От Владислав
К Китоврас
Дата 04.03.2003 04:35:58
Рубрики WWII; ВВС;

Оттуда же

Приветствую!

>Доброго здравия!
>вот хороший стих:
>Oerlicon-Elephants

Еще два из того же цикла:

Ночь тяжела и жестока, рассвет тяжел и багров,
- Смотри, восходит с востока множество алых кругов.
Пилоты в священном трансе, их крылья острей ножа,
И с ними Аматерасу, Небесная Госпожа.
Но против Царицы небесной, против её полков,
Те, кто не побоится даже Ветра Богов:
Всадники на турбинах, с пушками на крыле,
Новые паладины в стали и оргстекле.

Это не полубоги, не ангелы даже на треть,
Всё, что они умеют - летать, стрелять и гореть.
Последнее, впрочем, реже: Подписью их побед
Враг оставляет в небе извилистый дымный след.

Воют винты и турбины над мутной рекой Меконг,
Бьют снаряды и пули в синий небесный гонг,
Сплелись в ритуальном танце грохота и огней
Аматерасу-солнце с Властительницей Морей.
Но для Востока отныне лишен успеха поход,
Время настало богине скрыться в Небесный Грот,
Локаторы шарят в небе сотней невидимых рук,
К закату, на запад, прорвался единственный алый круг.

И это работа смертных, тех, кто горел на лету,
В вихре огненных клочьев рушился в пустоту,
Из тех, кто горел и падал, был сбит и врага сбивал,
Можно курган насыпать, чтоб выше Тибета встал.

Но если восстанут боги с громами наперевес,
Как пепел от сигареты, богов отряхнут с небес,
Пушки забьются в злобе, залают громам в ответ,
И в небе оставят боги извилистый дымный след!

1992 (1947)


***

На площади в Кришнангаре, где душит жара патрули,
Как камень в пустынном загаре, в бурой дорожной пыли,
В выгоревшем мундире, дважды пробитом свинцом,
Забыв навсегда о мире, сидит Потерявший Лицо.

Проходят мимо солдаты, пытаясь, в который раз,
Понять, что за пламя мерцает в узких прорезях глаз,
Одна у них пыль на лицах и солнце над головой,
Но ниже смерти унижен, тем, что еще живой,
Японец не шелохнется, не бросит взгляда в ответ:
Солдат старше солдата всего на тысячу лет...
Что ему пыль и солнце, что ему смерть и жизнь,
Что ему новомодный западный гуманизм!

Стершийся, как монета, патиной пыли зарос,
Он не служит ответом ни на один вопрос,
Застыл, как бронзовый Будда, горящий больным огнём,
Но для него нет чуда, и нет смирения в нём.

1992 (1947)

(to Кмрасир: мои извинения, цикл называется "Киплинг, 1947")

С уважением

Владислав

От Kadet
К Владислав (04.03.2003 04:35:58)
Дата 04.03.2003 09:29:59

Ре: Оттуда же


>Стершийся, как монета, патиной пыли зарос,
>Он не служит ответом ни на один вопрос,

Ну нет, пленные японцы таки без проблем кололись. Для них плен был немыслимым, значит, попавши туда терять просто нечего.

>Застыл, как бронзовый Будда, горящий больным огнём,
>Но для него нет чуда, и нет смирения в нём.

Так чего он сидит а не бежит джунгли партизанить, или харакирится? А вообще стишок неплохой :-)

От Владислав
К Kadet (04.03.2003 09:29:59)
Дата 05.03.2003 02:59:29

Пленные японцы

Приветствую!

>>Стершийся, как монета, патиной пыли зарос,
>>Он не служит ответом ни на один вопрос,
>
>Ну нет, пленные японцы таки без проблем кололись. Для них плен был немыслимым, значит, попавши туда терять просто нечего.

Ничуть. Откуда тогда у нас столько пленных после Манчжурии образовалось? И эксцессов с ними особых не было -- с Хартманн вон куда больше геморороя устроил ;-)

На самом деле фанатизм японских солдат был в значительной степени вызван эффективной японской пропагандой. Солдаты и в самом деле были уверены, что у них снимут скальпы и отрежут все, что можно. Когда стало известно, что американцы и англичане сохрангяют жимзнь пленным, в плен стали сдаваться гораздо больше.

Кроме того, следует различать офицеров и обычных солдат. Первые были самураями (кстати, среди сержантов самурайский дух тоже был в почете), и поэтому сдаваться в плен не могли. Рядового же заставить совершить самоубийство мог только его командир, причем не по уставу, а своим личным авторитетом.


С уважением

Владислав

От Kadet
К Владислав (05.03.2003 02:59:29)
Дата 05.03.2003 09:38:37

Ре: Пленные японцы


>Ничуть. Откуда тогда у нас столько пленных после Манчжурии образовалось? И эксцессов с ними особых не было -- с Хартманн вон куда больше геморороя устроил ;-)

Откуда-откуда...не знаком я с особенностями Манчжурского конфликта, но рискну предположить что либо те части были деморализованны и разложенны долгим пребыванием в китае, либо они в массе своей были поставленны перед необходимостью либо сдаться либо умереть после капитуляции.

>На самом деле фанатизм японских солдат был в значительной степени вызван эффективной японской пропагандой. Солдаты и в самом деле были уверены, что у них снимут скальпы и отрежут все, что можно. Когда стало известно, что американцы и англичане сохрангяют жимзнь пленным, в плен стали сдаваться гораздо больше.

Когда? :-) На Иво Дзиме или на Окинаве?

>Кроме того, следует различать офицеров и обычных солдат. Первые были самураями (кстати, среди сержантов самурайский дух тоже был в почете), и поэтому сдаваться в плен не могли. Рядового же заставить совершить самоубийство мог только его командир, причем не по уставу, а своим личным авторитетом.

На Окинаве не то что рядовые, местные жители массовым самоубийством увлекались. Судя по описанию Сакая, самурайский дух среди всех солдат был в почете, хотя-бы официально. Описаний рядовых японских солдат воевавших на островах АФАИК не осталось, а если остались, то не переведенны на русский или английский, по понятным причинам. Мне они во всяком случае не встречались. Так что насчет наземных войск я сказать не могу.

С уважением

ПС-а вообще, в стихотворении речь шла о том какой охрененно гордый и самурайский именно данный японский солдат (без указания его звания.) Так что вопрос, чего он не харакирится или партизанит а просто сидит на земле и поражает идущих мимо на восток врагов своим невообразимым самурайством остается открыт :-)

От abacus
К Kadet (05.03.2003 09:38:37)
Дата 05.03.2003 10:20:34

Ре: Пленные японцы

>Когда? :-) На Иво Дзиме или на Окинаве?

На Окинаве все же гораздо больший процент пленных, чем на Иводзиме. А тот, в свою очередь, больше, чем на Сайпане. То есть, прослеживается тенденция - со временем процент пленных увеличивается. Не потому, что "узнали", а, видимо, "от общего разочарования".
****


>На Окинаве не то что рядовые, местные жители массовым самоубийством увлекались.

Ето на Сайпане. Там с обрыва прыгали. На Окинаве по пещерам прятались.
****

>ПС-а вообще, в стихотворении речь шла о том какой охрененно гордый и самурайский именно данный японский солдат (без указания его звания.) Так что вопрос, чего он не харакирится или партизанит а просто сидит на земле и поражает идущих мимо на восток врагов своим невообразимым самурайством остается открыт :-)

Как раз , как литературно-поетический образ, тут не совсем уместен. Я бы сказал, не "самурайство", а пропаганда "бусидо". Самураи прекрасно обходились и без всяких харакирев и любили жизни и не считали, что надо вот так просто ее лишаться. "Сказание о доме Тайра" идей пожертвования не так уж и одобряет. Сами идеи харакири - чужие, от айнов и получили распространения уже после "епохи самураев", когда она стала превращаться в "декоративную" - Мусаши, "38 самураев"... То есть - пропагандистский лозунг.


С уважением, Абакус
http://webpages.charter.net/abacus/index.html