается приблизительно следующая.

Видимо, когда сам Сипайло или кто-то из его помощников явился к Тогтохо-гуну, тот поначалу все отрицал. Обыскивать дом не посмели. Чтобы получить доказательства пребывания там евреев, за домом установили тайное наблюдение. Вскоре доказательства были получены и предъявлены; Тогтохо-гун вынужден был признать, что действительно прячет у себя евреев, но выдать их отказался. В Монголии законы гостеприимства священны. Князь заявил, что принял этих людей под покровительство и отдать их на верную смерть — значит для него покрыть свое имя «несмываемым позором». При всей кажущейся театральности этих слов они, вероятно, именно так и прозвучали. Тогтохо-гун был порождением того мира, которым так восхищался Унгерн и основы которого им же самим и были подорваны.

Княжеский дом пользовался абсолютной неприкосновенностью, Сипайло вновь пришлось отступить. Но отныне всем стало понятно, что рано или поздно сопротивление Тогтохо-гуна будет сломлено. Евреи уже осознали свою обреченность. В этой ситуации Сипайло умело сыграл и на их подавленности, и на том естественном чувстве благодарности, которое они испытывали к своему спасителю.

В одну из ночей к его дому подъехала группа казаков, действовавших, как можно предположить, якобы не по приказу, а по собственной инициативе. Не то они вызвали князя на крыльцо, не то просто кричали под окнами, угрожая пристрелить его, если он не выдаст спрятанных «жидов». Вряд ли казаки решились бы исполнить эту угрозу. Похоже, что вся затея была не более чем ловкой провокацией, но расчет Сипайло оказался точен. Не выдержав, евреи сами вышли из дома, чтобы не увлечь за собой в могилу и Тогтохо-гуна.

Выходя на улицу, они готовились к немедленной смерти, но этого не произошло. К тому времени Унгерн вынужден был принять в расчет недовольство высших лам, чиновничества и самого Богдо-гэгена. Теперь евреев, уцелевших в первые дни погрома, не убивали на месте, а отводили в комендантство, где царил полковник Сипайло.

Сам Унгерн принадлежал к известному в XX веке типу палача-идеалиста. Вид физических страданий его жертв не доставлял ему удовольствия, скорее вызывал отвращение. Но Сипайло был существом совершенно иной породы, и евреям, арестованным у Тогтохо-гуна, предстояло пережить перед смертью самое страшное.

«Когда, — вспоминает Волков, — стали доходить слухи о невероятных пытках и насилиях над женщинами, а вскоре тела замученных выбросили недалеко от города, всем стало ясно, что это не погром, не «стихийный взрыв народной ненависти к евреям», а узаконенное гнусное убийство».
...
Из еврейского населения Урги было убито, как считает Першин, около пятидесяти человек"
http://militera.lib.ru/bio/yuzefovich/index.html


От Евгений Путилов
К Алексей Мелия (10.11.2003 11:45:53)
Дата 10.11.2003 12:04:58

Re: Уничтожение евреев...

Доброго здравия!

>Антисемитизм занимал заметное место в идеологии "белых". А это практически неизбежно должно было повлечь расправы с евреями, пусть и без распоряжения командования.

>Что касается организованного уничтожения евреев, то этим занималась "дивизия" барона Унгерна. Но ввиду малочисленности как самой "дивизии", так и еврейского населения Монголии и прилегающих территорий число жертв вряд ли могло быть значительным.

Про Унгерна не скажу - не знаю. Видимо, действительно немного, потому что в еврейских источниках по этому вопросу его почти не упоминают. Зато статью киевлянина Шульгина об жуткой для евреев обстановке в городе во время пребывания там ВС Юга России, приводят практически всегда. И вывод о том, что системное, государственное уничтожение и ограбление евреев производили именно белые, тоже их вывод. За петлюровской Директорией числят только масштабный, организованный начальником гарнизона с оркестром, погром евреев в Проскурове 15 февраля 1919 г. Сам по себе ужасная резня, однако по сути аналог белогвардейских действий. Атаман Семесенко, на свою ответственность отавший приказ о погроме (потом расстрелян Петлюрой, когда его контрразведка до него добралась), обвинил общину в поддержке большевистского мятежа. Кстати, в Проскурове это оказалось недалеко от истины, но не является оправданием этнической резни. Больше претензий к собственно петлюровским войскам почти нет - в основном к сельским отрядам самообороны, которые с легкостью меняли флаги. Но никогда не обвинялись какие-то этнические отряды в геноциде евреев, хотя бы потому что таких отрядов не было. Фронт был не национальным, а социльным. А вот армяно-турецкий конфликт именно национальный. И к гражданской войне не имеет касательства.

С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru

От Китаец
К Евгений Путилов (10.11.2003 12:04:58)
Дата 10.11.2003 12:23:19

Re: Уничтожение евреев...

Салют!

>Про Унгерна не скажу - не знаю. Видимо, действительно немного, потому что в еврейских источниках по этому вопросу его почти не упоминают.

Поясню.
Довольно многочисленная еврейская колония г.Урга была вырезана полностью. Причём евреи повсеместно уничтожались именно по распоряжению барона.
То, что современные евреи эти события не поминают - их пробел. А объясняеться он, скорее всего, тем, что были вырезаны обособленные колонии, о чём за пределами монголии сведений почти не было.

>Зато статью киевлянина Шульгина об жуткой для евреев обстановке в городе во время пребывания там ВС Юга России, приводят практически всегда. И вывод о том, что системное, государственное уничтожение и ограбление евреев производили именно белые, тоже их вывод.

Это да. Белые были единственной силой (ну, может, ещё поляки...), которая не пыталась сдерживать и карать погромные настроения.

>За петлюровской Директорией числят только масштабный, организованный начальником гарнизона с оркестром, погром евреев в Проскурове 15 февраля 1919 г. Сам по себе ужасная резня, однако по сути аналог белогвардейских действий. Атаман Семесенко, на свою ответственность отавший приказ о погроме (потом расстрелян Петлюрой, когда его контрразведка до него добралась), обвинил общину в поддержке большевистского мятежа. Кстати, в Проскурове это оказалось недалеко от истины, но не является оправданием этнической резни. Больше претензий к собственно петлюровским войскам почти нет - в основном к сельским отрядам самообороны, которые с легкостью меняли флаги. Но никогда не обвинялись какие-то этнические отряды в геноциде евреев, хотя бы потому что таких отрядов не было. Фронт был не национальным, а социльным. А вот армяно-турецкий конфликт именно национальный. И к гражданской войне не имеет касательства.

ИМХО справедливые слова.

>С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru
С почтением. Китаец.