От Китаец через Коля-Анархия
К All
Дата 10.01.2001 12:02:07
Рубрики Прочее;

Несколько штрихов к виду станции Погостье.

Я и тов. Коля в разгар полемики про Синявинские высоты обещали дать красочный материал про бои у ст. Погостье. Станцию эту знает каждый поисковик в Питере и не только. Одно из самых гиблых мест под Питером (и по климату и по боям). Сейчас я намерен выполнить наше обещание насчёт лакокрасочного материала.
Сначала вопрос. До меня дошли слухи, что Донат Константинович Жеребов скончался – это правда или провокация? Если правда – очень сожалею. Человек накопил много информации и, вроде, планировал ряд интересных публикаций.
Когда Донат Константинович писал о Мгинской наступательной операции 1943 г., он неоднократно ссылался на гвардии сержанта Николая Н. Никулина. Он же опубликовал некоторые из его воспоминаний в журнале «Новый часовой» №4 (1996) в первой части своей статьи «Мга. Жаркое лето 1943-го…» (стр. 131 – 139). Вероятно многие читали статьи Доната Константиновича в «Новом часовом».
Но прошла незамеченной ещё одна публикация. Примерно в то же время бульварная газета «АиФ» опубликовала мемуарную статью Н.Н. Никулина «Станция Погостье. Холодная зима 42-го». Памятуя фразу Доната Константиновича о том, что «Окопная правда» должна звучать в полный голос», знакомлю учёное сообщество с этой статьёй.

>«У станции Погостье начиналась так называемая Любаньская операция. Наши войска, 54-я армия, должны были прорвать фронт, продвинуться до железнодорожной станции Любань и соединиться там со Второй ударной армией, наступавшей от Мясного Бора на Волхове. Предпологалось, что немецкая группировка под Ленинградом будет расчленена и уничтожена, а блокада снята. Что из этого замысла получилось – Известно.
>Вторая ударная армия попала в окружение и была фактически уничтожена. Часть бойцов вместе с командующим генералом Власовым немцы взяли в плен. 54-я армия после трехмесячных жесточайших боев, залив своей кровью Погостье, прорвалась километров на двадцать вперед. Ее полки немного не дошли до Любани. Но потеряв почти весь состав надолго застряла в диких лесах и болотах.
>
>Мы приехали в Погостье в начале января 1942 года ранним утром. В серых сумерках клубился морозный туман. Температура была около 30 градусов мороза. Невдалеке грохотало и ухало, мимо нас пролетали шальные пули. Наши пушки заняли позиции, открыли огонь.
>Мерзлую землю удавалось раздолбить лишь на глубину 40 – 50 сантиметров. Ниже была вода. Поэтому наши убежища получились неглубокими. В них можно было вползти через специальный лаз, закрываемый плащ-палаткой и находиться там только лежа. И все же жизнь в землянках была роскошью и привилегией. Большинство солдат, прежде всего пехотинцы, ночевали прямо в снегу.
>Костер не всегда можно было разжечь из-за авиации. Множество людей обмораживало себе руки, ноги. Иногда замерзали совсем. Солдаты имели страшный вид: почерневшие, с красными, воспаленными глазами, в прожженных шинелях и валенках.
>
>В месте нашего расположения, примерно в полукилометре от передовой, многолюдно. В березняке образовался целый город – палатки, землянки, шалаши, штабы, склады, кухни. Все это дымило, обрастало суетящимися людьми. Немецкий самолет-корректировщик по прозвищу «кочерга» – что-то кривое было в его очертаниях – быстро обнаружил нас. Начались обстрелы. Но к ним быстро привыкли, хотя ежедневно было несколько убитых и раненых. Но что это, по сравнению с сотнями, гибнущими на передовой!
>Странные, диковинные картины наблюдал я на прифронтовой дороге. Оживленная, как проспект, имела она двухстороннее движение. Туда, на фронт, шло пополнение. Везли орудия и еду, двигались танки. Обратно тянули раненых. А по обочинам – обыкновенная житейская суета.
>Вот, разостлав плащ-палатку, на снегу делят хлеб. Но резать его невозможно, и солдаты пилят мерзлую буханку двуручной пилой. Такой хлеб надо сосать, как леденец, пока он не оттает. Холод страшный. Суп замерзает в котелке, а плевок, не долетев до земли превращается в сосульку и звонко брякает о твердую землю.
>Вот закапывают в снег мертвеца, не довезенного до госпиталя раненого, который то ли истек кровью, то ли замерз… А рядом торгуются, меняя водку на хлеб.
>В армейской жизни под Погостьем сложился между тем своеобразный ритм. Ночью подходило пополнение – тысяча, две, три тысячи человек. То моряки, то маршевые роты из Сибири, то блокадники. Их переправляли по замерзшему Ладожскому озеру. Утром, после редкой артподготовки они шли в атаку. Двигались черепашьим шагом,пробивая в глубоком снегу траншеи. Да и сил было мало, особенно у ленинградцев. Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревая в сугробе. Трупы засыпало свежим снежком. На другой день была новая атака.
>
>О неудачах под Погостьем, об их причинах, отсутствии взаимодействия частей и родов войск уже написано. Шедшие здесь бои в какой-то мере типичны для всего русско-немецкого фронта 1942 года. Везде происходило нечто подобное – и на севере, и на юге, и под Ржевом, и под Старой Руссой.
>Легко писать это, когда прошли годы и затянулись воронки на местах боев. И почти все забыли эту маленькую станцию. Уже притупились тоска и отчаяние, которые пришлось тогда пережить. Представить это отчаяние сейчас невозможно. И поймет его лишь тот, кто на себе испытал необходимость вот так просто встать и идти умирать. Погибать, когда вся жизнь впереди и тебе всего семнадцать. И умереть придется без оркестра и речей, в грязи и смраде. Смерти твоей никто и не заметит. Ляжешь в груду тел у железной дороги и сгинешь, забытый всеми в липкой жиже погостинских болот.
>
>И все-таки Погостье мы взяли: сперва станцию, потом деревню. Вернее, места, где все это когда-то было.
>Пришла дивизия вятских мужичков, низкорослых, кривоногих, жилистых, скуластых. Полезли они на немецкие дзоты, выкурили фрицев и продвинулись метров на пятьсот. По их телам в прорыв бросили стрелковый корпус. Но перед ними встали новые стрелковые укрепления.
>Много убитых видел я на войне, но такого зрелища, как в Погостье зимой 1942 года, видеть больше не довелось. Мертвыми телами был забит не только переезд, они валялись повсюду. Морской пехотинец был сражен в момент броска гранаты – так и замерз… Потом, как памятник, возвышался со вскинутой рукой над заснеженным полем боя. Другой боец, уже раненный, стал перевязывать себе ногу и был убит. Так и застыл навсегда. Бинт в его руках всю зиму трепетал на ветру.
>Штабеля трупов у железной дороги выглядили зимой как заснеженные холмы, и были видны лишь тела, лежащие сверху. Позже, весной, когда снег стаял, открылось все, что было внизу. У самой земли лежали убитые в летнем обмундировании, в гимнастерках и ботинках. Это были жертвы осенних боев 1941 года. На них рядами лежали морские пехотинцы в бушлатах и широких брюках « клеш». Еще выше – сибиряки в полушубках и валенках, шедшие в атаку в январе-феврале 1942-го. Потом – политбойцы в ватниках и тряпичных шапках (такие шапки давали в блокадном Ленинграде).
>Здесь смешались трупы солдат многих дивизий, атаковавших железнодорожное полотно в первые месяцы сорок второго года. «Диограмма наших успехов». Эти картины отпечатались в моем сознании навсегда. Всю жизнь меня преследует один сон: горы трупов у той железнодорожной насыпи. Самое страшное, что это продолжает оставаться явью.
>Говорят, война не закончена, пока не будет похоронен каждый павшей на ней солдат».

Надеюсь воспоминания интересные. Кстати, прибыл Н.Н. Никулин под Погостье при –30С, а описывает, как плевок на лету замерзает. Стало быть, похолодало. Градусов, этак, до 54. Температура в этих краях редкостная.
С почтением.
Китаец.

От Следопыт
К Китаец через Коля-Анархия (10.01.2001 12:02:07)
Дата 10.01.2001 15:25:11

Страшное место! (+)

Hi ALL

Был я там году в 90-м... страшное место!

В добавление к всему выше сказанному, замечу то, что тогда поразило меня очень сильно: ОГРОМНОЕ количество наших неразорвавшихся минометных мин... сотни!

Ваш Следопыт
http://iskatel.vif2.ru

ЗЫ: И еще, какие то придурки из человеческих костей колышки для палаток сделали...

От Исаев Алексей
К Следопыт (10.01.2001 15:25:11)
Дата 10.01.2001 15:26:45

Re: Страшное место!

Доброе время суток,
>В добавление к всему выше сказанному, замечу то, что тогда поразило меня очень сильно: ОГРОМНОЕ количество наших неразорвавшихся минометных мин... сотни!

50 мм? Наверное в снегу и болоте плохо рвались.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Следопыт
К Исаев Алексей (10.01.2001 15:26:45)
Дата 10.01.2001 15:32:28

82мм ... в снегу и в болоте... (-)


От Коля-Анархия
К Китаец через Коля-Анархия (10.01.2001 12:02:07)
Дата 10.01.2001 12:05:18

ЗАДАЧА. ТАКТИЧЕСКАЯ.

Приветствую
Сделать то же самое с меньшими потерями.
С уважением. Коля-Анархия.

От Исаев Алексей
К Коля-Анархия (10.01.2001 12:05:18)
Дата 10.01.2001 12:25:02

Re: ЗАДАЧА. ТАКТИЧЕСКАЯ.

Доброе время суток,
>Приветствую
>Сделать то же самое с меньшими потерями.

Артиллерии больше дай, да. Тогда можно все то же самое меньшими потерями.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Коля-Анархия
К Исаев Алексей (10.01.2001 12:25:02)
Дата 10.01.2001 12:42:23

Re: ЗАДАЧА. ТАКТИЧЕСКАЯ.

Приветствую
Обрати внимание. Когда взяли станцию и село, их уже не было... Воронки там до сих пор не малые. Поскольку вышеописанные штабеля в них и упаковывали - можете прикинуть размер - из некотрых трупы сотнями поднимали. И количество впечатляет (воронок). Трупов тоже, но это другой вопрос...

С уважением. Коля-Анархия.

От Исаев Алексей
К Коля-Анархия (10.01.2001 12:42:23)
Дата 10.01.2001 12:56:20

Re: ЗАДАЧА. ТАКТИЧЕСКАЯ.

Доброе время суток,
>Приветствую
>Обрати внимание. Когда взяли станцию и село, их уже не было... Воронки там до сих пор не малые. Поскольку вышеописанные штабеля в них и упаковывали - можете прикинуть размер - из некотрых трупы сотнями поднимали. И количество впечатляет (воронок). Трупов тоже, но это другой вопрос...

Сколько воронок в штуках? На уничтожение блиндажа(ДЗОТ-а) требовалось 70 152 мм или 120 122 мм гаубичных снарядов. На подавление батареи 105 мм гаубиц около сотни 152 мм снарядов. Потому расход снарядов на крупную операцию идет фантастический. Немцы во второй Марне 1918-го израсходовали свыше миллиона(!!!) снарядов на площадь в 200 кв. км. И это при скромной по меркам ВВ2 плотности артиллерии 100 орудий на км прорыва.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Роман Алымов
К Исаев Алексей (10.01.2001 12:25:02)
Дата 10.01.2001 12:39:08

Дык нет её, артилерии (+)

она всем нужна, все просят.... И авиация всем нужна, и танки, и пехота. Поэтому выделяется всё в час по чайной ложке и бъётся малыми порциями об стенку. Нет возможности силы накапливать.

От Исаев Алексей
К Роман Алымов (10.01.2001 12:39:08)
Дата 10.01.2001 12:53:18

Re: Дык нет...

Доброе время суток,
>она всем нужна, все просят.... И авиация всем нужна, и танки, и пехота. Поэтому выделяется всё в час по чайной ложке и бъётся малыми порциями об стенку. Нет возможности силы накапливать.

Для 1942-го это было верно. Промышленность еще не ожила и даже 120 мм минометы были в дивизионной артиллерии. Потом, когда смогли восполнить потери лета-осени 41-го дела пошли на поправку. Плюс совершенствование тактики подавления огневых точек.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Коля-Анархия
К Роман Алымов (10.01.2001 12:39:08)
Дата 10.01.2001 12:52:27

Re: Дык нет...

Приветствую
>она всем нужна, все просят.... И авиация всем нужна, и танки, и пехота. Поэтому выделяется всё в час по чайной ложке и бъётся малыми порциями об стенку. Нет возможности силы накапливать.

Приходи и увидишь. КАК ее там не было, правда там лес вновь вырос...
С уважением. Коля-Анархия.

От Роман Алымов
К Коля-Анархия (10.01.2001 12:52:27)
Дата 10.01.2001 13:13:37

Re: Дык нет...

>Приходи и увидишь. КАК ее там не было, правда там лес вновь вырос...
>С уважением. Коля-Анархия.
***** Дык ведь то что есть - это акумулированный результат за длительное время, а лучше бы половину того, но за несколько часов.