Тут чутка фоток того, что мы нашли за 1,5 часа (предметы амуниции и вооружения), танки-пушки сфотаны в районе боёв за высоту 171.
13 из 14 учавствовавших в бою подбитых танков поражены из ПТР, толщина брони в башнях - 20 мм...
Последний учавствовавший в бое 14-й лёгкий танк (толщина брони в башне 12 мм) поражён бронебойной пулей из винтовки Мосина, ею тяжело ранен командир танка, танк ушёл из боя своим ходом примерно на 8 км, несмотря на одно попадание из ПТР в район моторного отсека...
Экипаж подорвал ствол пушки гранатой, 2 членов экипажа до сих пор живы и приезжали в составе делегации японских ветеранов не так давно на Шумшу...
Пояснения к фотографиям:
На фотках сняты танки с различным пушечным вооружением, с длинным стволом (калибр что то около 57 мм) - противотанковый, с короткими стволами (олоко 35 мм) - поддержки пехоты. Двигатель - дизель, V-8, воздушного охлаждения, экипаж - 4 человека, из допвооружения - 2 пулемёта, один курсовой как на Т-34, другой башенный, кормовой, питание - магазинами на 20 патронов.
Широкое применение алюминиевых сплавов как в моторе, так и для укупорки боезапаса внутри танка (кассеты под снаряды и пулемётные магазины)
[...]
ТАНКИ, конструкция - корпус собран на каркасе с помощью заклёпок. Мотор установлен в задней части, через кардан соединён с передачей в носу танка, привод на гусеницы от передних звёздочек.
Башня - сварная/клёпанная, всякие кронштейны бронетриплексов, маски пушки и пулемёта и прочее навесное обоорудование как правило приклёпанны к корпусу башни и дополнительно приваренны изнутри электросваркой. Интересный момент, сталь корпуса и башни, как я понимаю броневая, легированная - вся в ржавчине а вот сварочные швы выглядят как нержавейка, видимо состав легирующих присадок выше, блестят. Когда лет 10 назад видел такие 2 башни в Питере (кладбищенские памятники), то думал, что их таким вот образом "приукрасили", обварив нержавейкой по кругу, оказалось что нет, и японцы во Вторую Мировую владели не только массовым производством дизельных танковых моторов, но и сваркой легированных сталей.
В некоторых танках, где сдетонировал боекомплект а башни улетели за 50 метров, на удивление, листы брони кое где вспучились и треснули (не сильно), но в основном не по швам а по чистому металлу. Внутри танков очень тесно, командир, сидящий в башне, выполнял и функцию стрелка (пушки с плечевым упором), как там вообще умудрялись поместиться 4 танкистов, ума не приложу. Так же часть моторного отсека обшита асбестовыми матами на алюминиевых рамках. Возле мотора (по бокам) располагались и баки с топливом и маслом.
Разглядывая повреждения от ПТР, насчитывали сквозных пробоин до 8 штук с разных ракурсов + примерно столько же каверн (сердечник не пробил брони), а на одном танке мы нашли сквозную пробоину, где пуля прошла по верхней кромке командирской башенки (с круговыми смотровыми щелями), пробив ДВЕ стенки навылет, толщина брони в этом месте примерно 10 мм + 10 мм!!!