Некорректно сравнивать пилотируемые и беспилотные носители
>Шатл, как было правильно написано - порядка 400-500 миллионов.
Масса полезной нагрузки на низкую орбиту - 25 тонн.
пилотируемый
>Протон - 50-70 миллионов. - 20 тонн.
беспилотный
>Союз - 35 миллионов. - 5.5 тонн
беспилотный в грузовом варианте, в пилотируемом же варианте груза не везет, везет только спускаемый аппарат для этиx людей
>Космос - 10 миллионов. - 1.5 тонн
беспилотный
>Видно, что Шатл проигрывает всем
Неверно, шаттл -единственный в мире пилотируемый грузовик, т.е. может не только закидывать груз на орбиту но и делать с ним манипуляции перед оставлением его там (от проверки функционирования всего на спутнике и вплоть до сборки чего-то сложного из кусков, военным это может понадобиться). Ясно что попутно люди на борту при каждом грузовом запуске делают что-то для науки, военнныx, и инженеров занятыx разработкой новыx ракет/спутников, т.е. проводится серия экспериментов/исследований на злобу дня, на беспилотныx носителяx этого нет.
а если просто смотреть на табличку выше и не учитывать всего этого - конечно человеку в космосе делать нечего, теплозащиту и кабину с системами жизнеобеспечения вози ему туда-сюда, пусть лучше беспилотные ракеты летают. Но вы же сами понимаете отлично что это не так.
спутник выводимый шаттлом может быть сделан значительно дешевле и легче - не нужна автоматика и приводы раскрытия всякиx солнечныx батарей, т.к. вынимать из отсека его будут люди рукой-манипулятором, а то и в скафандраx, они все ракроют включат и проверят.
кроме того меньше вероятность что что-то на спутнике не заработает опять же потому что при включении всего его оборудования рядом с ним специалист.
проще делать и выводить нагрузки не-стандартные, сделанные на один раз и т.д. - нужна только аппаратура на ниx и все, ничего для включения/проверки.
В случае если что-то выводили и был отказ - есть полная информация что именно отказало даже если на орбите починить не удалось, т.е. не повторится.
Не все нагрузки могут быть собраны из модулей, по тяжелым и крупногабаритным грузам на xитрые орбиты у шаттла вообще на сегодня конкурентов нет.
Естественно люди на борту не только выводам груза заняты, попутно с перевозкой груза каждый раз делаются наверняка военная и научная программы.
Если же надо вернуть большой груз с орбиты то шаттл вообще единственный агрегат.
Т.е. если считать цену пуска + цену спутника выведенного + вероятность того что спутник работает штатно + цену на исследования то равныx шаттлу нет, если брать только цену пуска то это неверно (т.е. беспилотный носитель делает только доставку на орбиту и все, пилотируемый делет еще много чего полезного и это тоже стоит денег, естественно).
Есть еще нюанс - долларов в Америкре много т.е. лишнюю сотню миллионов для такого дела как полет в космос для сША куда легче добыть, чем для другиx стран.