От Warrior Frog
К All
Дата 22.10.2003 11:53:54
Рубрики ВВС; 1941;

? наверно к М.Свирину Что такое "Бомбовый скандал"

Здравствуйте, Алл

Неделю назад при обсуждении реперессий в 41г вознинло понятие "бомбовый скандал". Что там было?
Александр

От Александр
К Warrior Frog (22.10.2003 11:53:54)
Дата 23.10.2003 14:33:22

Re: ? наверно...

Здравствуйте

>Неделю назад при обсуждении реперессий в 41г вознинло понятие "бомбовый скандал". Что там было?

Так сказать "чувствуя моральную ответственность..." :) ибо я это "понятие" запустил.
Если, Вы хотите узнать побольше того, что уже здесь упоминалось то отправляйтесь на сайт
http://www.airforce.ru/
Там есть раздел "Архив Родионова" в нем Вам необходим файл по первой половине 1941 года (1941а) или если они уже закончили разбиение по месяцам то файлы с февраля по апрель. В них есть несколько весьма объемных документов иллюстрирующих взгляд на эту проблему с разных сторон (промышленность, ВВС и т.д.)
(Извините, но прямой ссылки у меня сейчас под рукой нет)
Ну а "в общих чертах", что там было - Вам уже описали.
С уважением, Александр

От Alex Medvedev
К Warrior Frog (22.10.2003 11:53:54)
Дата 22.10.2003 12:45:21

Re: ? наверно...

16 февраля 1941 года Шахурин писал письмо N Н-25/1107 Сталину, Молотову, Маленкову, Вознесенскому.
Состояние бомбардировочного вооружения авиации внушает большую тревогу.
По материалам, которые имеет НКАП очевидно, что в этом деле со стороны ВВС или Наркомата боеприпасов существует произвол, который может привести к большим неприятностям.
Существует огромное количество размеров и типов бомб (больше ста), заказы которых, принятие на вооружение и серийное производство никем по настоящему не контролируется. В результате бомбы одного и того же веса и назначения, но разной технологии производства не вмещаются внутри самолетов или даже не подвешиваются снаружи.
ВВС проводя государственные испытания наших самолетов по бомбовому вооружению и принимая серийную продукцию делает заключение, что с бомбовым вооружением (за исключением мелких производственных дефектов) обстоит благополучно, а на самом деле, например: цельнокованные сто килограммовые фугасные бомбы в том виде, как они изготовлены, внутри самолетов Пе-2, Ил-2, ЯК-4 не подвешиваются.
ВВС, в частности Филин говорит, что цельнокованные фугасные бомбы являются опытными и при внедрении в серию их изменят, а Наркомат боеприпасов заявляет, что он эти бомбы производит уже давно в крупных сериях. Сакриер принимает решение о подвеске этих бомб без головных взрывателей.
Или например: сто килограммовая сварная фугасная бомба внутрь фюзеляжа самолета Пе-2 подвешивается, а учебная, цементная 40 килограммовая бомба, туда не вмещается по длине.
Так обстоит дело и по многим другим бомбам, наплодили большое количество типов совершенно безграмотно, без увязки с самолетами и ВВС не знает даже по настоящему их размеров. Чертежи на отдельные бомбы имеющиеся в ВВС не соответствуют самим бомбам.
Конструкторам и заводам нашим большинство типов бомб, их размеры, и другие данные необходимые для расчетов, не известны и это может привести к тому, что изготовим бомбы, а подвешивать их и бомбить ими будет нельзя.
Прошу Вас заслушать этот вопрос и дать указания о специальном расследовании и наведении порядка в бомбовом вооружении авиации

24 февраля 1941 года Шахурин писал письмо N И-20/1266 председателю КО Ворошилову.
По большинству вопросов, поставленных в письме Сергеева, НКАП до последнего времени известно не было.
Упоминающиеся самолеты проходили государственные и войсковые испытания и замечаний подобного характера НКАП не имел и не имеет.
Перечисленные факты внушают серьезные опасения и вызывают необходимость срочно навести порядок в бомбардировочном вооружении авиации: ликвидировать многотипность, добиться в ВВС увязки тактико-технических требований к вооружению между НИИ ВВС и 8 Управлением ВВС.
Направляю на рассмотрение проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об упорядочении бомбардировочного вооружения авиации".
Постановление
СНК и ЦК ВКП(б).
Об упорядочении бомбардировочного вооружения авиации
Совет народных комиссаров ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:
1. Отметить, что ГУ ВВС не занималось по настоящему бомбардировочным вооружением, не координировало работу Наркоматов боеприпасов и авиационной промышленности, в результате чего создано большое количество номенклатур авиабомб и взрывателей, часть которых не может быть применена на существующих самолетах.
2. Обязать Комитет стандартов при Совнаркоме СССР, совместно с НКО, НКВМФ, НКБ и НКАП представить на утверждение к 20 марта проект стандарта на габариты авиабомб и взрывателей.
Стандарт должен допускать наличие только следующих 9 классов бомб по калибрам (весам):
1-2,5; 10; 25; 50; 100; 250; 500; 1000 и 2000 кг.
Все типы бомб и взрывателей, в том числе и специального назначения должны укладываться в габариты указанных 9 классов.
3. В связи с тем, что применение 50 кг фугасных бомб не дает возможности рационального использования бомбовой нагрузки самолетов, а 100 кг цельнокованная, образца 1938 г., не может быть нормально подвешена на существующие самолеты - обязать НКБ и ГУ ВВС унифицировать фугасные бомбы 50 и 100 кг, создать единую 100 кг фугасную бомбу, для чего разрешить минусовый допуск по весу в размере 10-15%.
Установить, что класс 50 кг бомб предназначается не для фугасных бомб, а для бомб специального назначения (зажигательных и др.).
4. В связи с тем, что осколочные бомбы 8, 10 и 15 кг мало отличаются по эффективности действия - обязать НКБ и ГУ ВВС унифицировать данные типы бомб, сведя их к одной 10 кг бомбе.
Установить, что использование брака артснарядов для переделки в авиабомбы допускается только по следующим калибрам и только одного чертежа:
а) 45 мм осколочный снаряд противотанковых орудий;
б) снаряды увеличенной дальности 76 мм, 107 мм и 122 мм орудий.
5. Обязать НКБ, НКО и НКВМФ в 3-х месячный срок со дня утверждения стандарта пересмотреть всю номенклатуру бомб, имеющихся в запасе, в производстве и в стадии проектирования, сведя их к минимуму в соответствии со стандартом.
Результаты работ по унификации и уменьшению номенклатур доложить СНК СССР и ЦЕ ВКП(б).
6. Обязать НКБ, НКО и НКВМФ в 3-х месячный срок проверить и уточнить все чертежи бомб, находящихся в запасе и в серийном производстве и, совместно с НКАП, установить перечень бомб и взрывателей (с указанием номеров чертежей), подлежащих к подвеске на самолеты.
Данный перечень представить на утверждение в СНК СССР и ВКП(б).
7. Обязать НКАП, по получении перечня и чертежей бомб и взрывателей, подлежащих подвеске на самолеты, немедленно изъять из заводов и конструкторских бюро все ранее полученные чертежи.
Главному конструктору КБ-1 завода N 32 Шульгину в 2-х месячный срок разработать проект стандарта на габариты бомбоотсеков и наружных подвесок самолетов, руководствуясь данным перечнем, и совместно с НКБ, НКО и НКВМФ представить в Комитет стандартов на утверждение.
При разработке стандарта учесть необходимость обеспечения возможности ввертывания взрывателей в подвешенные бомбы и сохранения угла безопасности при сбрасывании из кассет в 10 градусов.
8. Обязать НКБ в месячный срок со дня получения утвержденного перечня бомб и взрывателей изготовить по чертежам указанным в перечне макеты бомб и взрывателей, в количестве необходимом для обеспечения ОТК и военной приемки ВВС на заводах и конструкторских бюро НКАП, а также НИИ ВВС и НИПАВ. Данные макеты должны служить калибрами для проверки возможности подвески бомб, как на опытных так и на серийных самолетах.
Наркомавиапрому по получении указанных макетов изъять из заводов и КБ НКАП все ранее изготовленные макеты и корпуса авиабомб и взрывателей.
9. Обязать ГУ ВВС в 3-х месячный срок по получении утвержденного перечня бомб, подлежащих подвеске на самолеты, отработать характеристические времена падения всех бомб, перечисленных в перечне и соответственно с полученными данными пересмотреть баллистические таблицы для бомбометания с пикирования и горизонтального полета


Бомбардировочное вооружение
Существующие на вооружении ВВС бомбардировочное вооружение на серийных самолетах, авиабомбы, взрыватели и трубки по опыту работы на НИП АВ, а также проверкой в боевых условиях показали надежность в работе и удовлетворительные боевые качества. Однако к недостаткам бомбардировочного вооружения необходимо отнести следующее:
1. большое количество номенклатур, состоящих на вооружении авиабомб что видно из следующей таблицы:
Тип и калибр АБ Количество вариантов данного калибра Примечание
АО-2,5 2 8 управлением ГУ ВС такое многообразие калибров и типов авиабомб объяснялось необходимостью использования всех мобилизационных ресурсов страны, разных видов производства и большого количества брака артснарядов для авиабомб.
АО-3 1
АО-8 6
АО-10 2
АО-15 1
АО-20 3
АО-25 3
АФ-16 1
АФ-32 1
АФ-82 1
ФАБ-50 2
ФАБ-50 НГ 5
ФАБ-70 м 2
ФАБ-100 2
ФАБ-250 2
ФАБ-500 1
ФАБ-1000 1
ФАБ-2000 1
ЗАБ-Э-1 1
ЗАБ-2,5 1
ЗАБ-10 1
ЗАБ-50 2
САБ-3 2
САБ-5 1
САБ-15 1
САБ-25 1
БРАБ-220 1
БРАБ-500 1
БРАБ-1000 1
БЕТАБ-150 дс 1
ФОТАБ-35 1
П-7 1
П-25 2
П-40 1
П-250 1
РРАБ - №№ 1, 2, 3 3
АГБ-10 1
Всего 61
2. Коэффициент наполнения ВВ ФАБ-100 (34%) недостаточный, вследствие большой толстостенности корпуса. Необходимо корпус переделать за счет уменьшения толщины стенок, оставив те же внешние габариты.
3. Разнообразие габаритов авиабомб создает трудности в осуществлении конструкций бомбардировочного вооружения на самолетах.
4. Индивидуальное сбрасывание с самолетов авиабомб весом до 10 кг включительно тактически нецелесообразно, поэтому изготовление для этих бомб бугелей необходимо отменить. На самолетах для сбрасывания мелких бомб предусмотреть конструкции кассет типа ящиков или ведер для массового сбрасывания бомб.
5. Существующие тенденции к возможности подвески всех калибров авиабомб на все типы самолетов в пределах допускаемой на самолет бомбовой нагрузки, усложняет системы бомбардировочного вооружения и ее эксплуатации. Целесообразно применять варианты бомбовой нагрузки в зависимости от типа и назначения самолета.
6. Большое разнообразие в конструкциях агрегатов бомбардировочного вооружения самолетов усложняет их освоение, эксплуатацию и транспортировку при перебазировании авиачастей. При проектировании новых самолетов имеет место и новых бомбодержателей и сбрасывателей, в некоторых случаях не имеющих преимуществ перед стоящими на вооружении (например: самолет И-153 с бомбодержателями и сбрасыватель завода № 1).
7. Не продуманная при проектировании самолета полная бомбовая нагрузка и типы бомб для подвески, вызывает впоследствии дополнительное довооружение, что ведет к усложнению эксплуатации самолета (самолет СБ).
8. На вооружении ВВС отсутствуют взрыватели к осколочным авиабомбам для штурмовой авиации и большого замедления к фугасным бомбам. Необходимо уделить максимум внимания разработке конструкций этих типов взрывателей.
9. Испытания авиабомб и взрывателей производится по грунтам, что не дает возможности выявить полностью их боевые свойства. Необходимо создание мишенной обстановки из реальных объектов.
10. В дальнейшем необходимо установить строгий стандарт на проектирование авиабомб и бомбардировочных установок, с учетом возможности подвески авиабомб старых запасов.
11. Авиабомбы: ФАБ-50 переделанные из артснарядов, АФ-16, АФ-32, АФ-82 и ФАБ-70 переделанные из мин Батиньоля, из-за невозможности подвески на новые самолеты, передать в строевые части для учебно-боевой подготовки.
Согласно тактико-технических требований к самолету Пе-2
Химическое вооружение предусмотрено в использовании химбомб и ампул могут быть применены следующие бомбы:
ХАБ-100 – 10 штук
ХАБ-200 – 2 штуки
ЗАРП-100 – 10 штук
Ампулы в К-100
Предусмотренные тактико-техническими требованиями:
ХАБ-500 – 2 штуки
ХАБ-200 – 4 штуки
могут быть применены только после переделки пилотского люка.
Применение имеющихся на вооружении выливных, зажигательных и дымовых приборов на данном самолете, обладающем большой скоростью, нецелесообразно, так как боевой эффект применения их на больших скоростях будет незначителен.
Необходима разработка специальных приборов, удовлетворяющих боевые эффекты на данных скоростях.
Самолет Су-2
На наружные бомбодержатели Дер-19 подвешиваются:
ХАБ-200
ВАП-200
УХАП-250
На внутренние бомбодержатели подвешиваются:
ХАБ-100
ЗАРП-100
Самолет Ар-2
На самолете, на наружных подкрыльных держателях НП-1 могут быть использованы:
ВАП-500
УХАП-500
АБК-П
ХАБ-500
ХАБ-200
ХАБ-100
ЗАРП-500
ЗАРП-100
Из-за ненадежности управления НП-1 (от колонки) приборы должны управляться только от электропиротехнической проводки.
Боевые эффекты ВАП-500 и УХАП-500, благодаря повышенных скоростей самолета, ниже существующих и должны быть поверены на БХВ.
Об испытаниях авиабомб
НИП АВ не имеет мишенной обстановки для испытания фугасных, бетонобойных и бронебойных бомб. Эти бомбы испытываются только по грунтам различной плотности. Сумм на постройку мишенной обстановки никто не отпускает. КЭУ КА дает деньги только на строительство зданий, складов, дорог и аэродрома.
В результате этого фактическое действие этих авиабомб точно не установлено.
Необходимо отметить 10-12 миллионов рублей на постройку следующей мишенной обстановки: железобетонной площадки, ст. железной дороги, ДОТ, потолочных перекрытий, дорог различной кладки, бомбоубежища.
О качестве испытаний и штатах НИП АВ
Штат НИП АВ существует с 1937 года. Объем работ полигона вырос за это время в 3 раза. Выросли лаборатории, но из-за недостатка людей и средств поставить научно-исследовательскую работу как следует невозможно. В штатах указана материальная часть снятая с вооружения. Даже транспортом полигон не обеспечен. При существующих требованиях к срокам испытаний, подвозка оружия и боеприпасов и поездка на цели осуществляется, в основном, на лошадях, которых тоже недостаточно.
Два года признается ГУ ВВС необходимость изменения штатов НИП АВ, имеется несколько проектов, но ни один пока не утвержден.
Полигон перегружен заводскими испытаниями наркоматов боеприпасов, вооружения, авиапромышленности и других.
Территория полигона 14х8 м кв. мала, это сказывается на сроках и качестве испытаний.
Необходимо расширить ее за счет переселения трех деревень: Починки, Соколово и Ямкино.
Предложения
1. В ГУ ВВС организовать Техническое управление, начальником которого должен быть заместитель начальника ГУ ВВС по опытной работе.
Все опытные работы изъять из управлений ГУ ВВС и НИИ ВВС и передать в техническое управление.
На Техническое управление возложить:
1. Разработку системы вооружения ВВС по самолетам, моторам, вооружению, спецоборудованию, средствам наземного обслуживания и воздухоплаванию.
2. Разработку тактико-технических требований на опытные и модернизируемые боевые и учебные самолеты, вооружение, оборудование, спецслужбы, средства наземного обслуживания и воздухоплавательные аппараты.
3. Разработку стандартов авиатехники.
4. Руководство научно-исследовательской и испытательной работой всех видов авиатехники, в том числе и войсковыми испытаниями.
5. Составление и реализацию планов опытных заказов на основе системы вооружения.
6. Подготовку всех материалов для предоставления к вводу на вооружение всех видов авиатехники.
7. Рассмотрение и представление на утверждение начальника ГУ ВВС макетов опытных самолетов и эскизных проектов.
8. Рассмотрение и утверждение чертежей по образцам передаваемых в серийное производство.
9. Составление описаний и инструкций по эксплуатации авиатехники.
10. Техническое управление укомплектовать лучшими специалистами ВВС, но не случайными людьми.
Начальнику технического управления непосредственно подчинить НИИ ВВС, НИП АВ, Научно-испытательный воздухоплавательный отряд и другие испытательные организации ВВС.
В испытательных организациях оставить только испытательные и научно-исследовательские работы.
II. Состав макетной комиссии: председатель – начальник Технического управления, члены: начальники соответствующих отделов Технического управления, начальники НИИ, НИП АВ и других испытательных организаций. На макетные комиссии кроме того приглашаются отдельные специалисты по усмотрению начальника техуправления.
III. Установить следующий порядок испытаний опытных боевых самолетов:: испытания самолета проводятся в НИИ ВВС. Испытания вооружения на самолете только в НИП АВ ВВС. При наличии двух опытных образцов самолета одновременно один подается в НИИ ВВС и второй в НИП АВ. При наличии одного самолета сразу же после окончания испытаний самолета в НИИ ВВС самолет перелетает в НИП АВ, где производятся испытания вооружения (практически всегда вооружение испытывается после испытания самолета и без наличия полигона испытать вооружение нельзя. В условиях полигона испытания будут проведены быстрее, так как рядом с аэродромом расположены цели).
Решение по результатам испытаний самолета принимать только на основе отчетов испытаний самолета и вооружения.
IV. Выработать единую систему вооружения ВВС по самолетам, вооружению и спецслужбам на несколько лет, утвердить ее правительством и спустить для руководства организациям призванным ее выполнять. На основе системы установить обязательные для всех стандарты с учетом развития авиатехники. Систему и стандарты менять только с разрешения правительства.
Стандартом должно быть предусмотрено:
1. Рациональная схема расположения агрегатов бомбардировочно-химического вооружения на самолетах.
2. Габариты бомбоотсеков.
3. Минимальное количество типов замков, бомбодержателей и бомбосбрасывателей.
4. Основные калибры авиабомб и типы химприборов.
5. Вполне определенные внесенные размеры для каждого калибра авиабомб и химприборов (длина, диаметр, расположение центра тяжести, размах и форма стабилизаторов, размеры и форма подвесных ушков).
6. Единое управление для сбрасывания авиабомб и химприборов.
Пулеметы и пушки
1. Работают с существующим патроном и звеном.
2. Полная унификация: крыльевой, турельный, синхронный.
Патроны и звенья
1. Установить линейные размеры патрона и звена каждого калибра.
2. Установить усилие извлекающее пулю из патрона и патрона из звена каждого калибра.
3. Установить время воспламенения патрона каждого калибра.
4. Установить пределы шарнирности звеньев.
Установки подвижные
1. Диаметр установочного кольца.
2. Рукава питания, звеньеотводы и гильзоотводы.
3. Головка турели.
4. Патронные ящики.
5. Прицел.
Установки неподвижные
1. Крепление пулеметов и пушек и регулировка.
2. Управление огнем и перезарядка.
3. Угол относа (устанавливаются пределы).
4. Прицел.
5. Синхронизатор.
6. Передаточные механизмы и тяги пульпривода.
V. Установить следующий порядок прохождения опытного образца:
1. на основе системы вооружения и установленного стандарта составляются тактико-технические требования на образец.
2. Разработанный проект образца представляется конструкторским бюро на утверждение соответствующего начальника отдела Техуправления ГУ ВВС КА, до утверждения проекта образец не изготовляется.
3. После изготовления образец проходит заводские испытания в присутствиии военпреда ТУ ГУ ВВС, где проверяется соответствие его тактико-техническим требованиям.
4. При удовлетворительных заводских испытаний образец с ведома ТУ ГУ ВВС по докладу военпреда направляется на полигонные испытания. Вместе с образцом полигону и ТУ направляются следующие материалы: акт заводских испытаний, краткое техническое описание, расчеты, чертежи.
Полигон проводит испытания строго в соответствии с тактико-техническими требованиями ТУ ГУ ВВС и дает заключение о результатах испытаний.
5. На основе отчета полигона ТУ ВВС принимает решение о возможности допуска образца к войсковым испытаниям.
6. Цель и порядок войсковых испытаний и представление образца на вооружение достаточно подробно изложено в директиве НКО от 3 июля 1938 года за № 44461сс.
Выдерживался ли порядок указанный в данной директиве точно не знаю, так как функции полигона заканчивались представлением отчета по полигонным испытаниям в 8 управление ГУ ВВС.
VI. Для сокращения количества калибров авиабомб оставить на вооружении ВВС из существующих:
Фугасные авиабомбы
1. ФАБ-50 сварная
2. ФАБ-100 сварная
3. ФАБ-100 цельнокованая
4. ФАБ-250 сварная
5. ФАБ-250 цельнокованая
6. ФАБ-500 сварная
7. ФАБ-1000 сварная
8. ФАБ-2000 сварная
Осколочные авиабомбы
1. АО 2,5 сталистого чугуна
2. АО 10 сталистого чугуна
3. АО 25 стального литья
Зажигательные авиабомбы
1. ЗАБ – 1 электронная
2. ЗАБ 2,5 термитная
3. ЗАБ 10 с термитом и твердым горючим
4. ЗАБ 50 с термитом и твердым горючим
Бронебойные и бетонобойные авиабомбы
1. МБРАБ-250
2. МБРАБ-500
3. МБРАБ-1000
4. БЕТАБ-150 с дополнительной скоростью
Осветительные авиабомбы
САБ-15
САБ-50
Химические авиабомбы
ХАБ-100
ХАБ-500
Авиабомбы для фотографирования ночью
1. ФОТАБ-35
Кроме того, разработать и ввести на вооружение:
1. Авиабомбу заменяющую РРАБ, в габаритах принятых на вооружение фугасных авиабомб.
2. Учитывая большое количество брака из артиллерийских снарядов идущих на изготовление осколочных авиабомб сконструировать специальные подвесные кассеты или ведра для применения в них этих авиабомб подвешиваемых на наружных бомбодержателях самолетов.
VII. Для определения истинной эффективности принимаемых на вооружение опытных авиабомб построит на НИП АВ ВВС специальную мишенную обстановку (железобетонный круг, ДОТы, ж/д станцию и мост, бомбоубежище, различные потолочные перекрытия, участок шоссейных дорог различной кладки и ширины), для чего отпустить 12 миллионов рублей, обеспечить фондами строительных материалов и обязать Главвоенстрой освоить это строительство в 1941 году.
VIII. Расширить территорию НИП АВ за счет переселения трех деревень Ногинского района: Починки, Соколово, Ямкино.
IX. Рассмотреть и утвердить новый штат НИП АВ, исходя из потребностей обеспечения испытаний.
X. Запретить проведение заводских испытаний в НИП АВ ВВС



От FVL1~01
К Alex Medvedev (22.10.2003 12:45:21)
Дата 23.10.2003 17:44:15

кстати слава богу вовремя спохватились

И снова здравствуйте
и цельнокованным бомбам успели придать должные габариты (иногда даже за счет уменьшения стабилизаторов и переварки ушек)

В войну ФАБ-цк считались наиболее эффективными боеприпасами для удара по колоннам. Особенно хвалили ФАБ-50цк, которые были эффективнее "обычных" ФАБ-100

50цк даже немцам понравилась, гадам.


С уважением ФВЛ

От Dargot
К FVL1~01 (23.10.2003 17:44:15)
Дата 23.10.2003 20:41:58

А в чем прелесть цельнокованых корпусов?(-)


От FVL1~01
К Dargot (23.10.2003 20:41:58)
Дата 23.10.2003 20:46:11

при должной технологии производства

И снова здравствуйте

ХОРОШИЙ баланс между проникающей способностью (если взрыватель на замедление) и осколочно фугасным дествием - если на мгновенный взрыв.

Осколки крупные и с высокой энергией, пробивающие до 30-35мм листы стали в 3-5 м от взрыва. В общем универсальная бомба получается, пофигу на что кидать, но дорогая.


Аглицкие "Грэнд Слэм" то же были цельнокованные.

Некоторые хорошие немецкие SD то же. Хотя немецкие авиабомбы конструктивно одни из худших по качеству той войны, кроме отдельных исключений.

С уважением ФВЛ

От Лейтенант
К Warrior Frog (22.10.2003 11:53:54)
Дата 22.10.2003 12:02:27

Re: ? наверно...

Поищите в архиве, недели две назад обсуждалось. Смысл в том, что оказалось что множество типов принятых на вооружение бомб оказалось технически невозможно подвешивать к большому количеству типов самолетов