От БТ-7А
К Сергей Зыков
Дата 09.03.2003 12:29:09
Рубрики Танки; Армия; 1917-1939;

большое спасибо,Сергей. (-)


От Сергей Зыков
К БТ-7А (09.03.2003 12:29:09)
Дата 09.03.2003 13:14:47

"ну раз уж вы больше ничего не хотите" (с) Кролик

у меня все упомянутое в тхт перелито так что и искать не пришлось - у Бескурникова мне про Б-3 ничего не встретилось, В ТиВ тоже ничего нет. Вот случайно сегодня набрел на сайт с хорошей статьей, обзорной,
http://mil-trucker.narod.ru/half-tracks.htm
есть там известные фото

У Прочко кое что прописано про Б-3 в Водной части БК"БТР-152"
Итересный выходит вопрос -кому понадобился миф о Б-3 в 39 году?

К сожалению, не соот­ветствует действительности и миф о яко­бы построенном в 1939 году тяжелом полугусеничном БТР Б-3.
...
В начале 1944 года ЗИС изготовил опытный 12-местный бронетранспортер Б-3 (иногда в отчетах именуемый АТ-3, хотя эту не­бронированную машину, построенную в сентябре 1943 года, можно рассмат­ривать только как шасси для Б-3) с ма­кетным бронированием из котельной стали толщиной 6 — 15 мм, вооружен­ный крупнокалиберным пулеметом ДШК на открытой турели. При полной массе 7100 кг он мог развивать ско­рость не более 40 км/ч — явно недо­статочную для машины этого класса. Правда, низкое среднее удельное дав­ление гусеничного движителя 0,3 кгс/см2 обещало обеспечить хорошую прохо­димость по слабым грунтам, но до это­го дело не дошло. Испытания Б-3 на Научно-исследовательском бронетан­ковом полигоне дали отрицательные результаты — низкая надежность агре­гатов трансмиссии и перегрев двига­теля, постоянно работающего на пре­деле. И на этот раз столь нужная ар­мии машина не состоялась.




«Бронеколлекция» № 5(38)2001
Е.И. Прочко
"Бронетранспортер БТР-152"

- Бронетранспортеры БТР-152 — не­изменные участники военных пара­дов на Красной площади в 50-е годы. Москва, 1 мая 1956 года
- Наиболее популярный в Красной Ар­мии в годы Великой Отечественной войны американский полугусеничный бронетранспортер М2
- Бронеавтомобиль БА-22 можно рас­сматривать как первый отечествен­ный бронетранспортер
- Полугусеничный бронетранспортер Б-3. 1944 год

В начале Второй мировой войны сложился и получил широкое распрос­транение новый вид боевой техники, отражавший радикальные изменения в тактике ведения наступательных дей­ствий — бронетранспортер (БТР). Как известно, любая военная техника со­здается по заказу. В данном случае армии требовалось массовое и недо­рогое бронированное транспортное средство высокой проходимости, с хо­рошей маневренностью на поле боя, способное с минимальными потерями в условиях огневого противодействия доставлять одно-два отделения пехо­ты с вооружением к.переднему краю противника, как самостоятельно, так и вслед за атакующими танками, и при­крывать их огнем своих пулеметов. Отсюда главное требование — броне­транспортер должен уверенно преодо­левать тяжелое бездорожье, включая глубокий снег, сыпучий песок, боло­тистую луговину, а также глубокие рвы, канавы, броды, крутые подъемы со сла­быми покрытиями склонов — словом, иметь проходимость на уровне танка.
Все это стало возможным благода­ря созданию в конце 30-х годов ра­ботоспособных вездеходных шасси — полноприводных колесных, легких гу­сеничных, надежных полугусеничных. Теперь с их помощью бронетранспор­теры могли преодолевать препятствия, ранее совершенно непроходимые. Из-за весовых ограничений бронирова­ние этих боевых машин было легким — противопульным, но при этом могло существенно усиливаться за счет ра­ционального расположения бронелистов.
Как правило, в открытом сверху кор­пусе БТР удобно размещалось оружие непосредственной поддержки пехоты — пулемет обычного (а в ряде случаев и крупного) калибра с круговым обстре­лом, иногда миномет среднего калиб­ра. Кроме того, десант мог вести интен­сивный огонь из личного оружия через бойницы. Впоследствии бронетранспор­теры стали носителями и более тяжело­го противотанкового, зенитного, артил­лерийского (до 75 мм) и реактивного (до 280 мм) вооружения.
Соответственно расширялась сфера боевого применения БТР, в первую оче­редь самых лучших из них — немецких. Опыт боевых действий польского похода сентября 1939 года и особенно успешной для вермахта французской кампании мая — июня 1940 года показал, что БТР весьма эффективны при преследовании отходящего после танковой атаки против­ника и закреплении на захваченной мест­ности. Незаменимыми оказались они и для быстрой переброски мотопехоты в угрожаемый район в условиях огневого противодействия; при захвате мостов и устранении инженерных заграждений;
для сопровождения колонн, охранения, передовой разведки; обслуживания штабов, служб связи, саперных и сани­тарных служб; перевозки боеприпасов, а также в качестве быстроходных бро­нированных тягачей для противотанко­вой артиллерии. В бронетанковых со­единениях их использовали как маши­ны технического обслуживания. В ка­честве шасси для своих БТР немцы ши­роко и в многочисленных вариантах ис­пользовали весьма совершенные по кон­струкции, хорошо отработанные так на­зываемые 1-тонные и 3-тонные полугу­сеничные тягачи с неведущими передни­ми управляемыми колесами и мелкозвенчатыми металлическими гусеницами с шарнирами на игольчатых подшипниках.
Американцы тоже оценили эффектив­ность использования БТР и к началу вой­ны развернули массовое производство множества вариантов боевых машин: по­лугусеничных с резино-тросовой гусе­ничной лентой и колесных на полнопри­водном шасси 4х4, а также больших гу­сеничных плавающих транспортеров. Они вооружались тяжелыми пулеметами, ми­нометами, противотанковыми орудиями, полевыми пушками средних калибров и, по существу, стали первыми многоцеле­выми боевыми транспортными средства­ми. Американские БТР несколько усту­пали немецким по бронезащите из-за не­рациональной прямоугольной конфигу­рации корпусов (что, однако, увеличива­ло вместимость и улучшало обитаемость), но превосходили машины вермахта по общей подвижности, надежности и про­ходимости. Обязательное наличие перед­них ведущих мостов, правда, кинемати­чески плохо согласованных с гусеница­ми, лебедок или опорных барабанов за­метно улучшало преодоление сложных профильных препятствий. Если немцы широко применяли свои БТР в боевых порядках пехоты, смело и активно ис­пользовали их для ведения наступатель­ных операций, то американские БТР боль­ше использовались как многоцелевые машины охраны, сопровождения, связи, разведки и носители тяжелого оружия.

К началу войны СССР не имел бро­нетранспортеров, если не считать опыт­ных образцов невооруженного и мало­подвижного, скорее санитарного транс­портера БА-22, созданного в 1937 — 1939 годах на довольно слабом шасси ГАЗ-ААА (6х4) с весьма ограниченной проходимостью. К сожалению, не соот­ветствует действительности и миф о яко­бы построенном в 1939 году тяжелом полугусеничном БТР Б-3. Очевидно, что необходимость в бронетранспортерах для перевозки мотопехоты вполне осоз­навалась руководством Красной Армии еще до войны, по крайней мере, после успешных боевых действий вермахта в 1940 году, однако для их производства не было ни отработанных опытных об­разцов, ни свободных мощностей заво­дов — все в тот период отдавалось бо­лее приоритетному танкостроению. В результате широко практиковалось ис­пользование десанта, посаженного на броню танков. Это увеличивало темпы преследования отходящего противника, но вызывало неоправданно большие потери ничем не защищенных бойцов.
Начиная с 1942 года американские бронетранспортеры, а также легкие английские гусеничные машины «Брен» в заметных количествах стали поступать по ленд-лизу в СССР, где были по дос­тоинству оценены как новый, крайне необходимый класс боевых машин, не имевший у нас аналогов. Правда, по пря­мому назначению они использовались редко, главным образом, из-за недоста­точного количества и не предусмотрен­ного боевыми уставами применения их в ходе ведения наступательного боя. Зато в боевом охранении, защите шта­бов, в том числе и от воздушного напа­дения, сопровождении транспортных колонн, конвоировании машин крупных военачальников американские БТР при­менялись достаточно широко и успеш­но. Хорошо показали они себя и в улич­ных боях в составе штурмовых групп, будучи вооруженные тяжелыми пулеме­тами, особенно счетверенными зенит­ными. С таких машин хорошо защищен­ные от ответного огня экипаж и десант результативно вели обстрел верхних эта­жей зданий, дотов и уличных заграж­дений.
Создание отечественных образцов БТР в разгар войны было весьма про­блематичным. По-прежнему не имелось соответствующих шасси и свободных мощностей для их массового производ­ства. Тем не менее, за проектирование большого бронетранспортера в конце 1942 года в инициативном порядке взялся московский автозавод им.Стали­на (ЗИС). В качестве основы решено было использовать только что освоен­ное полугусеничное шасси ЗИС-42, что само по себе не оставляло никаких на­дежд на успех.
ЗИС-42, обладая прекрасной про­ходимостью по слабым грунтам (снег, болото, глубокая грязь), имело недо­статочную подвижность (малая удель­ная мощность, несовершенство транс­миссии, недостаточные тяговые свой­ства), крайне низкие надежность и прочность агрегатов (частые обрывы резино-корд-ных гусеничных лент и приводных роликовых цепей, дефор­мации рам гусеничных тележек, по­ломки трансмиссии, рулевого управ­ления, подвески). Но поскольку дру­гого подходящего шасси не было, то решили попробовать. В начале 1943 года построили деревянный полно­размерный макет БТР на 14 посадоч­ных мест для бойцов с одним пуле­метом ДТ. Машина получила индекс ТБ-42.
Ожидаемая полная масса ТБ-42 — 8500 кг — была слишком велика для не­прочного шасси ЗИС-42, а при мощ­ности 80 л.с. (все, что можно было «вы­жать» из двигателя ЗИС-5М) можно было получить скорость не более 30 — 35 км/ч, и то по шоссе. Тем не менее, «танкисты» проявили определенный интерес к этой работе и установили срок изготовления пяти опытных об­разцов — 15 июня 1943 года. Но вско­ре, трезво взвесив все «за» и «против», ЗИС сам отказался от проекта ТБ-42 как нерационального и вряд ли осуществи­мого. Было принято решение постро­ить оригинальное полугусеничное шас­си с использованием хорошо отрабо­танной и надежной ходовой части (опорные и поддерживающие катки, ведущие звездочки, подвеска, звенья гусениц и др.) легкой самоходной ус­тановки СУ-76М (ГАЗ-15-126), массо­во выпускавшейся на трех заводах. К сожалению, силовую установку и трансмиссию оставили прежними. Управля­емые колеса не были ведущими — обо­рудование по производству передних ведущих мостов и раздаточных коро­бок подходящего для этой цели пол­ноприводного ЗИС-32Р к тому време­ни было безвозвратно размонтирова­но и использовано для других целей. Форсированный миасский двигатель ЗИС-МФ мощностью 95 л.с. получить тоже не удалось. Пришлось довольст­воваться все тем же ЗИС-5М, мощность которого была явно недостаточной, не хватало и крутящего момента. В начале 1944 года ЗИС изготовил опытный 12-местный бронетранспортер Б-3 (иногда в отчетах именуемый АТ-3, хотя эту не­бронированную машину, построенную в сентябре 1943 года, можно рассмат­ривать только как шасси для Б-3) с ма­кетным бронированием из котельной стали толщиной 6 — 15 мм, вооружен­ный крупнокалиберным пулеметом ДШК на открытой турели. При полной массе 7100 кг он мог развивать ско­рость не более 40 км/ч — явно недо­статочную для машины этого класса. Правда, низкое среднее удельное дав­ление гусеничного движителя 0,3 кгс/см2 обещало обеспечить хорошую прохо­димость по слабым грунтам, но до это­го дело не дошло. Испытания Б-3 на Научно-исследовательском бронетан­ковом полигоне дали отрицательные результаты — низкая надежность агре­гатов трансмиссии и перегрев двига­теля, постоянно работающего на пре­деле. И на этот раз столь нужная ар­мии машина не состоялась.
Попытка Горьковского автозавода (ГАЗ) приспособить для перевозки десанта свой малый бронеавтомобиль БА-64, создав весной 1943 года его десантно-транспортную модификацию под неофициальным названием БА-64Е, также была неудач­ной. Машина имела малую вместимость (3 — 4 человека), вооружение отсутство­вало, посадка и десантирование оказа­лись неудобными. Часть машин из выпу­щенной небольшой серии, состоящей из 11 единиц, проходила испытания в Дей­ствующей армии, давшей им по указан­ным причинам отрицательное заключе­ние. Правда, были отмечены хорошая ди­намика и высокая проходимость.

От Кирасир
К Сергей Зыков (09.03.2003 13:14:47)
Дата 09.03.2003 13:41:54

Вот я и говорю - похоже, Прочко прав насчет 44 года.. (-)


От Сергей Зыков
К Кирасир (09.03.2003 13:41:54)
Дата 09.03.2003 14:57:22

Прав то он прав, но

откуда пошла эта лабуда на счет 39 года?

И что примечательно! - миф оброс деталями и прочими подробностями от автора к автору!
как у Киннера упомянуто про гусеницы от Т-40 с специальными резинометалическими вставками

От М.Свирин
К Сергей Зыков (09.03.2003 14:57:22)
Дата 12.03.2003 02:05:40

А откуда у нас идет все остальное?

Приветствие

>откуда пошла эта лабуда на счет 39 года?

Я думаю, что оттуда же, что и Т-100-Y, ставший СУ-100У и оттуда же, откуда спернутый с СМК люк был самолетом доставлен в Германию чуть ли не лично дедушке Порше :)

>И что примечательно! - миф оброс деталями и прочими подробностями от автора к автору!

А детали всегда придают вес :)

>как у Киннера упомянуто про гусеницы от Т-40 с специальными резинометалическими вставками

Как у Андрея Бескурникова в первом творении было написано про 45-мм пушку у Т-18М :) Как я долго заблуждался о тождественности пушек "Гочкис-ПС" и ПС-1 :)

Это нормально.

Подпись

От Дмитрий Козырев
К Сергей Зыков (09.03.2003 14:57:22)
Дата 11.03.2003 13:04:45

Re: Прав то...

>откуда пошла эта лабуда на счет 39 года?

Может от полугусеничного-же БА-30?

От БТ-7А
К Дмитрий Козырев (11.03.2003 13:04:45)
Дата 11.03.2003 16:50:17

про это я вообще в первую очередь подумал,но они все же разные:)(+)

Всем, здравствуйте!
потеря и "буквы" и "нолика" слишком много в простой абревиатуре.Опять-таки БА-30 не транспортер,а чистый БА.
С уважением, БТ-7А
http://www.almanacwhf.ru

От М.Свирин
К БТ-7А (11.03.2003 16:50:17)
Дата 12.03.2003 02:07:17

Re: про это...

Приветствие
>Всем, здравствуйте!
>потеря и "буквы" и "нолика" слишком много в простой абревиатуре.Опять-таки БА-30 не транспортер,а чистый БА.

Был проект и макет некоего сооружения для транспортировки боеприпасов и пехоты и именно на шасси БА-НАТИ.

Подпись