От ЖУР
К All
Дата 28.10.2003 11:03:31
Рубрики WWII;

Вопрос по ГСС

Существовали ли четкие критерии награждения этим званием?(Допустим N уничтоженных танков/самолетов/орудий.) При награждении учитывались действия только в конкретном бою или же и в предшествующих?

ЖУР

От Тезка
К ЖУР (28.10.2003 11:03:31)
Дата 28.10.2003 20:28:03

Re: Вопрос по...


День добрый.

Был еще приказ по санитарам. Есть в Малиновке.

С уважением.



От Василий Т.
К Тезка (28.10.2003 20:28:03)
Дата 28.10.2003 20:49:57

Не уточните - где именно в "Малиновке"? У себя не нашел :o(( (-)


От Тезка
К Василий Т. (28.10.2003 20:49:57)
Дата 28.10.2003 21:01:49

Что объяснимо :o(( (-)


День добрый.

Память меня к сожалению подвела, вывалил неверную информацию. Приказ есть,
но про ГСС там нет. И не в Малиновке, а в Терре "Приказы НКО". Извиняюсь за
введение в заблуждение. Сам приказ -

?56

ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДЕ ВОЕННЫХ САНИТАРОВ
И НОСИЛЬЩИКОВ ЗА ХОРОШУЮ

БОЕВУЮ РАБОТУ


Для поощрения боевой работы военных санитаров и носильщиков ввести следующие
представления о награждении:

1. за вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками или ручными пулеметами
представлять к правительственной награде медалью "За боевые заслуги" или "За
отвагу" каждого санитара и носильщика;

2. за вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками или ручными пулеметами
представлять к правительственной награде орденом "Красная Звезда" каждого
санитара и носильщика;

3. за вынос с поля боя 40 раненых с их винтовками или ручными пулеметами
представлять к правительственной награде орденом "Красное Знамя" каждого
санитара и носильщика;

4. за вынос с поля боя 80 раненых с их винтовками или ручными пулеметами
представлять к правительственной награде орденом Ленина каждого санитара и
носильщика.

Командирам и комиссарам дивизий представлять в Наркомат обороны военных
санитаров и носильщиков к правительственным наградам в соответствии с этим
приказом.

Приказ ввести в действие по телеграфу.

Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН

ф. 4, оп. 12, д. 99, л.17. Подлинник.


С уважением.



От Василий Т.
К Тезка (28.10.2003 21:01:49)
Дата 28.10.2003 21:04:22

Понятно. Но это приказ о "награждении", а не о "Героях" - как просил ЖУР (-)


От Тезка
К Василий Т. (28.10.2003 21:04:22)
Дата 28.10.2003 21:05:16

Именно так. Mea culpa (-)





От Samsv
К ЖУР (28.10.2003 11:03:31)
Дата 28.10.2003 17:20:58

Re: Вопрос по...

>Существовали ли четкие критерии награждения этим званием?(Допустим N уничтоженных танков/самолетов/орудий.) При награждении учитывались действия только в конкретном бою или же и в предшествующих?
Приветствую! ГСС - за форсирование Днепра, и равных ему водных преград - на это был отдельный приказ. А что касается тех летчиков, которым давали ГСС за количество боевых вылетов, то они одно время пытались "химичить", т. е. летать вхолостую, лишь бы вылетов побольше, без реальной отдачи и риска. Поэтому были приказы и об этих нарушениях.
И еще смотрели на темные пятна в биографии, по этой причине могли представление на ГСС тоже отфутболить.
С уважением, Samsv,
http://samsv.narod.ru

От Pavel
К Samsv (28.10.2003 17:20:58)
Дата 28.10.2003 17:48:06

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток!
>А что касается тех летчиков, которым давали ГСС за количество боевых вылетов, то они одно время пытались "химичить", т. е. летать вхолостую, лишь бы вылетов побольше, без реальной отдачи и риска. Поэтому были приказы и об этих нарушениях.
Были наверное и такие.Но контроль был строгий: фотоконтроль за результатами вылета, были специальные приказы "Об установлении понятия боевого вылета" таким образом далеко не все вылеты считались боевыми, хотя конечно, налет засчитывался в стаж для той же пенсии, но награды за это не давали.Причем небоевых вылетов было значительно больше, например, вылеты на корректировку без пересечения линии фронта боевыми не считались.
Вот из интервью Кривошеева (с сайта Драбкина)
------------------------------
- А. Д. Что считалось боевым и не боевым вылетом?

Если был самолет на территории противника, это боевой вылет. С любой задачей, линию фронта пересек - боевой. А не боевой - корректируешь огнь, но летаешь над своей территорией.

- А. Д. Если на перехват?

Если над своей территорией сбил противника - боевой, а не догнал, то не боевой.
-------------------------
>И еще смотрели на темные пятна в биографии, по этой причине могли представление на ГСС тоже отфутболить.
Это да, классический пример - Маринеско.
С уважением! Павел.

От Коллега
К ЖУР (28.10.2003 11:03:31)
Дата 28.10.2003 16:34:41

25

25 языков- ГСС;
Были критерии награждения у артюхов- по уничтоженным танкам, у спайперов- л/с противника; у летчиков- самолетиы и б.вылеты.
Кстати, к концу войны "ставки" повысились
С уважением, Коллега
http://spartrock.narod.ru/

От Pavel
К ЖУР (28.10.2003 11:03:31)
Дата 28.10.2003 11:24:54

Re: Вопрос по...

Доброго времени суток!
>Существовали ли четкие критерии награждения этим званием?(Допустим N уничтоженных танков/самолетов/орудий.)
Существовали, правда регламентировалось только представление к награде, а там могли и заменить.Вот из приказа №0299(
http://www.airforce.ru/history/ww2/ww2doc/19081941.htm)
-----------------------
2. Кроме денежной награды летчик - истpебитель представляется:
за 3 сбитых самолета противника — к правительственной награде,
за следующие 3 сбитых самолета противника — ко второй правительственной награде,
за 10 сбитых самолета противника — к высшей награде — званию Героя Советского Союза.
--------------------------
Штурмовиков/бомберов представляли за вылеты
----------------------------
за успешное выполнение 30 боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза и получает денежную награду в размере 3000 рублей каждый.
--------------------------
Причем подобный приказ был не один и в ходе войны критерии сильно менялись, к концу войны штурмовиков представляли за 70 вылетов, но были и такие, кто и за 100 не получил, а совершившие по 200(и более) получали в 45-46 годах.Вобщем многое зависело от благосклонности начальства.
По танкам видимо нет, по крайней мере в начале войны (Лавриненко, например не ГСС), в конце войны Оськин получил за 3 Pz-VIB и довольно быстро, где-то за месяц.
>При награждении учитывались действия только в конкретном бою или же и в предшествующих?
По самолетам за весь период боевой работы, как раз за конкретный бой ИМХО не очень охотно давали.У Емельяненко описан случай как 2 Ил-2 уничтожили станцию с тремя эшелонами танков, горючего и боеприпасов, но летчики ГСС так и не получили.
С уважением! Павел.

От Василий Т.
К Pavel (28.10.2003 11:24:54)
Дата 28.10.2003 20:27:00

И "на закуску" положение, включающее и "дважды" и "трижды"... :o)) (+)

Доброе время суток

"ПОЛОЖЕНИЕ
О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ПВО, ВВС ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЗА БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ

I. Истребительная авиация
1. Летчики истребительной авиации представляются к правительственным наградам:
а) За лично уничтоженные самолеты противника в воздушных боях или на аэродромах:
к первой награде – за 3 лично сбитых бомбардировщика (разведчика) или за 4 лично сбитых самолета других типов, или за 6 самолетов, уничтоженных на земле;
к последующим наградам – за каждые следующие 4 лично сбитых самолета-бомбардировщика (разведчика) или 5 лично сбитых самолетов других типов, или 6 самолетов, уничтоженных на земле;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за 10 лично сбитых самолетов-бомбардировщиков (разведчиков) или за 15 лично сбитых самолетов других типов;
к высшей награде – званию дважды Героя Советского Союза – за 30 лично сбитых самолетов всех типов;
к высшей награде – званию трижды Героя Советского Союза – за 50 лично сбитых самолетов всех типов.
б) За уничтожение подвижного состава железнодорожного транспорта и дезорганизацию железнодорожных перевозок на территории противника:
к первой награде – за 6 уничтоженных паровозов или за 4 крушения поездов, вызванных атакой самолета;
к последующим наградам – за каждые следующие 8 уничтоженных паровозов или за 6 крушений поездов, вызванных атакой самолетов.
в) За боевые вылеты на сопровождение штурмовиков, бомбардировщиков, минно-торпедной авиации, разведчиков и корректировщиков, а также за боевые вылеты на прикрытие боевых порядков наземных войск на поле боя, морских баз, коммуникаций и других объектов:
к первой награде – за 30 успешных боевых вылетов;
к последующим наградам – за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов.
г) За боевые вылеты на штурмовые действия и разведку войск противника: к первой награде – за 20 успешных боевых вылетов; к последующим наградам – за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов.
2. Летчики истребительной авиации за лично уничтоженные самолеты противника во время ночных действий к правительственным наградам представляются согласно пункта 1а 1 раздела настоящего Положения, при этом требуемое число сбитых самолетов сокращается в два раза.
3. Представление к правительственной награде командира пары, за лично сбитые им самолеты в воздушных боях, дает право на представление к награде и летчика ведомого им самолета, если он своими действиями обеспечил успех в бою своего командира пары.
4. Командиры подразделений, частей и соединений помимо наград, получаемых за личные подвиги, к правительственным наградам представляются:
а) за умелое командование подчиненными подразделениями, частями или соединениями, действия которых способствовали успешному разгрому противника в бою или операции наземных войск или флота;
б) командир эскадрильи (в том числе и отдельной), под командованием которого эскадрилья уничтожила в воздушных боях и на аэродромах противника 25 самолетов, имея при этом потери не более 5 своих самолетов;
в) командир полка, под командованием которого полк уничтожил в воздушных боях и на аэродромах противника 60 самолетов, имея при этом потери не более 10 своих самолетов.
Примечание: 1. Боевым вылетом для истребительной авиации, засчитываемым для награждения, считается каждый полет, связанный со встречей с воздушным противником, или полет, протекавший в зоне зенитного огня противника или над боевыми порядками противника.
2. Сбитые самолеты в групповом воздушном бою, если нельзя установить, кто лично его сбил, или если они сбиты одновременной атакой 2-3-х и более летчиков, делятся равномерно и засчитываются как часть сбитого самолета для каждого отдельного летчика, участника этого группового боя.
II. Штурмовая авиация
5. Летчики и воздушные стрелки (на двухместных самолетах) штурмовой авиации представляются к правительственным наградам:
а) За боевые вылеты для атаки наземных и морских объектов противника: к первой награде – за 10 успешных боевых вылетов; к последующим наградам – за каждые следующие 20 успешных боевых вылетов.
б) За уничтожение самолетов противника на земле и за сбитые самолеты в воздушных боях:
к первой награде – за 6 самолетов, уничтоженных на земле или 2 лично сбитых самолета в воздушных боях;
к последующим наградам – за каждые следующие 10 уничтоженных самолетов на земле или 4 лично сбитых самолета в воздушных боях.
в) За уничтожение подвижного железнодорожного транспорта и дезорганизацию железнодорожного движения противника:
к первой награде – за 6 уничтоженных паровозов или за 4 крушения поездов, вызванных атакой самолета;
к последующим наградам – за каждые следующие 8 уничтоженных паровозов или за 6 крушений поездов, вызванных атакой самолета;
к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза – за 80 успешных боевых вылетов или за 10 лично сбитых в воздушных боях самолетов противника.
6. Представление к правительственной награде экипажа самолета командира пары за сбитые самолеты противника в воздушных боях дает право на представление к награде и экипажа ведомого самолета, если он своими действиями обеспечил успех в бою экипажа самолета командира пары.
7. Командиры подразделений, частей и соединений, помимо наград, получаемых за личные подвиги, к правительственным наградам представляются:
а) за умелое командование подчиненными подразделениями, частями или соединениями, действия которых способствовали успешному разгрому противника в бою или операции наземных войск или флота;
б) командир эскадрильи, под командованием которого эскадрилья совершила 150 успешных боевых самолето-вылетов, имея при этом потери не более 5 своих самолетов;
в) командир полка, под командованием которого полк совершил 350 успешных боевых самолето-вылетов, имея при этом потери не более 12 своих самолетов.
III. Ближнебомбардировочная и ночная авиация
8. Летчики, штурманы (стрелки-бомбардиры), воздушные стрелки и воздушные стрелки-радисты ближнебомбардировочной и ночной авиации представляются к правительственным наградам за совершение боевых вылетов и за уничтожение самолетов противника в воздушных боях:
к первой награде – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за 25 успешных боевых вылетов днем или 40 успешных боевых вылетов ночью, или за 2 самолета, лично сбитых в воздушных боях.
Для ближнебомбардировочной и ночной авиации (на самолетах У-2, Р-5 и МБР-2) за 10 успешных боевых вылетов днем или 60 успешных боевых вылетов ночью;
к последующим наградам – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за каждые следующие 40 успешных боевых вылетов днем или 60 успешных боевых вылетов ночью, или за каждые следующие 2 самолета, лично сбитых в воздушных боях.
Для ближнебомбардировочной и ночной авиации (на самолетах У-2, Р-5 и МБР-2) за каждые следующие 20 успешных боевых вылетов днем или 150 успешных боевых вылетов ночью;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – каждое лицо, входящее в состав экипажа, при наличии не менее 160 успешных боевых вылетов днем или 250 ночью, или за 10 самолетов противника, лично сбитых в воздушных боях.
Для пикирующих бомбардировщиков – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за 80 успешных боевых вылетов с пикированием, а при бомбометании с горизонтального полета за 160 успешных боевых вылетов.
Для ближнебомбардировочной и ночной авиации (на самолетах У-2, Р-5 и МБР-2) – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за 50 успешных боевых вылетов днем или 500 успешных боевых вылетов ночью.
9. Командиры подразделений, частей и соединений помимо наград, получаемых за личные подвиги, к правительственным наградам представляются:
а) за умелое командование подчиненными подразделениями, частями и соединениями, действия которых способствовали успешному разгрому противника в боях и операциях наземных войск или флота;
б) командир эскадрильи, под командованием которого эскадрилья совершила 250 успешных боевых самолето-вылетов днем, имея при этом потери не более 5 своих самолетов, или 350 успешных самолето-вылетов ночью, имея при этом потери не более 5 своих самолетов.
Для ближнебомбардировочной и ночной авиации (на самолетах У-2, Р-5 и МБР-2) – 75 успешных боевых самолето-вылетов днем или 500 успешных самолето-вылетов ночью, имея при этом потери своих самолетов не более 2 ночью и 5 днем;
в) командир полка, под командованием которого полк совершил 500 успешных боевых самолето-вылетов днем, имея при этом потери не более 10 своих самолетов, или 700 успешных боевых вылетов ночью, имея при этом потери не более 10 своих самолетов.
Для ближнебомбардировочной и ночной авиации (на самолетах У-2, Р-5 и МБР-2) – 150 успешных боевых самолето-вылетов днем, имея при этом потери не более 10 своих самолетов, или 1000 успешных боевых самолетовылетов ночью, имея при этом потери не более 7 своих самолетов.
IV. Авиация дальнего действия
10. Летный состав, входящий в расчет экипажей авиации дальнего действия, представляется к правительственным наградам за успешное выполнение боевых заданий на бомбардировку политических центров, промышленных объектов и военных объектов противника:
а) При бомбардировках политического центра (столицы) противника: к первой награде – за первые 3 успешно выполненные бомбардировки; ко второй награде – за следующие 3 успешно выполненные бомбардировки; к третьей награде – за следующие 4 успешно выполненные бомбардировки; к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за следующие 5 успешно выполненных бомбардировок.
б) При бомбардировках военных и промышленных объектов на собственной территории противника:
к первой награде – за первые 5 успешно выполненных бомбардировок;
ко второй награде – за следующие 7 успешно выполненных бомбардировок;
к третьей награде – за следующие 8 успешно выполненных бомбардировок;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за следующие 10 успешно выполненных бомбардировок.
в) При бомбардировках военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории Союза ССР:
к первой награде – за первые 20 успешно выполненных бомбардировок;
ко второй награде – за следующие 25 успешно выполненных бомбардировок;
к третьей награде – за следующие 35 успешно выполненных бомбардировок;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за следующие 40 успешно выполненных бомбардировок.
г) При бомбардировках военных объектов противника на переднем крае обороны или в пределах армейских и фронтовых тылов:
к первой награде – за первые 30 успешно выполненных бомбардировок;
ко второй награде – за следующие 50 успешно выполненных бомбардировок;
к третьей награде – за следующие 70 успешно выполненных бомбардировок;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за следующие 100 успешно выполненных бомбардировок.
V. Минно-торпедная авиация
11. Летный состав, входящий в расчет экипажей минно-торпедной авиации, представляется к правительственным наградам за успешное выполнение минных постановок:
к первой награде – каждый член экипажа за 10 успешно выполненных минных постановок у баз противника и на фарватерах, прикрытых сильными средствами ПВО, или 20 постановок на открытых фарватерах;
к последующим наградам – каждый член экипажа за каждые следующие 20 успешно выполненных минных постановок у баз противника и на фарватерах, прикрытых сильными средствами ПВО, или 40 постановок на открытых фарватерах;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – каждый член экипажа за 60 успешно выполненных минных постановок у баз противника и на фарватерах, прикрытых сильными средствами ПВО, или 120 постановок на открытых фарватерах.
VI. Разведывательная авиация
12. Летный состав разведывательной авиации представляется к правительственным наградам:
а) За боевые вылеты на разведку днем и ночью:
к первой награде – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за 5 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку или за 10 успешных боевых вылетов на ближнюю разведку;
к последующим наградам – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за последующие 10 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку или 15 успешных вылетов на ближнюю разведку;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – каждое лицо, входящее в состав экипажа, за 75 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку или 100 успешных боевых вылетов на ближнюю разведку.
б) За уничтожение самолетов противника в воздушных боях и на земле – лица, входящие в состав экипажей разведывательной авиации, представляются к наградам в порядке, установленном настоящим Положением для ближне-бомбардировочной авиации.
13. Командиры подразделений и частей, помимо наград, получаемых за личные подвиги, к правительственным наградам представляются:
а) командир эскадрильи, под командованием которого эскадрилья совершила 100 успешных боевых самолето-вылетов, имея при этом потери не более 5 своих самолетов;
б) командир полка, под командованием которого полк совершил 200 успешных боевых самолето-вылетов, имея при этом потери не более 10 своих самолетов.
Примечание. Для экипажей морской разведывательной авиации, несущих разведку в открытом море и при малой вероятности встречи с воздушным противником, количество успешных боевых вылетов увеличить в 3 раза, а для награждения командиров АЭ и АП – в 4 раза.
VII. Корректировочно-разведывательная авиация
14. Летчики и летчики-наблюдатели (штурманы) корректировочно-разведывательной авиации представляются к правительственным наградам:
а) За боевые вылеты на корректирование артогня, визуальную и фотографическую разведку:
к первой награде – за 15 успешных боевых вылетов;
к последующим наградам – за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за 80 успешных боевых вылетов.
б) Лица, входящие в состав экипажей корректировочно-разведывательной авиации, к наградам представляются за уничтожение самолетов противника в воздушных боях и на земле – в порядке, установленном настоящим Положением для штурмовой авиации.
15. Командиры подразделений и частей помимо наград, получаемых за личные подвиги, к правительственным наградам представляются:
а) командир эскадрильи, под командованием которого эскадрилья совершила по 10 боевых успешных вылетов на каждый самолет, имея при этом потери не более 2 своих самолетов;
б) командир полка, под командованием которого полк совершил 100 успешных боевых самолето-вылетов, имея при этом потери не более 5 своих самолетов.
VIII. Авиация всех видов
16. Летный состав экипажей всех видов авиации за потопление морских судов к правительственным наградам представляется:
к первой награде – каждый член экипажа за потопление одного боевого корабля класса не менее миноносца или подводной лодки, или трех малых боевых кораблей, или двух транспортов по 2 000-5 000 тонн, или одного транспорта свыше 5 000 тонн водоизмещением;
к последующим наградам – каждый член экипажа за потопление каждого следующего одного боевого корабля класса не менее миноносца или подлодки, или следующих трех малых кораблей (боевых), или двух транспортов по 2 000-5 000 тонн, или одного следующего транспорта свыше 5 000 тонн водоизмещением;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – за потопление 3 боевых кораблей класса не менее миноносца или подлодки, или 9 малых боевых кораблей, или 6 транспортов по 2 000-5 000 тонн, или 3 транспортов свыше 5 000 тонн водоизмещением каждый.
IX. Транспортная авиация
17. Летный состав транспортной и других видов авиации, привлекаемых к выполнению заданий по транспортировке, к правительственным наградам представляется за успешное выполнение вылетов для сбрасывания грузов войскам, или партизанам, действующим в тылу противника, за высадку в тылу противника и вывозку войск (в том числе раненых) из расположения частей, действующих в тылу противника:
к первой награде – каждый член экипажа за 10 дневных или 20 ночных успешных вылетов с посадкой в тылу противника с целью высадки войск или эвакуации раненых, или за 15 дневных или 30 ночных успешных вылетов для сбрасывания грузов в расположение войск или партизанских отрядов, действующих в тылу противника;
ко второй и третьей наградам – каждый член экипажа за каждые следующие 15 дневных или 25 ночных успешных вылетов с посадкой в тылу противника с целью высадки войск или эвакуации раненых, или за каждые следующие 30 дневных или 50 ночных успешных вылетов для сбрасывания грузов в расположении войск или партизанских отрядов, действующих в тылу противника;
к высшей награде – званию Героя Советского Союза – каждый член экипажа за следующие 50 дневных или 75 ночных успешных вылетов с посадкой в тылу противника, с целью высадки войск или эвакуации раненых, или за 100 дневных, или 150 ночных успешных вылетов для сбрасывания грузов в расположении войск или партизанских отрядов, действующих в тылу противника.
Летный состав экипажей транспортной авиации при выполнении заданий, возлагаемых на другие виды авиации, к правительственным наградам представляется в порядке, установленном настоящим Положением для соответствующего вида авиации.
Вылет для сбрасывания грузов считается успешно выполненным в том случае, если сброшенный груз подобран нашими войсками или партизанами.
X. Авиация связи
18. Летный состав экипажей связи к правительственным наградам представляется за успешное выполнение полетов с целью поддержания связи со своими войсками в прифронтовой полосе глубиной до 50 километров от линии фронта при условии, если полеты проводились под воздействием авиации или зенитного огня противника, при этом экипажем были проявлены находчивость и героизм.
Представление к наградам производится начальником войск связи фронта (армии, флота) или начальником связи воздушной армии с приложением описания условий воздушной и наземной обстановки, в которых производились полеты, и героизма, проявленного экипажем при этих полетах, ходатайство о награждении утверждается начальником штаба или командующим воздушной армии (командующим ВВС фронта).
Летный состав экипажей авиации связи за успешное выполнение заданий по связи с войсками или партизанами, действующими в тылу противника, к правительственным наградам представляется в каждом отдельном случае с учетом сложности и важности выполненного задания.
XI. Сбитие в воздушном бою или уничтожение на земле самолетов, а также нанесенный ущерб противнику засчитывать при одном из следующих показателей:
а) при наличии письменного подтверждения от наземных войск, кораблей, партизанских отрядов или донесений агентуры;
б) при наличии письменного подтверждения от местного населения, заверенного местными органами власти;
в) при наличии фотоснимков, подтверждающих сбитие самолета или нанесенный другой ущерб противнику;
г) при наличии подтверждения от постов ВНОС и других систем наведения и оповещения;
д) при наличии письменного подтверждения двух и более экипажей самолетов, действовавших в данной группе, или экипажа, высылаемого с целью контролирования успешного бомбометания при условии невозможности получить другого вида подтверждения;
е) личный рапорт одиночного охотника-истребителя или штурмовика-торпедоносца по утверждении его командиром авиаполка.
XII. Представление к правительственным наградам частей и соединений всех видов авиации
19. Части и соединения всех видов авиации к правительственным наградам представляются за успешную боевую работу, в результате которой противнику нанесен материальный ущерб в живой силе и технике, или же боевые действия авиачасти (соединения) способствовали успешному выполнению различных операций войск.
Представление к правительственной награде частей и соединений авиации осуществляется решением военного совета фронта (флота, отдельной армии), командующего ВВС Красной Армии, ИА ПВО, АДД, ВВС НКВМФ.
XIII. Денежные премии летному составу экипажей всех видов (кроме авиации ДД) за успешные боевые действия
20. Летному составу экипажей всех видов авиации (кроме авиации ДД) за успешные боевые действия вне зависимости от представления к правительственным наградам выплачиваются денежные премии:
а) Летчику и штурману, входящим в состав экипажа:
За 30 успешных боевых вылетов 2 000 руб.
За 50 успешных боевых вылетов 3 000 –"–
За 80 успешных боевых вылетов 4 000 –"–
За 120 успешных боевых вылетов 5 000 –"–
Всем остальным членам экипажа по 30 % каждому от суммы, полученной командиром экипажа.
б) Члену экипажа, лично сбившему самолет противника:
За каждый сбитый самолет типа бомбардировщик, разведчик или транспортный 1 500 руб.
За каждый сбитый самолет прочих типов 1 000 –"–
в) Летчику и штурману, входящим в состав экипажа:
За каждый уничтоженный паровоз или вызванное крушение поезда противника каждому по 750 руб.
Всем остальным членам экипажа каждому по 500 –"–
г) За потопление миноносца или подводной лодки противника:
Летчику 10 000 руб.
Штурману 10 000 –"–
Каждому из остальных членов экипажа по 2 500 –"–
д) За потопление транспорта противника:
Летчику 3 000 –"–
Штурману 3 000 –"–
Каждому из остальных членов экипажа по 1 000 –"–
е) За потопление сторожевого корабля или тральщика противника:
Летчику 2 000 руб.
Штурману 2 000 –"–
Каждому из остальных членов экипажа по 500 –"–
ж) За потопление баржи, буксира или вооруженной шхуны противника:
Летчику 1 000 руб.
Штурману 1000 –"–
Каждому из остальных членов экипажа по 300 –"–
XIV. Денежные премии летному составу экипажей авиации дальнего действия за успешные боевые действия
а) За каждую успешно выполненную бомбардировку политического центра (столицы) противника:
Командир корабля, штурман корабля, борттехник, (бортмеханик) по 2 000 руб.
Остальные члены экипажа по 1 000 –"–
б) За каждую успешно выполненную бомбардировку объектов промышленного и оборонного значения на собственной территории противника:
Командир корабля, штурман корабля, борттехник (бортмеханик) по 750 руб.
Остальные члены экипажа по 350 –"–
в) За каждые 10 успешно выполненных бомбардировок военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории Союза ССР:
Командир корабля, штурман корабля и борттехник (бортмеханик) по 1 000 руб.
Остальные члены экипажа по 500 –"–
г) За каждые 10 успешно выполненных бомбардировок военных объектов на переднем крае или в пределах армейских и фронтовых тылов противника:
Командир корабля, штурман корабля и борттехник (бортмеханик) по 500 руб.
Остальные члены экипажа по 250 –"–
Примечание. Основанием для выплаты денежных наград служит приказ авиадивизии со ссылкой на документы, перечисленные в разделе XI настоящего Положения.
Выплата денежных премий за успешные полеты, совершаемые летным составом АДД для связи с партизанами, выброски грузов, листовок и десантов производится в порядке, установленном настоящим разделом.
Денежные премии за сбитые самолеты и потопление морских судов противника экипажами самолетов АДД выплачиваются в порядке, установленном разделом XIII, п. 20 настоящего Положения.
XV. Награды и денежные премии инженерно-техническому составу ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского Флота
1. Механик (техник) и моторист авиационный, непосредственно работающие на самолете, представляются к правительственным наградам:
а) за отличную подготовку и выпуск самолетов на выполнение боевых заданий в установленные командованием сроки:
к первой награде – за 100 самолето-выпусков, а при обслуживании самолетов типа У-2, Р-5 и МБР-2 за 250 самолето-выпусков;
к последующим наградам – за каждые следующие 100 самолето-выпусков, а при обслуживании самолетов типа У-2, Р-5 и МБР-2 за каждые следующие 250 самолето-выпусков.
Механики и мастера спецслужб и вооружения представляются к первой и последующим правительственным наградам, если обслуживаемые ими самолеты (по их специальностям) совершили следующее количество боевых вылетов:
а) для истребительных и штурмовых самолетов – 750 самолето-вылетов;
б) для ближних бомбардировщиков и ближней разведки – 400 самолетовылетов;
в) для тяжелых и дальних бомбардировщиков и дальней разведки – 300 самолето-вылетов;
г) для самолетов типа У-2, Р-5, МБР-2 – 1500 самолето-вылетов.
2. Руководящий инженерно-технический состав авиачастей к правительственным наградам представляется:
техник авиационный звена – за 200 самолето-вылетов;
ст. техник (инженер) авиаэскадрильи и его заместители по вооружению и спецслужбам – за 750 самолето-вылетов;
ст. инженер авиаполка и его заместители по вооружению и спецслужбам – за 1500 самолето-вылетов.
3. Инженерно-техническому составу авиачастей за отличное содержание, уход и сбережение материальной части, кроме правительственных наград, выплачиваются денежные премии:
а) За каждые 100 самолето-вылетов:
механику (технику) авиационному самолета 1 000 руб.
мотористу авиационному 400 –"–
остальному техническому составу (службы вооружения, авиаприборов, электро-радио-спецоборудования) 600 –"–
Примечание: Денежная премия в сумме 600 рублей, подлежащая выплате “остальному техническому составу”, распределяется командованием части с учетом объема работы каждого специалиста, надежности и безотказности работы вооружения, приборов и агрегатов, обслуживаемых каждым специалистом в отдельности.
б) Если 75 % механиков (техников) авиационных в звене (эскадрилье) премированы, руководящий инженерно-технический состав звена, эскадрильи получает денежную премию:
техник авиационный звена 1 500 руб.
ст. техник (инженер) эскадрильи 2 000 –"–
заместители инженера (ст. техника) эскадрильи по вооружению и спецслужбам каждый 1 500 –"–
в) Если 50 % механиков (техников) авиационных в авиаполку премированы, руководящий инженерно-технический состав авиаполка получает денежную премию:
ст. инженер авиаполка 2 500 руб.
заместители ст. инженера по вооружению и спецслужбам каждый 2000 –"–
Примечание: 1. При выходе самолета из строя по причинам, не зависящим от технического состава (сбитие самолета в воздухе, уничтожение на земле противником или в результате стихийного бедствия, а также при перемене материальной части, в результате перемещений личного состава или перевооружения на новую материальную часть) прежние полеты самолета засчитываются в норму, установленную настоящим Положением.
2. Выдачу денежных премий за сбережение материальной части и безаварийность личному составу военных учебных заведений, учебно-тренировочных и запасных частей ВВС Красной Армии, АДД и ВВС Военно-Морского Флота производить по особому положению.
3. Награждение и выдача денежных премий техническому составу реморганов (ПАРМ-1, 3, 10 ПАМ, САМ) за качественный ремонт материальной части производится по особому положению.
Командующий Военными воздушными силами Красной Армии
маршал авиации НОВИКОВ
30 сентября 1943 г.
Ф. 4, оп. 12, д. 108, л. 502-518. Подлинник."

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы Народного комиссара обороны СССР (1943-1945 гг.). – Т. 13 (2-3) – М.: ТЕРРА, 1997.

С уважением, Василий Т.
http://ww2doc.50megs.com/Issues.html

От Василий Т.
К Pavel (28.10.2003 11:24:54)
Дата 28.10.2003 20:23:27

А это другой приказ на ту же тему... (+)

Доброе время суток

"ПРИКАЗ
О ДЕЙСТВИЯХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
ПО УНИЧТОЖЕНИЮ
БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПРОТИВНИКА
№ 0489
17 июня 1942 г.
На всех фронтах наши летчики-истребители при встречах с воздушным противником в большинстве случаев в первую очередь атакуют истребителей противника, а затем уже его бомбардировщиков.
Эта привившаяся тактика действий в нашей истребительной авиации совершенно неправильна.
Истребители противника, прикрывающие своих бомбардировщиков, естественно стремятся сковать наших истребителей, не допустить их к бомбардировщикам, а наши истребители идут на эту уловку врага, ввязываются в воздушную дуэль с вражескими истребителями и тем самым дают возможность бомбардировщикам противника безнаказанно сбрасывать бомбы на наши войска или на другие объекты нападения.
Ни летчики, ни командиры полков, ни командиры дивизий, ни командующие ВВС фронтов и воздушных армий не понимают этого, и не понимают, что основная и главная задача наших истребителей заключается в том, чтобы в первую очередь уничтожить вражеских бомбардировщиков, не дать им возможности сбросить свой бомбовый груз на наши войска, на наши охраняемые объекты.
Надо понять, наконец, что, уничтожая бомбардировщиков противника, наши истребители этим самым уменьшают ударную силу авиации противника и наносят ему наибольший материальный ущерб.
Надо понять, наконец, что тактике противника по сковыванию наших истребителей надо противопоставить свою тактику действий, тактику нападения в первую очередь на бомбардировщиков и этим самым навязывать в воздушном бою свою волю, подчинять его действия в воздухе своим приемам нападения.
Приказываю:
1. Считать основной задачей наших истребителей при встрече с воздушным противником уничтожение в первую очередь его бомбардировщиков.
2. При охране нашей истребительной авиацией объектов ПВО войск, коммуникаций и при сопровождении наших бомбардировщиков большую группу истребителей эшелонировать с таким расчетом, чтобы основная масса истребителей в группе предназначалась для уничтожения бомбардировщиков противника.
3. В целях поощрения боевой работы летчиков-истребителей установить с 20 июня с. г. денежную награду в следующих размерах:
– за каждый сбитый бомбардировщик противника выплачивать 2000 рублей;
– за каждый сбитый транспортный самолет противника выплачивать 1500 рублей;
– за каждый сбитый истребительный самолет противника выплачивать 1000 рублей;
На звание Героя Советского Союза представлять таких летчиков-истребителей, которые собьют в воздушных боях 10 истребителей противника или 5 бомбардировщиков.
Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимком и докладами нескольких экипажей.
4. Установленные ранее размеры вознаграждения за сбитые самолеты – отменить.
5. Приказ довести до всего летного состава истребительной авиации Красной Армии.
Народный комиссар обороны
И. СТАЛИН
Ф. 4, оп. 11, д. 71, л. 222-226. Подлинник. "

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. – 1942 г. Т. 13 (2-2). – М.: ТЕРРА, 1997.

С уважением, Василий Т.
http://ww2doc.50megs.com/Issues.html

От Василий Т.
К Pavel (28.10.2003 11:24:54)
Дата 28.10.2003 20:21:09

Вот полный текст приказа... (+)

Доброе время суток

"ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ НАГРАЖДЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ ЗА ХОРОШУЮ БОЕВУЮ РАБОТУ
И МЕРАХ БОРЬБЫ СО СКРЫТЫМ ДЕЗЕРТИРСТВОМ СРЕДИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЕТЧИКОВ
№ 0299
19 августа 1941 г.

Для поощрения боевой работы летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии, отличившегося при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом приказываю ввести порядок награждения летчиков за хорошую боевую работу, а командирам и комиссарам авиадивизий представлять личный состав к награде в соответствии с приказом:
I
А. В истребительной авиации
1. Установить денежную награду летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника в воздушном бою в размере 1 000 рублей.
2. Кроме денежной награды летчик-истребитель представляется:
за 3 сбитых самолета противника к правительственной награде;
за следующие 3 сбитых самолета противника – ко второй правительственной награде;
за 10 сбитых самолетов противника – к высшей награде – званию Героя Советского Союза.
3. За успешные штурмовые действия по войскам противника летчики премируются и представляются к правительственной награде:
за выполнение 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-истребитель получает денежную награду 1 500 рублей;
за выполнение 15 боевых вылетов летчик-истребитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2 000 рублей;
за выполнение 25 боевых вылетов летчик-истребитель представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 3 000 рублей;
за выполнение 40 боевых вылетов летчик-истребитель представляется к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза и получает денежную награду 5 000 рублей.
Во всех случаях результаты и эффективность выполнения штурмовых действий должны быть подтверждены командирами наземных частей или разведкой.
4. За уничтожение самолетов противника на аэродромах летчики-истребители премируются и представляются к правительственной награде:
за успешное выполнение 4 боевых вылетов на уничтожение самолетов противника на его аэродромах, летчик-истребитель получает денежную награду 1 500 рублей;
за успешное выполнение 10 боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью летчик-истребитель представляется к правительственной награде и получает денежную награду 2 000 рублей;
за успешное выполнение 20 боевых вылетов днем или 10 вылетов ночью летчики-истребители представляются ко второй правительственной награде и получают денежную награду 3 000 рублей;
за успешное выполнение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью лица летного состава представляются к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза и получают денежную награду 5 000 рублей.
Результаты боевых действий по аэродромам противника должны быть подтверждены фотографированием или разведывательными данными.
Летчики, применившие в воздушном бою таран самолета противника, также представляются к правительственной награде.
Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника, и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.
Б. В ближнебомбардировочной и штурмовой авиации
1. За успешное выполнение 10 боевых заданий днем или 5 боевых заданий ночью по разрушению и уничтожению объектов противника каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде и получает денежную награду 1 000 рублей.
2. За успешное выполнение 20 боевых заданий днем или 10 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется ко второй правительственной награде и получает денежную награду 2 000 рублей.
3. За успешное выполнение 30 боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к высшей награде – званию Героя Советского Союза и получает денежную награду в размере 3 000 рублей каждый.
Во всех случаях качество выполнения боевых заданий и их эффективность должны быть подтверждены обязательно фотоснимками в момент бомбометания или спустя 3-4 часа и разведывательными данными.
4. Независимо от количества выполненных боевых заданий летчик, штурман или стрелок-радист лично сбивший:
1 самолет противника – получает денежную награду 1 000 рублей;
2 самолета противника – представляется к правительственной награде и получает 1 500 рублей;
5 самолетов противника – представляется ко второй правительственной награде и получает 2 000 рублей;
8 самолетов противника – представляется к званию Героя Советского Союза и получает денежную награду в 5 000 рублей.
В. В дальнебомбардировочной и тяжелобомбардировочной авиации
1. За бомбардировки объектов противника промышленного и оборонного значения экипажи ДБ авиации и ТБ авиации подлежат награждению:
за каждую успешную бомбардировку лица из состава экипажа получают денежную награду в размере 500 рублей каждый;
за 5 успешных бомбардировок, кроме денежной награды, лица из состава экипажей самолетов представляются к правительственной награде;
за 8 успешных бомбардировок, кроме денежной награды, лица из состава экипажа самолетов представляются ко второй правительственной награде;
за 12 успешных бомбардировок, кроме денежной награды, лица из состава экипажа самолетов представляются к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза.
2. За успешные действия в ближнем тылу противника экипажи ДБ авиации и ТБ авиации получают денежные награды и представляются к правительственным наградам таким же порядком, как и экипажи ближне-бомбардировочной авиации.
3. При действиях по политическому центру (столице) противника:
за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2 000 рублей;
за 3 успешных бомбардировки каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде;
за 5 успешных бомбардировок каждое лицо из состава экипажей представляется ко второй правительственной награде;
за 10 успешных бомбардировок каждое лицо из состава экипажей представляется к званию Героя Советского Союза.
Г. В ближне- и дальнеразведывательной авиации
1. За успешное выполнение заданий по разведке противника:
за 10 боевых заданий днем или 5 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к правительственной награде и получает денежную награду 1 000 рублей;
за 20 боевых заданий днем или 10 заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется ко второй правительственной награде и получает 2 000 рублей;
за 40 заданий днем или 15 заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к званию Героя Советского Союза и получает 3 000 рублей.
Во всех случаях данные по разведке должны быть подтверждены фотоснимками или показаниями других экипажей, вылетавших для уничтожения обнаруженных объектов противника или уточнения разведывательных данных предыдущих экипажей.
II. ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ ЧАСТЕЙ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ И ИХ КОМАНДИРОВ
Представление к награждению орденами Союза ССР лучших авиационных полков и отдельных эскадрилий производится командующими ВВС фронтов, исходя из результатов боевой работы при наименьших потерях людей и своей материальной части.
Командиры и комиссары авиационных полков и эскадрилий представляются к правительственным наградам:
А. В истребительной авиации
Командир и комиссар эскадрильи, уничтожившей в воздушных боях не менее 15 самолетов противника и потерявшей при этом своих не более 3 самолетов, представляются к ордену Ленина.
Командир и комиссар полка, уничтожившего в воздушных боях не менее 30 самолетов противника и потерявшего при этом своих не более 5 самолетов, представляются к ордену Ленина.
Б. В Ближнебомбардировочной и штурмовой авиации
Командир и комиссар эскадрильи, выполнившей не менее 100 успешных боевых самолето-вылетов при потере не более 3 своих самолетов, представляются к правительственной награде.
Командир и комиссар полка, успешно выполнившего не менее 250 боевых самолето-вылетов при потере не более 6 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.
В. В дальнебомбардировочной и тяжело бомбардировочной авиации
Командир и комиссар эскадрильи, успешно выполнившей не менее 50 боевых самолето-вылетов на бомбардирование объектов противника при потере не более 2 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.
Командир и комиссар полка, успешно выполнившего не менее 150 самолето-вылетов при потере не более 5 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.
Г. В разведывательной авиации
Командир и комиссар эскадрильи, выполнившей не менее 100 полетов на разведку в ближней разведывательной авиации и не менее 50 полетов в дальней разведывательной авиации при потере не более 3 своих самолетов, представляются к ордену Ленина.
III. ПООЩРЕНИЯ ЗА СБЕРЕЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ И БЕЗАВАРИЙНОСТЬ
Летный и технический состав, независимо от характера выполняемой работы, подлежит премированию денежной наградой за сбережение материальной части и полеты без поломок и аварий:
летчики, независимо от стажа и командной категории, за каждые 100 полетов, за исключением полетов по кругу, без всяких летных происшествий – получают награду 5 000 рублей.
Потеря летчиком ориентировки при выполнении полета исключает возможность получения денежной награды;
технический состав, обслуживающий самолеты, получает денежную награду в размере 3 000 рублей при условии безотказной работы материальной части и при отсутствии невыходов ее в полет за каждые 100 самолето-вылетов;
руководящий инженерный состав получает 25 % денежной награды от общей суммы премирования технического состава части.
За быстрый и качественный восстановительный ремонт самолетов личный состав походных авиаремонтных мастерских премировать денежной наградой в размере 500 рублей за каждый восстановленный самолет.
За восстановление свыше 50 самолетов помимо денежной награды личный состав ПАРМов командованием дивизий представляется к правительственной награде.
IV. МЕРЫ БОРЬБЫ СО СКРЫТЫМ ДЕЗЕРТИРСТВОМ СРЕДИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЕТЧИКОВ
Командирам и комиссарам авиадивизий все случаи вынужденных посадок с убранными шасси и другие летные происшествия, выводящие материальную часть самолетов из строя, тщательно расследовать.
Виновников, совершивших посадки с убранными шасси или допустивших другие действия, выводящие материальную часть из строя без уважительных причин, рассматривать как дезертиров и предавать суду военного трибунала.
Приказ ввести в действие с 20 августа с. г., передать в части ВВС по телеграфу и прочесть всему личному составу.
Народный комиссар обороны СССР
И. СТАЛИН
Ф. 4, оп. 11, д. 65, л. 361-369. Подлинник."

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. – 1942 г. Т. 13 (2-2). – М.: ТЕРРА, 1997.

С уважением, Василий Т.
http://ww2doc.50megs.com/Issues.html

От Pavel
К Василий Т. (28.10.2003 20:21:09)
Дата 28.10.2003 21:39:49

Так я же ссылку давал, вроде как решили траффик зря не расходовать(+)

Доброго времени суток!
Хотя лично мне проще почитать текст документа в сообщении, ссылку открывать лень иногда :-))Но будем "законопослушны".
С уважением! Павел.

От Василий Т.
К Pavel (28.10.2003 21:39:49)
Дата 28.10.2003 22:27:54

Ссылка не работает... (+)

Доброе время суток

...по крайней мере - у меня :o((

Вот что появилось на экране:

"К сожалению, запрошенная Вами страница отсутствует.
Вы можете перейти на главную страницу
или к карте веб-сайта."

С уважением, Василий Т.
http://ww2doc.50megs.com/Issues.html

От Pavel
К Василий Т. (28.10.2003 22:27:54)
Дата 29.10.2003 08:45:10

И в самом деле, а я непроверил :-((-)


От Eddie
К ЖУР (28.10.2003 11:03:31)
Дата 28.10.2003 11:09:57

Ре: Вопрос по...

>Существовали ли четкие критерии награждения этим званием?(Допустим Н уничтоженных танков/самолетов/орудий.) При награждении учитывались действия только в конкретном бою или же и в предшествующих?
В авиации - однозначно да. Есть приказ (номер точно не помню) - в котором расписывается порядок представления к ГСС по видам авиации (количество боевых вылетов, сбитых и т.д.)