>Многие генералы русской армии считали, что первый день битвы прошел достаточно удачно, и ожидали продолжения битвы на следующий день, собственно, даже приказ был отдан. Приказ Кутузова отступать был неожиданностью для них. Одной из причинами приказа отступать называют как раз получение информации от пленного офицера, что гвардия Наполеона не приняла участия в сражении, т.е. осталась в полном порядке. На самом деле причин было несколько, и трудно сказать, какая более важная.
Т.е. в статье Бородино Энгельс, ссылаясь на мемуары полковника Толя утверждает, что вечером после сражения в русской армии было 52000 чел. ( если мне память не изменяет, но 50 с хвостиком, а не 60).
Мемуары Толя, как я понимаю были изданы на немецком или французком.
Если это так, то ни о каком сражении на следующий день идти не могло и речи.
Я же говорю:
>Одной из причин приказа отступать называют как раз получение информации от пленного офицера, что гвардия Наполеона не приняла участия в сражении, т.е. осталась в полном порядке. На самом деле причин было несколько, и трудно сказать, какая более важная.
Огромные потери - это вторая причина. Кутузов так и написал царю - оставили позицию, потому что ослабленная потерями армия не могла удерживать столь обширную позицию. Были и другие причины.
Кстати, Толь тогда был не генерал, а полковник, и состоял лично при Кутузове, который использовал его как второго начштаба. Истинные размеры потерь стали более-менее проясняться только ночью после битвы, причем сведения стекались как раз к Толю, так что он вероятно был первый, кто понял ситуацию с потерями.