От NV
К Pavel
Дата 08.05.2003 23:08:49
Рубрики Современность; Космос;

Это я в сердцах

просто пишут о теплозащите так же как о рассохшихся дверях на даче. Типа все покривело и щели в палец. Ну обидно просто...

>Про журналистов не знаю, но у нас рессурс рассчитывался на 100 полетов или 20 лет, тем более, что предусматривался контроль и ремонт ТЗ по крайней мере в первых полетах (с выходом в космос), конечно может и мы бы расслабились, что характерно для русских.А насчет "рассохшихся", то у плитки есть гидрофобизация, которая не вечна, кремнийорганический клей наконец, потом с каждым полетом в "кварцевом"(аморфном) волокне увеличивается содержание альфа-кристобалита, который приводит к резкому снижению прочности и содержание которого тоже требует контроля, а вот как его осуществить на 30-40 тыс. плиток не представляю.

выборочный контроль наверное. А выбирать плитки по случайному закону.

Виталий

От А.Никольский
К NV (08.05.2003 23:08:49)
Дата 09.05.2003 01:56:20

"Колумбия" говорят был особо опасный Шаттл

В последнем номере "Новостей Космонавтики" написано, что именно на передней кромке крыла у его лонжеронов или как там правильно был какой-то неправильный сплав, который образовывал электрохимическую пару (может я неверно тут сказал, в общем, пару, которая корродирует), и на последующих Шаттлах это поправили, но именно из-за этой пары крыло именно у Колумбии было особо ослаблено и удар термопеной по нему оказался фатальным.
С уважением, А.Никольский

От Pavel
К А.Никольский (09.05.2003 01:56:20)
Дата 10.05.2003 22:08:14

Re: "Колумбия" говорят...

Доброго времени суток!
>В последнем номере "Новостей Космонавтики" написано, что именно на передней кромке крыла у его лонжеронов или как там правильно был какой-то неправильный сплав, который образовывал электрохимическую пару (может я неверно тут сказал, в общем, пару, которая корродирует), и на последующих Шаттлах это поправили, но именно из-за этой пары крыло именно у Колумбии было особо ослаблено и удар термопеной по нему оказался фатальным.
Что-то здесь не-то, ибо на поверхности кромки никаких сплавов нет, а есть композит углерод-углерод с покрытием из карбида кремния, а уж если он прогорит, то любой сплав накроется.
С уважением! Павел.

От Dassie
К А.Никольский (09.05.2003 01:56:20)
Дата 09.05.2003 10:25:19

О коррозии

Дело еще и в том, что самые
термостойкие части покрытия шатла, сделанные из углеродного композита, укрепляются на носу и на передних краях
крыльев с помощью болтов, а не приклеиваются, как остальные
теплозащитные плитки. Крепежные болты сделаны из антикоррозионной стали,
и как раз места соединения углеродных защитных панелей с алюминиевым
каркасом подвержены наиболее сильной коррозии из-за просачивающихся туда
соленых паров морской воды (Флорида ведь). Это было отмечено на "Колумбии" еще в 1983
году. На корродированные места приклеивали алюминиевые накладки. Но
доступ внутрь крыла такой
непростой, что, как сказал шатловский инженер-ветеран, только один
"маленький стажер-англичанин" из его команды смог туда пролезть,
проверить и починить (дело было в 1983-85 годах). В 2001 году "Колумбию"
основательно подчинили-модифицировали, но проблемы с коррозией, возможно,
остались.

В пользу "Колумбии" скажу, однако, что, поскольку это был первый шатл, на нем - и только на нем - было некое подобие "черного ящика", точнее,
25-килограммовый сундук, записывавший информацию от более чем 700 датчиков
на этапе выхода на орбиту и на этапе спуска. Объем информации - существенно больше той телеметрии, что шла на Землю.
Прибор назывался Orbiter Experiment Support System (OEX).

Так вот, сундук этот нашли - и часть информации с него удалось расшифровать.
По-видимому, это также помогло в расследовании.

Я довольно внимательно следил за расследованием - и вывешивал выжимки на Либеральном форуме, под ником "Инфа".
(Если вдруг кто-то пойдет смотреть - там 80 процентов мусора из-за ругани с разными пижонами.)

От А.Никольский
К Dassie (09.05.2003 10:25:19)
Дата 09.05.2003 13:43:09

во-во, там про эту гайку, которая с болтом пару делала (-)


От Dassie
К А.Никольский (09.05.2003 13:43:09)
Дата 09.05.2003 14:24:17

Скорее всего,

не про болт с гайкой речь, а про болт
и соприкасающийся с ним алюминий.

От Dassie
К Dassie (09.05.2003 10:25:19)
Дата 09.05.2003 10:36:03

Хорошее фото "Колумбии"

Из моего старого месса на ЛФ.

Добавилось и то, что поверхность фюзеляжа и крыльев "Колумбии" была менее гладкой, чем у
других шатлов - об этом было известно давно, но серьезного внимания проблеме не уделялось. Хотя
по меньшей мере в двух предыдущих полетах "Колумбии" - в 1989 и 1995 годах - переход
ламинарного (незавихренного) обтекающего шатл потока воздуха в турбулентный происходил раньше
времени,
а для левого крыла - еще раньше, чем для правого, это приводило к более продолжительному и
более сильному разогреву поверхности.

На фото - удачное возвращение "Колумбии". Прямоугольный люк левого шасси (там начались
отключения датчиков температуры в последнем полете) слегка намечен вблизи края левого крыла,
рядом с фюзеляжем. Примерно туда или на край крыла и ударил кусок изоляции с топливного бака.




От Pout
К А.Никольский (09.05.2003 01:56:20)
Дата 09.05.2003 08:21:50

Челленджер тоже был неправильный Шаттл

Теперь Коламбия неправильная. может что-то в консерватории поправить

>В последнем номере "Новостей Космонавтики" написано, что именно на передней кромке крыла у его лонжеронов или как там правильно был какой-то неправильный сплав, который образовывал электрохимическую пару (может я неверно тут сказал, в общем, пару, которая корродирует), и на последующих Шаттлах это поправили, но именно из-за этой пары крыло именно у Колумбии было особо ослаблено и удар термопеной по нему оказался фатальным.

Я в 87 готовил докладец по ДСП источникам(об этом и об этой оценке оттуда была речь после аварии Коламбии),и не вдаваясь более в дискуссию про"космос всегда останется делом отважных людей ,тернисты дороги к звездам" и прочую уместную лирику напомню,что в докладах НАСА 87г приводилась оценка на 50 полетов -катастрофа. Там был не сплав и не плитки, а кольцо ТТУ,но оценка каксалась всей схемы. Доклады НАСА по аврийности видимо были и потом,тут чт-то проходило.

Лирикой и завершусь.Порочная схема и рисковый аппарат, но после второй потери плюс еще завидное лихое упорство , видмо времена лихие.

с уважением
>С уважением, А.Никольский

От NV
К Pout (09.05.2003 08:21:50)
Дата 09.05.2003 09:15:14

В принципе пора бы эту лавочку закрыть

> Лирикой и завершусь.Порочная схема и рисковый аппарат, но после второй потери плюс еще завидное лихое упорство , видмо времена лихие.

в том смысле что эксплуатацию прекратить - отлетали, просто по времени (годам), и если бы первоначальные прогнозы 70-х были верны, Шаттлы бы уже стояли в музеях, а летали какие - нибудь Стар Рейкеры (был такой прожект). Однако за неимением им смены американцы просто вынуждены пойти на путь продления ресурса насколько возможно.

Виталий


От Тов.Рю
К NV (09.05.2003 09:15:14)
Дата 09.05.2003 19:56:13

Судя по всему...

>> Лирикой и завершусь.Порочная схема и рисковый аппарат, но после второй потери плюс еще завидное лихое упорство , видмо времена лихие.
>в том смысле что эксплуатацию прекратить - отлетали, просто по времени (годам), и если бы первоначальные прогнозы 70-х были верны, Шаттлы бы уже стояли в музеях, а летали какие - нибудь Стар Рейкеры (был такой прожект). Однако за неимением им смены американцы просто вынуждены пойти на путь продления ресурса насколько возможно.

... просто не оказалось в наличие таких перспективных проектов, чтобы оправдать быстрое развитие пилотируемой космонавтики. Всяких там генетики в невесомости, не говоря уж об уникальных монокристаллах и т.п., с которыми носились в 70-е годы. Если уж высокотемпературная сверхпроводимость фактически псу под хвост (это я чисто по аналогии, как пример проекта, которому априори приписывалось суперэпохальное значение чуть ли не сто лет)...

>Виталий
Примите и проч.