От И. Кошкин
К Китоврас
Дата 09.06.2003 14:18:43
Рубрики 11-19 век;

Re: Ереси вообще...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Доброго здравия!
>которые в советской историографии интерпретировались как чисто социальные.
>Можно вспомнить что и "бунташный век" и Стенька разин совпали с расколом.

ИМХО, туту аналогия несколько натянутая. Скорее, непродуманное проведение реформу, помноженное на стремление Никона к мирской власти умножили нестабильность в обществе.

>> Помнится во время Медного бунта в Москве (XVII ст.) мужики тоже к Алексею Михайловичу в Коломенское ходили с требованиями, но делать из этого вывод об их высокой гражданственности я бы не стал.
>Как раз говорит. 17-й век - это век земских соборов и земщины как являения. Так что в этом плане просьбы непосредственно к государю очень хорошо вписываются.

Это вообще русская традиция. пойти и чего-нибудь потребовать. Например коней и оружия у Изяслава))) Но свидетельствует, скорее, о слабости или мягкости правителя)))

>К слову - это вообще характерная московская традиция приходить к царю и чего-то требовать. Еще к Грозному приходили.

К Грозному приходили просить ))))

>>Всех благ...
>С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/
И. Кошкин

От Китоврас
К И. Кошкин (09.06.2003 14:18:43)
Дата 09.06.2003 14:39:53

Re: Ереси вообще...

Доброго здравия!
>ИМХО, туту аналогия несколько натянутая. Скорее, непродуманное проведение реформу, помноженное на стремление Никона к мирской власти умножили нестабильность в обществе.
Не совсем, в документах отмечают, что "Сенькины атаманы двумя перстами крестились" Там некоторые религиозные мотивы были.
раскол - это не только реформы, это обостренный интерес к вопросам веры, религиозным исканиями - ересям а тут и до бунта не далеко.
(Хотя конечно и социальные факторы сыграли немалую роль).

>Это вообще русская традиция. пойти и чего-нибудь потребовать. Например коней и оружия у Изяслава))) Но свидетельствует, скорее, о слабости или мягкости правителя)))
Ну Изяслав - это Киевская Русь - другое время другая галактика.

>К Грозному приходили просить ))))
В 1547 - именно требовать. Причем родную бабушку по обвинению в поджоге Москвы.

С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От Kazak
К Китоврас (09.06.2003 14:39:53)
Дата 09.06.2003 14:53:19

Так еще и при Петре малолетнем приходили требовать.

Стрельцы его родственников на расправу. И ведь выдали.

От Китоврас
К Kazak (09.06.2003 14:53:19)
Дата 09.06.2003 14:57:34

Это совсем другое

Доброго здравия!
>Стрельцы его родственников на расправу. И ведь выдали.
Там одни родственники других резали. При помощи стрельцов. Стрельцы не сами в Кремль поперлись, а потому что их туда позвали. Потом "надворная пехота" разошлась и чтобы ее усмирить пришлось дворянское ополчение собрать (чуть ли не в последний раз за его историю).
Но это скорее дворцовые интриги, а не народные возмущения.
С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От И. Кошкин
К Китоврас (09.06.2003 14:39:53)
Дата 09.06.2003 14:45:03

Re: Ереси вообще...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Доброго здравия!
>>ИМХО, туту аналогия несколько натянутая. Скорее, непродуманное проведение реформу, помноженное на стремление Никона к мирской власти умножили нестабильность в обществе.
>Не совсем, в документах отмечают, что "Сенькины атаманы двумя перстами крестились" Там некоторые религиозные мотивы были.

Скорее просто примкнули. Религозной составляющей мятеж не нес. Он и политической, в общем, не нес почти - так, погулять, с раската кого-нибудь пометать. Царевен, понимаш, топить надоело...

>раскол - это не только реформы, это обостренный интерес к вопросам веры, религиозным исканиями - ересям а тут и до бунта не далеко.

ИМХО, много было в самой личности Никона. ИМХО, значительная часть наездов Петра на церковь обусловлены именно тем, что он хотел себя обезопасить от подобного.

>(Хотя конечно и социальные факторы сыграли немалую роль).

>>Это вообще русская традиция. пойти и чего-нибудь потребовать. Например коней и оружия у Изяслава))) Но свидетельствует, скорее, о слабости или мягкости правителя)))
>Ну Изяслав - это Киевская Русь - другое время другая галактика.

ИМХО, не совсем.

>>К Грозному приходили просить ))))
>В 1547 - именно требовать. Причем родную бабушку по обвинению в поджоге Москвы.

Блин, тогда он еще не был Грозным.

>С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/
И. Кошкин

От Китоврас
К И. Кошкин (09.06.2003 14:45:03)
Дата 09.06.2003 15:01:07

Re: Ереси вообще...

Доброго здравия!
>Скорее просто примкнули. Религозной составляющей мятеж не нес. Он и политической, в общем, не нес почти - так, погулять, с раската кого-нибудь пометать. Царевен, понимаш, топить надоело...
ИМХО все же сыграли потому что именно социально-политические и религиозные мотивы позволили в общем-то заурядному казачьему мятежу перерости в крестьянскую войну.


>ИМХО, много было в самой личности Никона. ИМХО, значительная часть наездов Петра на церковь обусловлены именно тем, что он хотел себя обезопасить от подобного.
Это есть. Но Петр тут не причем. То что сделал Никон было в сущности оприходованно государством еще при Алексее Михайловиче. Именно тогда Церковь фактически вошла в состав госаппарата. А Петр просто убрал патриараха как институт.

>Блин, тогда он еще не был Грозным.
Но Иваном Васильевичем уже вполне.

>>С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/
>И. Кошкин
С уважением, Китоврас http://gradrus.chat.ru/