От Boris
К Рыжий Лис.
Дата 04.02.2003 23:27:12
Рубрики Армия;

Re: ЧП в Пскове.

Доброе утро,
Парню - поправиться.

А относительно благополучный исход может объясняться следующим (дальше сугубое ИМХО): прыжок выполнялся с Ан-2 на парашюте типа Д-6 или Д-10, имеющем стабилизирующий парашют площадью 1.5 кв.м, и обеспечивающем скорость падения примерно 35 метров в секунду (зависит от веса и положения парашютиста). После отделения от Ан-2 принудительно раскрывается стабилизирующий парашют (его чехол остается прикрепленным к тросу карабином) и до срабатывания прибора ППК-У (через 3 сек, как правило) парашютист летит как раз с названной скоростью. ППК открывает двухконусный замок, и стабилизирующий парашют вытаскивает основной купол из камеры - примерно так. Можно ввести в действие основной и с помощью "звена ручного раскрытия", то есть дернуть кольцо. Спереди прикреплен запасной парашют З-5 или З-6, там есть свое кольцо и должен быть еще один ППК-У, на сей раз установленный на срабатывание на высоте 300 метров над аэродромом. Если его не обезвредить после нормального открытия купола основного парашюта, запаска раскроется.
Как видим, все предусмотрено...
Что могло произойти:
-карабин не пристегнут к тросу в самолете. Падение свободное (скорость вроде примерно 50 м/c), если на запаске нет прибора и не дернуть ее кольцо - кранты. Виноват выпускающий.
-стабилизирующий раскрылся, скорость 35, основной не вышел из-за ошибки в укладке или неисправности замка (был мокрым и замерз, к примеру), про кольцо не вспомнил или это не помогло, прибора на запаске нет, ее кольцо не дернул - все зависит от того, куда упасть. Были случаи, что все обходилось сравнительно легко. Зимой в снег наиболее приемлемо :-/. Виноват или проверявший технику перед прыжком, или укладывавший...
-все так же, запасной парашют введен в действие слишком поздно, на малой высоте и не успел наполниться. Виноват парашютист, плохо подготовился к прыжку. Дальше как повезет...
Самое неясное - почему при отказе основного купола парашютист, скорее всего, не воспользовался запасным? Действия при отказах должны отрабатываться в ходе подготовки. Ответ, увы, очевиден - нужны тренировки, тренировки, тренировки...

С уважением, Boris.

От Kirill
К Boris (04.02.2003 23:27:12)
Дата 05.02.2003 01:00:59

Re: ЧП в...

Приветствую!
Я не оспариваю, а дополняю слюственными знаниями.
>Спереди прикреплен запасной парашют З-5 или З-6, там есть свое кольцо и должен быть еще один ППК-У, на сей раз установленный на срабатывание на высоте 300 метров над аэродромом. Если его не обезвредить после нормального открытия купола основного парашюта, запаска раскроется.
>Как видим, все предусмотрено...
Вы все правильно написали, за исключением того, что в мое время (1986-1988) приборов на запаске небыло. Может быть сейчас их оборудуют?
>Что могло произойти:
>-карабин не пристегнут к тросу в самолете. Падение свободное (скорость вроде примерно 50 м/c), если на запаске нет прибора и не дернуть ее кольцо - кранты. Виноват выпускающий.
Маловероятно. В Ан-2 корабль всего 10 человек. Не проверить каждого с учетом того, что до выброски он минут 15 летает - проблематично.
Есть другая фигня насчет стабилизации. На моих глазах, еще на земле при проверке стабилизаций проверяющий ее посильнее дернул, и она осталась у него в руках. Если проверяющий прохлопал бы это дело - парню был бы каюк.
>-стабилизирующий раскрылся, скорость 35, основной не вышел из-за ошибки в укладке или неисправности замка (был мокрым и замерз, к примеру)
Ошибка в укладке? После каждого этапа проходит офицер ВДС и проверяет. И парашют так устроен, что стропы узлом не завяжешь, а купол мы бывало сапогами в рюкзах запихивали. По моему мнению, для того, чтобы купол не вышел, надо замок законтровать проволокой, тогда шансов нет.
Мое ИМХО - неисправность прибора.
>про кольцо не вспомнил или это не помогло, прибора на запаске нет, ее кольцо не дернул - все зависит от того, куда упасть. Были случаи, что все обходилось сравнительно легко. Зимой в снег наиболее приемлемо :-/.
Виноват или проверявший технику перед прыжком, или укладывавший...
Скорее всего - проверяющий. Есть еще одна фишка. При прыжках с АНа, чтобы напрыгать побольше прыжков (и соответственно получить побольше денег) офицеры успевали прыгать дважды. Сами они (по крайней мере в мое время) укладкой парашютов не очень то активно занимались. Поэтому рядовому составу приходилось успеть сложить не только свой купол, а еще и пару офицерских. Частенько свой парашют складывал кто нибудь другой. Но все равно, без поэтапных проверок ни разу не обходилось. И без предпрыжковых проверок (уже с парашютом за спиной у самолета) тоже.
>Самое неясное - почему при отказе основного купола парашютист, скорее всего, не воспользовался запасным? Действия при отказах должны отрабатываться в ходе подготовки. Ответ, увы, очевиден - нужны тренировки, тренировки, тренировки...
Попробуй сообразнуть, что его надо дернуть, когда свистишь... Впрочем, есть еще один вариант. Для того чтобы сработала запаска, просто дернуть за кольцо мало. Она просто вываливается и болтается между ног. ЕЕ надо словить (сам купол), и с силой отбросить в сторону, а затем подергать за стропы, чтобы купол наполнился. На все это надо время и соображалка. Если у парня было мало прыжков, то это все наслаивается, и в полете грамотно сообразить что надо делать практически невозможно.

С уважением...

От Лис
К Kirill (05.02.2003 01:00:59)
Дата 05.02.2003 20:48:14

Re: ЧП в...

>Для того чтобы сработала запаска,
>просто дернуть за кольцо мало. Она просто вываливается и
>болтается между ног. ЕЕ надо словить (сам купол), и с силой
>отбросить в сторону, а затем подергать за стропы, чтобы купол
>наполнился. На все это надо время и соображалка. Если у парня было
>мало прыжков, то это все наслаивается, и в полете грамотно
>сообразить что надо делать практически невозможно.

При полном отказе купола этого делать не обязательно. Скорости потока вполне достаточно, чтобы все нормально наполнилось. А вот при частичном отказе (когда сверху какой-то ком мануфактуры все-таки болтается) это делать _обязательно_. Причем не столько оттого, что скорости для нормального наполнения может не хватить, сколько для того, чтобы наполняющаяся запаска в стропы основного купола не "поползла". А вообще все это должно вдалбливаться бойцам и доводиться до уровня "мышечной памяти". у нас помимо положеных до совершения 1-го прыжка 60 часов наземной подготовки считалось обязательным проводить на парашютном городке еще хотя бы половину утреннего физчаса.

От Бродяга
К Kirill (05.02.2003 01:00:59)
Дата 05.02.2003 20:21:01

Re: ЧП в...

День добрый всем!

>>Попробуй сообразнуть, что его надо дернуть, когда свистишь... Впрочем, есть еще один вариант. Для того чтобы сработала запаска, просто дернуть за кольцо мало. Она просто вываливается и болтается между ног. ЕЕ надо словить (сам купол), и с силой отбросить в сторону, а затем подергать за стропы, чтобы купол наполнился. На все это надо время и соображалка. Если у парня было мало прыжков, то это все наслаивается, и в полете грамотно сообразить что надо делать практически невозможно.

Наверное, немного не так...Всегда считалось, что при полном отказе основного купола запаска наполняется самостоятельно, хотя отмечалось, что при раскрытии запаски необходимо развернуться боком на поток для сокращения времени наполнения купола. Если же отказ частичный и скорость снижения меньше скорости свободного падения - тогда, да, предписывается свободной рукой клапан запаски прижать, руками выбросить купол в сторону и помочь выходу строп

С приветом,
Бродяга

От Boris
К Kirill (05.02.2003 01:00:59)
Дата 05.02.2003 08:09:08

Re: ЧП в...

Доброе утро,
>Вы все правильно написали, за исключением того, что в мое время (1986-1988) приборов на запаске небыло. Может быть сейчас их оборудуют?
Прибор на запаске может быть, а может и не быть. Карман специальный там есть всегда :))) Все зависит от подготовки, типа и способа раскрытия основного купола и главное - от его, прибора, наличия. Наверное, случаи применения описаны в Наставлении по ВДП или Курсе ПДП, как там это называется.
>Маловероятно. В Ан-2 корабль всего 10 человек. Не проверить каждого с учетом того, что до выброски он минут 15 летает - проблематично.
Согласен, но в прошлом году в РОСТО так два человека убилось... В сети есть статистика и разбор катастроф, посмотрите.
>Есть другая фигня насчет стабилизации. На моих глазах, еще на земле при проверке стабилизаций проверяющий ее посильнее дернул, и она осталась у него в руках. Если проверяющий прохлопал бы это дело - парню был бы каюк.
Это да. Дефект техники, должен выявляться при укладке.
>Ошибка в укладке? После каждого этапа проходит офицер ВДС и проверяет. И парашют так устроен, что стропы узлом не завяжешь, а купол мы бывало сапогами в рюкзах запихивали. По моему мнению, для того, чтобы купол не вышел, надо замок законтровать проволокой, тогда шансов нет.
>Мое ИМХО - неисправность прибора.
Наверное, Вы правы.
>Попробуй сообразнуть, что его надо дернуть, когда свистишь... Впрочем, есть еще один вариант. Для того чтобы сработала запаска, просто дернуть за кольцо мало. Она просто вываливается и болтается между ног. ЕЕ надо словить (сам купол), и с силой отбросить в сторону, а затем подергать за стропы, чтобы купол наполнился. На все это надо время и соображалка. Если у парня было мало прыжков, то это все наслаивается, и в полете грамотно сообразить что надо делать практически невозможно.
Вот я и пишу - тренировки, тренировки, тренировки...
Про срабатываение запаски: при рабочем основном куполе запасной З-5 и З-6 действительно вываливается вниз и его надо "потрясти", да еще желательно в нужную сторону (при вращении). У З-6П купол выбрасывается пружиной. Но при отказе основного купола запаска наполняется сразу, никаких манипуляций, кроме как с кольцом, не нужно. Скорость...
С уважением, Boris.

От Skwoznyachok
К Boris (05.02.2003 08:09:08)
Дата 05.02.2003 08:59:19

Re: ЧП в...

>>Ошибка в укладке? После каждого этапа проходит офицер ВДС и проверяет. И парашют так устроен, что стропы узлом не завяжешь, а купол мы бывало сапогами в рюкзах запихивали. По моему мнению, для того, чтобы купол не вышел, надо замок законтровать проволокой, тогда шансов нет.
>>Мое ИМХО - неисправность прибора.
>Наверное, Вы правы.
Вполне хватает, если контровать двухконусный замок не штатно - сердцевинной х/б нитью из шнура ШХБ-40, кажется, а взять очень похожую из основной капроновой стропы. Упомянуто было в сборнике описаний летных происшествий по ДОСААФ за 198-лохматый год, точно не помню. Открытие запасного парашюта прибором.
В войсках после первых двух прыжков в карантине приборы на запаску у нас не ставились.

От Лис
К Skwoznyachok (05.02.2003 08:59:19)
Дата 05.02.2003 20:38:41

Вообще двухконусный замок --

-- пакость еще та. На зимних прыжках, например, дает иной раз отказы из-за замерзания не смытой консервирующей смазки. Бывает (правда, крайне редко), что при разрыве контровки ее кончик попадает между корпусом и затвором замка и клинит его насмерть.
А что до контровки -- то однажды у меня бойчина умудрился нитку с контровочным шнуром ШХБ-20 спутать (тем, котороым стабилку с ее камерой через колечки контрят). Правда, этот тут же было замечено и вместо прыжка вояка отправился в наряд по кухне...

Ну а насчет раскрытия запаски -- бывает, что в нештатной ситуации человека переклинивает. Как говорится: "Коэфициент обалдения далеко за 200". Ну а потом в акте комиссии пишется: "Попыток ввода в действие запсного парашюта не производилось"... А в армейской практике приборов на запасках, как правило, не ставят. Это чисто ДОСААФ-овская причуда.

От Skwoznyachok
К Лис (05.02.2003 20:38:41)
Дата 06.02.2003 06:20:58

Про раскрытие запаски...

Вообще в постинге я имел ввиду, что после полного отказа основного купола в том конкретном летном происшествии ввод запаски произошел автоматически, по достижении заданной прибором высоты....

От Skwoznyachok
К Лис (05.02.2003 20:38:41)
Дата 06.02.2003 06:18:03

Re: Вообще двухконусный...

О Боже... А как он умудрился ШХБ-20 в дырки на замке пропихнуть?! Иголку, что ли, использовал?! Чудны дела, твои, Господи... Я еще понимаю, как можно перепутать сердцевину из ШХБ-40 и капроновой стропы, у них хоть диаметр одинаковый...